Савва Мамонтов: биография, личная жизнь, меценатская деятельность, интересные факты. Савва Иванович Мамонтов – русский меценат, режиссер, певец и скульптор

Детство и юность

Родился 4 октября 1841 года в купеческой семье Ивана Фёдоровича Мамонтова и Марии Тихоновны (Лахтиной), был четвёртым ребёнком. В 1849 году И. Ф. Мамонтов переехал в Москву . Семья Мамонтовых жила богато: арендовала роскошный особняк, устраивала приёмы, балы. Образ жизни Мамонтовых был не типичен для капиталистов тех времён, связей и знакомств в Москве у И. Ф. Мамонтова не было.

В 1852 году умерла мать Саввы Мамонтова - Мария Тихоновна. Семья Мамонтовых переехала в более простой (но и более обширный) дом. Савва вместе со своим братом был отдан в гимназию и проучился там год без особых успехов. В августе 1854 года Савва вместе с двоюродными братьями были зачислены в Институт Корпуса горных инженеров, учащиеся которого получали как инженерные, так и военные знания. Савва демонстрировал хорошее поведение, однако имел черту увлекаться интересными ему предметами, игнорируя другие: так, быстро выучив немецкий язык и имея по нему отличные баллы, он получал двойки и тройки по латыни. Успехами в образовании он не отличался, чем вызывал беспокойство своего отца.

Предпринимательская деятельность

И. Ф. Мамонтов занялся строительством железных дорог. Летом 1863 года была запущена Московско-Троицкая железная дорога . Иван Фёдорович был избран членом правления этой дороги. Савва же всё больше увлекался театром, вошёл в театральный кружок. Отец Саввы с тревогой относился к праздным увлечениям сына. Сам Савва всё хуже учился в университете.

Видя это, Иван Фёдорович Мамонтов решил отправить Савву по делам Закаспийского товарищества (он был его сооснователем) в Баку . Осенью 1863 года Савва Мамонтов стал руководить центральным Московским отделением товарищества.

В 1864 году Савва посетил Италию, где начал брать уроки пения. Там же он познакомился с дочерью московского купца Григория Григорьевича Сапожникова - Елизаветой, впоследствии ставшей его женой (свадьба в 1865 году в Киреево). Семья Сапожниковых занимала высокое положение в обществе, и согласие на брак было подтверждением прочности позиций Мамонтовых. Елизавете было около 17 лет, она не отличалась особой красотой, но любила читать, пела, много занималась музыкой. Молодая семья поселилась в доме на Садовой-Спасской улице , купленном отцом Саввы Мамонтова. Этот особняк неоднократно перестраивался.

И. Ф. Мамонтов был крупным акционером и директором общества Московско-Ярославской железной дороги , возглавляемого Ф. В. Чижовым (1811-1877). Ранее Чижов был профессором математики Петербургского университета. Он был знаком со многими писателями и художниками и сыграл в жизни Саввы большую роль.

В 1869 году умер Иван Фёдорович Мамонтов. Чижов втягивал Савву в самостоятельную предпринимательскую деятельность, и в 1872 году по его рекомендации Савва занял пост директора общества Московско-Ярославской железной дороги. Савва Мамонтов избирается гласным Городской думы и действительным членом Общества любителей коммерческих знаний, становится признанным членом московского купечества.

Савва и его жена Елизавета Григорьевна решили приобрести свой дом за городом (Киреево было унаследовано старшим братом). Узнав, что продаётся усадьба писателя С. Т. Аксакова , супруги осмотрели дом в Абрамцево (1870). Несмотря на его плохое состояние, из-за живописной местности вокруг и архитектуры дома Мамонтовы приобрели усадьбу (за 15 тысяч рублей, на имя жены). Мамонтовы неоднократно перестраивали дом и благоустраивали усадьбу.

Мамонтову всё ещё была тяжела предпринимательская деятельность, особенно после очередного посещения Италии. Однако после избрания директором железной дороги бросить дело он уже не мог - увлёкся.

В 1876 году государство назначило конкурс на проведение Донецкой каменноугольной железной дороги. Соискатели обязаны были предоставить проект и смету. Савва Мамонтов выиграл торги. В 1882 году строительство Донецкой каменноугольной железной дороги полностью завершилось, после чего она была выкуплена государством.

В начале 1890-х годов правление Московско-Ярославской железной дороги приняло решение продлить дорогу до Архангельска , что соответствовало увеличению протяжённости дороги почти в два раза. Савва Мамонтов считал данную дорогу необходимой стране и строил её практически без финансовой заинтересованности.

Мамонтов был чужд государственных наград, однако министр финансов С. Ю. Витте добивался для него и престижных званий и даже ордена Владимира 4-ой степени.

Меценатская деятельность

Савва Мамонтов активно поддерживал различные виды творческой деятельности, заводил новые знакомства с художниками, помогал организациям культуры, устраивались домашние спектакли, даже организовал на сцене театра Солодовникова частную оперную труппу (1885; частные труппы были разрешены с 1882). В 1870-1890 годах имение Абрамцево стало центром художественной жизни России. Здесь подолгу жили и работали русские художники (И. Е. Репин , М. М. Антокольский , В. М. Васнецов , В. А. Серов , М. А. Врубель , М. В. Нестеров , В. Д. Поленов и Е. Д. Поленова , К. А. Коровин) и музыканты (Ф. И. Шаляпин и другие). Многим художникам Мамонтов оказывал существенную поддержку, в том числе и финансовую, но не занимался коллекционерской деятельностью.

Культурная деятельность Мамонтова была многим неприятна, даже родственникам, уж не говоря о директорах железной дороги, инженерах. Однако Мамонтов вкладывал в театр огромные деньги, его не останавливали неудачи.

Неудача

В 1890-х годах Савва решает создать объединение промышленных и транспортных предприятий. Были куплены и арендованы несколько заводов, однако они нуждались в модернизации и требовали огромных капиталовложений. Уследить за их использованием было очень трудно, и часть средств просто разворовывалась.

Средств становилось всё меньше. В августе 1898 года Мамонтов продал 1650 акций Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги Международному банку и получил специальную ссуду под залог акций и векселей, принадлежащих ему и его родственникам. Это был очень рискованный шаг, который закончился полным крахом Саввы Мамонтова. Савва переводил деньги для объединения и реконструкции заводов со счетов других предприятий, что было уже нарушением закона.

Мамонтов надеялся покрыть расходы путём получения государственной концессии на постройку магистрали Петербург-Вятка , у него были и другие планы прокладки дорог, поддерживаемые С. Ю. Витте . В июне 1899 года Савва не смог расплатиться с Международным банком и другими кредиторами. Министерство финансов назначило ревизию. По некоторым источникам, ревизия была плодом интриг директора Международного банка А. Ю. Ротштейна и министра юстиции Н. В. Муравьёва . В любом случае государство было заинтересовано в получении дороги.

Прокурор Московского окружного суда А. А. Лопухин писал: «То самое министерство финансов, которое в лице его главы, С. Ю. Витте, только что выступило в качестве инициатора в вопросе о предоставлении названному обществу выгодной концессии (на строительство дороги Петербург-Вятка - примечание), выступило в лице того же С. Ю. Витте с требованием об отобрании у него этой самой концессии и о принятии мер, которые были сознательно направлены к финансовой гибели и железнодорожного общества, и крупных его акционеров». Несомненно, С. Ю. Витте, до некоторого момента находившийся в дружеских отношениях с Мамонтовым, резко поменял свою позицию.

Савва ещё мог распродать имущество и погасить задолженности, но дело было доведено до суда: сам Мамонтов был арестован и посажен в Таганскую тюрьму , его имущество описано. В газетах циркулировали слухи об огромных хищениях средств. Несмотря на все усилия друзей Мамонтова и положительное мнение рабочих, Савва несколько месяцев просидел в тюрьме. Обстоятельства дела позволяют сказать, что освобождению Саввы Мамонтова сознательно препятствовали. Муравьёв Н. В. целенаправленно искал сведения о злоупотреблениях Мамонтова, но найти ничего не смог.

В тюрьме Савва лепил скульптуры охранников и по памяти. Известный адвокат Ф. Н. Плевако защищал в суде Савву Мамонтова, свидетели говорили о нём только хорошее, а следствие установило, что Савва не присваивал денег. Присяжными Мамонтов был оправдан, зал суда был наполнен незатихающими аплодисментами.

Имущество Саввы Мамонтова было распродано почти полностью, многие ценные произведения ушли в частные руки. Железная дорога ушла в государственную собственность по стоимости, значительно ниже рыночной, часть акций досталась другим предпринимателям, в том числе и родственникам Витте.

Все долги были погашены. Однако Мамонтов потерял деньги и репутацию и был уже не способен заниматься предпринимательской деятельностью. До конца жизни Савва сохранил любовь к искусству и любовь старых друзей - творцов.

Савва Иванович Мамонтов скончался 6 апреля 1918 года и был похоронен в Абрамцеве. На фоне событий, потрясавших страну, его смерть оказалась почти незамеченной.

Память

  • Памятники на привокзальных площадях Сергиева Посада (1999) и Ярославля (2008) .
  • Платформа Мамонтовская недалеко от Москвы (Ярославское направление).
  • В честь Саввы Мамонтова был назван электропоезд ЭД4 МК-0089.
  • В честь Саввы Ивановича названа шрифтовая гарнитура , основанная на плакатных шрифтах начала XX века.

Семья

Дети: Сергей, Андрей, Всеволод, Вера, Александра Сын: Мамонтов, Сергей Саввич (1867-1915), - поэт, драматург, создатель театра миниатюр.

См. также

Ссылки

  • Савва Мамонтов и Донецкая каменноугольная железная дорога
  • Савва Мамонтов и строительство Северной железной дороги

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 15 октября
  • Родившиеся в 1841 году
  • Родившиеся в Тобольской губернии
  • Родившиеся в Тюменской области
  • Умершие 6 апреля
  • Умершие в 1918 году
  • Умершие в Московской губернии
  • Умершие в Московской области
  • Мамонтовы
  • Предприниматели Российской империи
  • Меценаты Российской империи
  • Гласные Московской городской думы
  • Члены Московского Английского клуба до 1917 года
  • Похороненные в Московской области

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Мамонтов, Савва Иванович" в других словарях:

    Крупный промышленник, меценат, деятель в области русского искусства, театра и музыки. Учился в Петербургском горном институте, затем на юридическом факультете Московского… … Большая советская энциклопедия

    - (1841 1918) российский промышленник и меценат. Из купцов. Акционер железнодорожного и промышленного обществ; разорился в 1899. Общался с крупнейшими деятелями русской культуры. В 1870 90 подмосковное имение Мамонтова Абрамцево стало центром… … Большой Энциклопедический словарь

    - (1841 1918), промышленник и меценат. Из купцов. Акционер железных дорог и промышленных обществ. В 1870 1890 подмосковное имение Мамонтова Абрамцево стало одним из центров художественной жизни. При содействии Мамонтова были созданы художественные… … Энциклопедический словарь

15 октября 1841 года родился Савва Мамонтов. Неудачливый бизнесмен, великий меценат, основатель театров и опер, растратчик и арестант Таганской тюрьмы - Мамонтов прожил яркую жизнь. Его вклад в развитие русского искусства трудно переоценить.

Не тяжело в ученье

Среди современной молодёжи школьного и институтского возраста бытует поветрие: во время плохой успеваемости вспоминать Эйнштейна, который не ахти как учился. Это, конечно, служит отличным моральным оправданием за плохую учебу, но как-то непатриотично. Мы поможем мятежным двоечникам. В России был Савва Мамонтов. Отправляясь на пересдачу можно себя успокаивать мыслью: "А Мамонтов тоже плохо учился".

Савва Мамонтов, сын богатого промышленника хорошо учился только по тем предметам, которые ему нравились. В доме Мамонтовых, когда Савве было ещё только 15 лет, собирались амнистированные декабристы. Рос мятежный и мечтательный мальчик. Он начал увлекаться театром, да так, что его Отец, Иван Фёдорович, стал опасаться за судьбу сына, но увлечению этому не мешал. Мать Саввы умерла, когда будущему миллионеру было только 11 лет. Латынь в гимназии за Савву сдал другой ученик, а Савва поступил на Юридический факультет Московского университета, продолжая при этом увлеченно любить искусство и театр. В душе Мамонтова с детства будут бороться поэт и юрист.

Железная дорога

Для середины XIX века железные дороги были самой прибыльной и инновационной вещью. "Железнодородный бум" можно сравнить с появлением и развитием Интернета. Это было и "НАНО" и "НУНО" тогдашней России. Железная дорога могла стать для её строителя сокровищницей Креза, а могла - навыйным камнем. С Мамонтовым случился второй вариант.

К золотой жиле "Железных дорог", которую для Саввы открыл отец, сын сначала даже не хотел и подходить. Он вообще не особо рвался в семейный бизнес, предпочитая заниматься театром и ездить в Италию, чтобы брать уроки пения. Однако, благодаря протекции директора общества Московско-Ярославской железной дороги, Савва входит в дело, но первое время никак не может увлечься. Надо понимать, что Мамонтов с детства учил только те предметы, которые любил сам. Пришлось Мамонтову полюбить и железные дороги. Этот тот случай, когда любовь доводит до трагедии.

Нестандартно подошел Савва Мамонтов к именам своих детей. Их звали: Сергей, Андрей, Всеволод, Вера, Александра. Как можно понять, по первым буквам имен отчетливо считается САВВА. В переводе с древнееврейского "Савва" означает старик, мудрец. Кстати, сын Саввы, Сергей, был в отца: создал театр миниатюр, был драматургом и поэтом.

Абрамцево

В 1870 году, то есть на 29 год жизни Саввы, он с женой Елизаветой Григорьевной приехал осматривать дом в Абрамцево. Дом был так себе, но местность вокруг убедила Савву взять именно его. Очевидно, что это было "место силы" и Савва это почувствовал фибрами своей поэтической души. Интуиция не подвела: через несколько лет Абрамцево стало творческой лабораторией, где подолгу жили и творили И. Е. Репин, М. М. Антокольский, В. М. Васнецов, В. А. Серов, М. А. Врубель, М. В. Нестеров, В. Д. Поленов и Е. Д. Поленова, К. А. Коровин. Из певцов часто гостил Шаляпин. Знаменитая "Девочка с персиками" - дочь Саввы Вера. Она станет женой обер-прокурора Святейшего Синода Александра Самарина, но рано умрет от туберкулеза. В память о жене Самарин построит церковь, а после освобождения из тюрьмы будет жить в том же Абрамцево.

Фёдор Шаляпин сыграл в жизни Мамонтова важную роль. Именно благодаря Мамонтову Шаляпин "поднялся". Русская частная опера, организованная Мамонтовым, породила немало талантов, но Фёдор Шаляпин также сыграл и неоднозначную роль в жизни Саввы. Мамонтов заплатил огромную неустойку за переход Шаляпина в его труппу, но был слишком ревностным учителем для свободолюбивого Фёдора. В итоге Шаляпин вернулся в Большой.

Когда Мамонтов отбывал тюремный срок за растрату "железнодорожных" денег на нужды искусства, Шаляпин его так и не навестил. Коровин навещал Мамонтова в доме сына, куда Савву перевели под домашний арест. Савва Иванович грустно сказал художнику: «А Феденьке Шаляпину я написал, но он что-то меня не навестил». Серов по этому поводу сказал Коровину лаконично: «Мало сердца». Перед смертью Мамонтов завещает, чтобы Шаляпина не пустили на его похороны (на похороны Мамонтова, конечно).

Позже в своей автобиографии Шаляпин напишет: «Савве Ивановичу я обязан своей славой. Ему я буду признателен всю мою жизнь...». Вот и пойми этих художников после этого...

Скромный учитель

К театралам: "Почему при упоминании актерских методик всегда упоминается Станиславский и никогда - Мамонтов? ". Маленький Савва в детстве посещал драмкружок вместе с другом детства, также выходцем из купеческого сословия Костей Алексеевым, который впоследствии взял себе звучный псевдоним - Станиславский. Мамонтов выступал в роли Кудряша в «Грозе», а роль Дикого исполнял сам автор – Александр Николаевич Островский.

Через много лет Станиславский назовёт Мамонтова своим учителем. Мамонтова можно считать основателем целой театральной и оперной школы. Его имя стало нарицательным в контексте благотворительности и меценатства, но Савва Мамонтов был не лукавым инвестором, который наживается на искусстве. Инвестором он был слабым, его тяга к прекрасному в ущерб бизнесу погубила режиссера, мечтателя и большого умницу Савву.

Богатых людей в России было не два и не десять. Большинство из них множат капиталы, прозябают на заграничных курортах, меняют жён и любовниц, отдают детей в престижные ВУЗы... Отец Мамонтова, возможно, устроил сына в университет по "блату", и работу Савва получил по протекции, но разительно отличается жизненная модель поведения этого человека от поведения большинства "мажоров" и нувориш. Мамонтов жил какой-то безумной мечтой о приоритете прекрасного над бытовым. Кто ещё из богатеев купит старый дом, превратит его в рай для художников, будет отчислять огромные суммы на благотворительность, отсидит за это в тюрьме... Мамонтов после всех перипетий и предательств (кроме Шаляпина, его предал сам Витте) сдаст, начнет быстро стареть. Он окажется в тени, одинокий и нищий. Человек, который поднял русское искусство ценой собственной жизни.

Дата и место рождения – 15 октября 1841 г., Ялуторовск, Тобольская губерния, Российская империя (ныне Тюменская область).

Дата и место смерти – 6 апреля 1918 г. (76 лет), Абрамцево, Московская губерния, РСФСР (ныне Московская область).

Савва Мамонтов – не просто купец. И даже не просто меценат. Он режиссер, драматург, певец, скульптор. Владелец Частной оперы, которая сделала Федора Шаляпина великим артистом. В домашнем театре Мамонтова играл молодой купец Константин Алексеев, взявший впоследствии псевдоним Станиславский.

Б иография

Родился 3 октября 1841 года в купеческой семье Ивана Фёдоровича Мамонтова и Марии Тихоновны Лахтиной, был четвёртым ребёнком. В 1849 году И. Ф. Мамонтов переехал в Москву. Семья Мамонтовых жила богато: арендовала роскошный особняк, устраивала приёмы, балы. Образ жизни Мамонтовых был нетипичен для капиталистов тех времён, связей и знакомств в Москве у И. Ф. Мамонтова не было.

В 1852 году умерла мать Саввы Мамонтова, Мария Тихоновна. Семья Мамонтовых переехала в более простой, но и более просторный дом. Савва вместе со своим братом был отдан в гимназию и проучился там год без особых успехов. В августе 1854 года Савва вместе с двоюродными братьями был зачислен в Институт Корпуса горных инженеров, учащиеся которого получали как инженерные, так и военные знания. Савва демонстрировал хорошее поведение, однако имел черту увлекаться интересными ему предметами, игнорируя другие: так, быстро выучив немецкий язык и имея по нему отличные баллы, он получал двойки и тройки по латыни. Успехами в образовании он не отличался, чем вызывал беспокойство своего отца.

Начиная с 1858 года, Савва регулярно посещал театр и высказывал своё мнение о постановках в дневнике. Семья Саввы устраивала вечера, где проводились обсуждения спектаклей и книг, пение, музицирование.

В 1860 году Савва не выдержал экзамена по латыни и был зачислен на повторное обучение. И он, и его отец тяжело переживали это. Латынь за Савву сдал другой юноша, а сам Савва поступил в Императорский Санкт-Петербургский университет, переведясь затем на юридический факультет Московского университета.

В 1864 году Савва отправляется в Италию, чтобы подлечиться и изучить положение на местных рынках. Здесь он знакомится со своей будущей женой – Елизаветой Григорьевной Сапожниковой. 17-летняя девушка не отличалась особенной красотой. Но Савву Мамонтова привлекло в ней совсем не это. Она увлекалась искусством, прекрасно пела, много читала и занималась музыкой. Спустя год состоялась пышная свадьба, после которой молодые поселились в Москве.

Ж елезнодорожный магнат

“Он не меценат, а друг художников”, – говорил о Савве Ивановиче знаменитый живописец Виктор Васнецов, усадьба Мамонтова, – настоящий центр русской художественной культуры. Здесь жили и работали Репин, Поленов, Левитан, Нестеров, Коровин, Антокольский. Серов писал свою хрестоматийную “Девочка с персиками” тоже в Абрамцеве – с дочери Мамонтова.

Савва Иванович жил в мире искусства, но не забывал и о бизнесе. Как коммерсант Мамонтова отличала тяга к масштабным и несколько рискованным проектам. В особенности это касалось железнодорожного строительства.

Железные дороги играли исключительную роль в российской экономике того времени. Тогдашних железнодорожных магнатов можно сравнить разве что с теперешними нефтегазовыми олигархами. Неудивительно, что с конца XIX века государство стремилось прибрать этот бизнес к своим рукам.

Но начинал Савва Иванович еще во времена Александра II, когда правительство, наоборот, стремилось передать дороги в частные руки. В 1870-х годах он строит Донецкую железную дорогу. В то время Донбасс еще не был крупнейшим промышленным центром. Многие сомневались в рентабельности мероприятия, называли Мамонтова авантюристом. Однако проект был успешно доведен до конца.

Затем Мамонтов загорелся идеей устройства концерна, чтобы объединить в одних руках весь цикл: от производства техники и рельсов до строительство собственно дороги. С этой целью он учредил паевое “Товарищество Невского механического завода”.

Невский механический завод – любимое место русского мецената

На его последний проект Мамонтова подвигло путешествие по северному побережью России. Для освоения тамошних богатств он решил строить железную дорогу до Архангельска. Идея была встречена скептически. Но у нее нашелся могущественный покровитель – министр финансов Сергей Витте. Он видел в этой магистрали важное стратегическое значение и передал концессию на строительство дороги “Акционерному обществу Московско-Ярославской железной дороги”, контроль над которым принадлежал Мамонтову.

П редсмертная записка

Закипела работа. По словам современников, Мамонтов не искал легкой прибили, не экономил на качестве. Для этого требовалось реконструкция Невского завода, переживавшего, мягко говоря, не лучшие времена. А Мамонтов мечтал, чтобы паровозы для русских железных дорого производились не за границей, а в России. То есть вел политику импортозамещения, которую, увы, в те времена не смогли оценить.

Савва Иванович с компаньонами совершили весьма опрометчивый поступок: перевели деньги из “Акционерного общества Московско-Ярославской железной дороги” в “Товарищество Невского механического завода”. На 6 миллионов рублей больше, чем можно было по закону. Оба предприятия контролировал Мамонтов. Но все же они были акционерными. Получалось, что Савва Иванович переводил в том числе деньги акционеров, поставив их интересны под угрозу. Ведь в кассе железной дороги образовался огромный дефицит.

С ергей Витте

Сергей Юльевич Витте – премьер-министр в “деле Мамонтова” действовал небескорыстно.

В дело вмешался министр финансов, который, зная о не вполне законных операциях с деньгами, продолжал поддерживать Савву Ивановича. Или делал вид, что поддерживает. Витте передал Мамонтову концессию на строительство Северной железной дороги Санкт-Петербург – Вятка, которая должна была принести быструю прибыль и поправить дела. Тот же Витте присоветовал оказавшемуся в тяжелой ситуации предпринимателю взять значительный кредит у банкира Ротштейна, своего доверенного лица.

Кредит был взят, но тут Витте неожиданно отобрал лицензию на постройку дороги до Вятки. Это означало крах Мамонтова. Говорили, что под Савву копал министр юстиции Николай Муравьев. А Витте, который во всей этой истории сам был не без греха, сдал Мамонтова с потрохами.

Но вообще-то поступок Витте вполне соответствовал его экономическим воз-резаниям. В то время министр финансов уже твердо уверовал, что железные дороги должны принадлежать казне. Он полагал, что нельзя допускать, чтобы в государстве “создались как бы особые царства, железнодорожные, в которых царили маленькие железнодорожные короли”.

Началось следствие по “мамонтовскому делу”. Аудит выявил факт незаконной передачи 6 миллионов рублей. На железной дороге и на заводе было введено внешнее управление, которое возглавил чиновник с фамилией Хитрово.

Покрыть злосчастные 6 миллионов Мамонтов не смог. Его арестовали. При аресте в кабинете нашли записку из разряда тех, что принято называть предсмертными, и заряженный пистолет, воспользоваться которым Мамонтов не успел. Или не решился.

Н а скамье подсудимых

Хитрово полностью оправдал свою фамилия: акции Северной дороги и Невского завода были за треть стоимости переданы в казну. Государству же отошла и Московско-Ярославская дорога, и ее Архангельская ветка, хотя, по идее, они должны были достаться кредитору Ротштейну. Одним “железно-дорожным королем” стало меньше.

Поговаривали, что Витте имел в этом деле и личный интерес – немного поиграл на стоимости акций, которые скупал через родственников жены. Тем временем имущество Мамонтова шло с молотка. Сам он, сидя в тюрьме, сохранял удивительное спокойствие. Писал, переводил и даже вылепил по памяти бюст Витте, которого вообще-то должен был проклинать.

Московский деловой мир был на стороне Мамонтова, однако бросить открытый вызов властям не решился. Зато богема, которую часто обвиняют в неблагодарности и эгоизму, не бросила своего бывшего покровителя. Исключением стали, пожалуй, лишь Коровин и Шаляпин, которые сразу же покинули Частную оперу и ни разу не навестили опального мецената в тюрьме.

Остальные мастера культуры хлопали за Мамонтова где могли. Валентин Серов лично уговорил Николая II выпустить Мамонтова под домашний арест. Василий Суриков и Василий Поленов наняли для него лучшего адвоката по уголовным делам – Федора Плевако.Деньги на “выкуп” Мамонтова собирали и железнодорожные рабочие.

С уд и свобода

Знаменитый адвокат Плевако построил защиту на бесспорном факте отсутствия корысти в действиях Мамонтова и его компаньонов. Пресловутые 6 миллионов Мамонтов должен был возместить. Приговор был встречен овацией. Плевако получил очередную порцию славы. Мамонтов вышел из зала суда свободным, но разоренным дотла.

Железные дороги отошли к казне, особняк со всеми произведениями искусства был продан. Частная опера смогла просуществовать еще два года. Магнат превратился в частное лицо. Остаток жизни он провел в Абрамцеве и в небольшом домике у Бутырской заставы, где имел маленький гончарный завод, на котором иногда сам работал у станка.

“Дело Мамонтова” – это даже не борьба частного капитала с государством. Савва Иванович, в отличие от многих других представителей московского купечества, никогда не интересовался политикой. Он просто попал под жернова государственной машины, которая, не задумываясь, переломала этого чудаковатого купца, мечтавшего о славе русского искусства и об освоении бескрайних просторов Русского Севера.

Источник – интернет и журнал “Загадки истории”. Автор – Глеб Сташков.

Савва Иванович Мамонтов – русский меценат, режиссер, певец и скульптор обновлено: Октябрь 4, 2017 автором: сайт

90 лет назад, 6 апреля 1918 г., умер Савва Иванович Мамонтов (1841-1918), меценат, театральный и музыкальный деятель, крупный промышленник

Крупный промышленник, меценат, деятель в области русского искусства, театра и музыки Савва Иванович Мамонтов родился 15 октября (по старому стилю 3 октября) 1841 года в Ялуторовске Тобольской губернии, ныне Тюменской области в богатой купеческой семье.

Учился в Петербургском горном институте, затем на юридическом факультете Московского университета. Успешно продолжая отцовское дело железнодорожного строительства, С.Мамонтов создал крупное состояние, разбогатев на железнодорожном строительстве. Был главным акционером общества Московско‑Ярославско‑Архангельской железной дороги, Товарищества Невского механического завода и общества Восточно‑Сибирских чугуноплавильных заводов.

Несколько лет жил в Италии, где занимался пением, изучал живопись. Он пел как оперный певец (итальянская опера предлагала ему выступать на ее сцене), был талантливым скульптором, художником, увлекался изготовлением майолики.

В 1870‑1890 годах его подмосковное имение Абрамцево стало центром художественной жизни; здесь собирались виднейшие русские художники (И. Е. Репин, М. М. Антокольский, В. М. Васнецов, В. А. Серов, М. А. Врубель, М. В. Нестеров, В. Д. и Е. Д. Поленовы, К. А. Коровин) и музыканты (Ф. И. Шаляпин и другие).

При поддержке Саввы Мамонтова были созданы художественные мастерские, развивавшие традиции народного творчества и ремёсел.

В 1885 году он основал на свои средства Московскую частную русскую оперу (существовала до осени 1904 года), пропагандировавшую творчество передовых деятелей русского музыкального искусства, утверждавшую новые принципы в оперно‑театральном искусстве, реалистический тип оперного спектакля.

Савва Мамонтов являлся основателем и строителем крупнейших железнодорожных магистралей России (от Ярославля до Архангельска и Мурманска и от Донецкого угольного бассейна до Мариуполя), основателем Мытищенского вагоностроительного завода, занимался добычей железной руды и выплавкой чугуна.

Он был гласным Московской городской думы, почетным и действительным членом Общества любителей коммерческих знаний, председателем Дельвиговского железнодорожного училища, основателем пяти коммерческих и промышленных училищ в разных частях Российской империи и, наконец, кавалером ордена Владимира 4‑й степени. Он был также автором книги "О железнодорожном хозяйстве России".

В начале 1990‑х годов С.Мамонтов задумал создать конгломерат связанных между собой промышленных и транспортных организаций. Он приступил к реконструкции взятого у казны Невского судостроительного и механического завода в Петербурге, приобрел Николаевский металлургический завод в Иркутской губернии. Эти предприятия должны были обеспечить транспортными средствами Московско ‑Ярославско‑Архангельскую железную дорогу, директором правления которой он был, и продолжить ее строительство, что позволило бы энергичнее осваивать Север. Из‑за нехватки финансовых вложений, связанных с промышленным кризисом в 1899 году С.Мамонтов разорился.

С.И. Мамонтов умер 6 апреля 1918 года после длительной болезни в Москве в доме у Бутырской заставы. Похоронен в Абрамцеве у Спасской церкви.

Мамонтовский период усадьбы Абрамцево. Село Абрамцево (до 2004 года ‑ дачный посёлок) расположено в городском поселении Хотьково Сергиево‑Посадского района Московской области.

Впервые Абрамцево упоминается в XIV веке. Свою славную историю подмосковное имение начинает с 1843 года, когда его приобретает писатель С.Аксаков, которого посещали многие литераторы, актеры, философы, историки, некоторые даже подолгу жили в гостеприимном аксаковском доме.

В 1870 году, через 11 лет после смерти Аксакова, имение Абрамцево было приобретено крупным предпринимателем и любителем искусства Саввой Ивановичем Мамонтовым, которому усадьба принадлежала до 1900 года. Увлекавшийся пением, музыкой и ваянием Мамонтов привлек к себе молодых талантливых художников, скульпторов, композиторов, музыкантов, актеров, певцов. В течение многих лет в его имении работали и отдыхали выдающиеся русские художники, в красной гостиной старинной усадьбы собирались его друзья: И.Е. Репин, В.М.Васнецов, А.М.Васнецов, В.Д.Поленов, И.С.Остроухов, М.А.Врубель, М.В.Нестеров, Н.В.Неврев, М.М.Антокольский, В.А.Серов, В.А.Коровин, И.И.Левитан, Ф.И.Шаляпин и многие другие. В 1878 году здесь образовалось своеобразное творческое объединение художников, которое вошло в историю искусства под названием «Абрамцевский Художественный кружок», сыгравший большую роль в развитии национальной художественной культуры России конца XIX- начала XX века. Членов этого кружка объединяло общее стремление к дальнейшему развитию русского национального искусства, опиравшегося на народное творчество и его художественные традиции. На протяжении четверти века подмосковное имение Мамонтова «Абрамцево» являлось крупным очагом русской культуры, местом, куда иногда на целое лето, иногда на более короткий срок приезжали художники, которые отдых совмещали с работой. В окрестностях Абрамцева В.Васнецов работал над картинами «Богатыри», «Аленушка», а в усадебном парке и поныне стоит его сказочная избушка «на курьих ножках». Знаменитый портрет Верушки Мамонтовой «Девочка с персиками» Серов написал в столовой Абрамцевского дома. Здесь же устраивались совместные вечерние чтения, которые незаметно вылились сначала в домашний театр, где при участии Ф.И.Шаляпина, К.С.Станиславского регулярно устраивались любительские спектакли, послужившие основой знаменитой Русской Частной оперы, откуда впервые зазвучал на всю Россию голос и имя Ф.Шаляпина, а волшебные декорации к постановкам, выполненные по эскизам художников «кружка», изумили весь театральный мир. Здесь возрождалось старорусское гончарное производство, разрабатывались новые формы предметов быта. В усадьбе открылась общеобразовательная школа для крестьянских детей.

Пытаясь возродить художественные кустарные промыслы, члены Абрамцевского кружка организовали две мастерские: столярно‑резчицкую и керамическую. Благодаря им в конце XIX века в окрестностях усадьбы возникла школа абрамцево‑кудринской резьбы по дереву. Возникновение промысла тесно связано с Е. Д. Поленовой, организовавшей в усадьбе Мамонтова в 1882 году столярно‑резчицкую мастерскую, в которой учились и работали резчики из окрестных сёл: Хотьково, Ахтырки, Кудрино, Мутовки. В настоящее время мастеров абрамцевско‑кудринской резьбы готовит Абрамцевский художественно‑промышленный колледж имени В. М. Васнецова.

В 1918 году усадьба была национализирована. На ее территории был создан музей, первым хранителем которого стала младшая дочь Саввы Ивановича Мамонтова Александра Саввична

В советское время вокруг усадьбы вырос дачный посёлок художников, где жили и работали художники П. П. Кончаловский, Б. В. Иогансон, В. И. Мухина, И. И. Машков и многие другие. 12 августа 1977 года было опубликовано постановление Совета Министров РСФСР "О преобразовании музея‑усадьбы, Абрамцево" в Государственный историко‑художественный и литературный музей‑заповедник "Абрамцево".

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Савва Мамонтов был еще и выдающимся деятелем культуры, коллекционером, спонсором, одним из главных организаторов всей художественной жизни страны в начале ХХ века.

Театрал

«Всем, что делал Савва Иванович, тайно руководило искусство», - говорил о нем К.С. Станиславский. Бизнес для Мамонтова тоже был своего рода искусством, сферой приложения творческой энергии, реализации небывало дерзких идей.

Он родился 4 октября 1841 года. Его родина - маленький западносибирский городок Ялуторовск (от Тобольска, тогдашнего губернского города, - верст 150, от Тюмени, нынешнего областного центра, - 74 км). Савва был четвертым ребенком Ивана Федоровича Мамонтова и Марии Тихоновны Лахтиной. Иван Федорович Мамонтов происходил из семьи небогатого виноторговца, но ко времени рождения Саввы уже управлял ялуторовским винным откупом, а в 1843 году вошел в первую купеческую гильдию в Чистополе.

В 1849 году И.Ф. Мамонтов с женой и детьми переехал в Москву. Теперь он принадлежал к десятке крупнейших винных откупщиков России с доходами свыше 3 млн руб. Семья потомственного почетного гражданина Мамонтова жила богато: устраивала приемы, балы, при детях были гувернер-немец и гувернантка-француженка. Савва учился в гимназии, а затем в Московском университете. В годы студенчества он страстно увлекся театром, что плохо сказывалось на его учебе и сердило отца.

После того как в 1863 году была запущена Московско-Троицкая железная дорога, Иван Федорович Мамонтов был избран членом правления этой дороги, а Савву отправил в Баку по делам Закаспийского товарищества.

Из Баку Савва поехал торговать в «дикую Персию». Дела его там сложились удачно, но молодой Мамонтов скучал по Москве, ее бурной жизни, друзьям и, конечно, театру.

Сразу после возвращения сына из поездки Иван Федорович объявил о намерении передать дела в его руки. Выделив молодому преемнику начальный капитал и сняв для него новый дом на Ильинке, Мамонтов-старший отправил Савву в «самостоятельное плавание».

Осенью того же года Савва Мамонтов возглавил московское отделение Закаспийского товарищества. Таковы были первые его шаги на ниве предпринимательства.

В 1865 году Савва женился. Его супругой стала Елизавета Григорьевна Сапожникова из старинного, известного в Москве купеческого рода. Она разделяла любовь мужа к искусству и на многие годы стала его верной помощницей во всех делах.

Абрамцево

В 1869 году Иван Федорович скончался, оставив все свои начинания на троих сыновей. Не будучи по натуре бизнесменом (его душу прежде всего влекло к искусству), Мамонтов все же не отказывается продолжать дело отца и разворачивает железнодорожное строительство. Его привлекала идея связать между собой отдаленные северные территории с помощью сети современных путей сообщения. В 1872 году Савва Иванович занял пост директора Общества Московско-Ярославской железной дороги. Постепенно его признали серьезной величиной в купеческом сообществе Москвы и даже избрали гласным городской думы и действительным членом Общества любителей коммерческих знаний.

С этим периодом жизни Мамонтова связано и еще одно чрезвычайно важное событие - приобретение в 1870 году подмосковного имения Абрамцево. Этой старинной дворянской усадьбе, ранее принадлежавшей Аксаковым, суждено было стать колыбелью меценатской деятельности Мамонтова, «ядром» многих его творческих и предпринимательских проектов, своего рода кузницей талантов.

В 1870-1890 годах имение Абрамцево стало центром художественной жизни России. Здесь подолгу жили и работали русские художники (И.Е. Репин, В.М. Васнецов, В.А. Серов, М.А. Врубель, В.Д. Поленов, К.А. Коровин) и музыканты (Ф.И. Шаляпин и другие). Многим художникам Мамонтов оказывал существенную поддержку, в том числе финансовую.

Именно в Абрамцеве были созданы такие живописные шедевры, как «Девочка с персиками» Серова, «Богатыри», «Аленушка», «Иван-царевич на Сером волке» Васнецова, знаменитые подмосковные пейзажи Поленова. В Абрамцеве были открыты столярно-резчицкая мастерская, возрождавшая традиции русской старины в изготовлении мебели, и майоликовая мастерская.

Донецкий бассейн

В 1876 году государство назначило конкурс на строительство Донецкой каменноугольной железной дороги. Соискатели обязаны были представить проект и смету. Савва Мамонтов принял участие в конкурсе, честно вы-играл торги и получил концессию.

Всего через два года, 1 декабря 1878-го, было открыто движение на линиях новой дороги общей протяженностью 389 верст. В 1879 году вошли в строй ветви Попасная - Лисичанск, Хацепетовка - Криничная - Ясиноватая и другие. Общая протяженность Донецкой каменноугольной достигла 479 верст.

Строительство Донецкой каменно-угольной дороги было полностью завершено в 1882 году. После окончания работ Савва Иванович с удовлетворением отметил: «Дорога построена прекрасно». И ему в самом деле было чем гордиться. Донецкая дорога принесла Мамонтову не только хорошие барыши, но и всероссийскую известность предпринимателя.

1885 год ознаменовался открытием Московской частной русской оперы - грандиозного предпринимательского и культурного проекта Мамонтова, воплощения его юношеской мечты.

Частная русская опера существовала на сцене театра Солодовникова (ныне Театр оперетты). Стержнем репертуара стали произведения русских композиторов. Там пел Федор Шаляпин, а декорации создавали Константин Коровин, Михаил Врубель, Виктор Васнецов...

После того как в 1890 году Донецкая железная дорога была выкуплена государством, Савва Иванович вложил освободившийся капитал в покупку Невского судо- и паровозостроительного завода. Также Мамонтов построил Мытищинский вагоностроительный завод.

Другой замысел Мамонтова состоял в строительстве железной дороги в почти непроходимых местах - «до самого Студеного моря». Савва Иванович основал промышленно-транспортный концерн, в котором предприятия по производству рельсов и вагонов предполагалось объединить с металлургическими заводами. Такая система позволяла сочетать производство, транспортное строительство и эксплуатацию железных дорог. В октябре 1898 года открылось постоянное движение по Вологодско-Архангельской линии протяженностью почти 600 верст.

Полностью оправдан

В августе 1898 года Мамонтов продал 1650 акций Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги Международному банку и получил ссуду под залог акций и векселей, принадлежащих ему и его родственникам. Савва переводил деньги для объединения и реконструкции заводов со счетов других предприятий. Это был очень опасный шаг, который закончился полным крахом.

Мамонтов не смог расплатиться с кредиторами. Министерство финансов назначило ревизию дел Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги. Почти полгода Савва провел в ожидании суда в одиночной камере в Таганской тюрьме. На все его имущество был наложен арест.

Cлушание дела Мамонтова состоялось в уголовной палате Московского окружного суда и длилось с 23 по 31 июля 1900 года. Савву Ивановича защищал сам Федор Никифорович Плевако, крупнейший адвокат того времени, человек, близкий Мамонтову по убеждениям.

Защитник показал, сколь грандиозен и патриотичен был замысел обвиня-емого проложить железную дорогу от Ярославля до Вятки, чтобы «оживить забытый Север», и как трагично из-за «неудачного выбора» исполнителей замысла обернулась убытками и обвалилась щедро финансированная операция. После блистательной речи Плевако Мамонтов был полностью оправдан присяжными и освобожден в зале суда.

После разорения Мамонтов почти не бывал в своей подмосковной усадьбе, но его дом у Бутырской заставы стал «новым Абрамцевом». Савва Иванович был избран почетным членом Московского литературно-художественного кружка и членом художественного совета Строгановского училища. Рядом остались и преданные друзья - Поленов, Васнецов, Серов, Остроухов, Сарьян, Кузнецов.

Савва Иванович ушел из жизни 24 марта 1918 года, когда страна уже погрузилась в бурную пучину революционных событий. Мастерскую «Абрамцево» на Бутырской заставе национализировали и отдали в распоряжение Наркомпроса. Подмосковная усадьба была также национализирована и превращена в музей.

Много лет спустя историческая справедливость восторжествовала. Савве Мамонтову были поставлены два памятника - в Ярославле и Сергиевом Посаде.

Памятниками Мамонтову служат и железные дороги, и вагоноремонтный завод, и гостиница «Метрополь» со знаменитыми майоликами, и уникальная усадьба Абрамцево.

В Библиотеке "Главная мысль. Бизнес-книги в кратком изложении" Вы можете прочитать краткое изложение уникальной книги о Савве Мамонтове и узнать больше о жизни и работе этого удивительного человека.