Социальная структура китая, сущность экономических и политических реформ в обществе. Традиционное общество: определение

К статье КИТАЙ

Классовая структура. Подобно другим восточным обществам, в традиционном Китае на протяжении веков функционировала политическая структура, наделенная чрезвычайной властью. Единственным источником власти был император, осуществлявший свое правление по воле небес. Однако постепенно развитие получали институты, призванные гарантировать плавное функционирование государственного аппарата и не допустить развития сил, которые могли бы противопоставить себя императорской власти.

Первостепенную роль играли механизмы формирования аппарата чиновников. Уровень квалификации чиновничества проверялся посредством целой серии различных экзаменов. Обладатели ученых степеней и чиновники, избранные из их числа, занимали в обществе престижные должности. Помимо ученых-чиновников, или шэньши, в соответствии с китайской социальной теорией выделялись еще три класса: крестьяне, мастеровые-ремесленники и торговцы. Обобщенно представителей всех этих классов называли простолюдинами. Ниже этих классов на иерархической лестнице стояли "подлые люди". К этому разряду относили лиц, выполнявших презираемые обществом обязанности. Дети и потомки этих людей к сдаче государственных экзаменов не допускались. Рабство в Китае тоже существовало, однако редко играло заметную роль.

Центры социальной интеграции. Семья и клан. Большая семья и семейный клан включали в свой состав широкий спектр родственников, часть которых могла принадлежать даже к другим классам. В идеальном случае, а иногда это случалось и в реальной жизни, клан представлял собой прочное сообщество, проявлявшее заботу о своих членах, в том числе даже о самых дальних родственниках, и следившее, чтобы наиболее одаренные дети членов клана получали образование. Клан сплачивался воедино соблюдением обязательных церемоний почитания предков и чувством гордости за свою родословную. Семья зачастую держалась вместе благодаря единой собственности на землю и наличию на этой земле храмов предков, в которых хранились поминальные таблички, восхвалявшие умерших и служившие предметом поклонения родственников.

Проблема женитьбы решалась в кругу семьи. Брачный союз устраивался с помощью свах. Традиционно согласия детей не спрашивали, и вступление в брак было практически обязательным для всех. Лишь буддийские монахи, некоторые даосские жрецы и немногие крайне бедные мужчины оставались холостыми.

Деревня и город. Деревенская община представляла собой низшую форму социальной интеграции. Города, где размещалась администрация, обычно являлись местом торговых базаров и ярмарок, которые объединяли население данного района как в социальных, так и в экономических целях. Городские увеселительные заведения, включая рестораны, чайные заведения и винные лавки, также служили центрами общественной жизни. Владельцы чайных для привлечения клиентов часто нанимали профессиональных рассказчиков различных историй. Большой популярностью пользовались театр, а также разнообразные азартные игры.

Ассоциации и объединения. Важнейшую роль играли гильдии, поскольку до 1911 они организовывали и регулировали всю предпринимательскую деятельность в области промышленности и торговли. Они делились на два типа: по ремеслам и по провинциям. Первые регулировали вопросы обучения ремеслам, устанавливали стандарты и уровень качества, а также определяли цены. Провинциальные гильдии представляли торговцев одной провинции или одного города, занимающихся своим бизнесом в другой провинции или другом городе. Существовало и множество тайных обществ. Некоторые из них формировались для взаимной помощи, другие преследовали политические цели.

Религиозные верования. Народная религия включала в себя элементы анимизма и политеизма. Люди считали, что мир населен множеством духов. Так, духи зла - "гуй" - считались приносящими болезни и бедствия. От этих злых духов можно было защититься либо отогнать их различными способами, включая заклинания и особые церемонии. Вселенная считалась соединением двух элементов - "инь" и "ян". "Инь" означало темноту, зло, женское начало. Воплощением этих качеств был злой дух "гуй". "Ян" означало тепло, свет, добро, мужское начало; вещи, воплощавшие в себе эти качества, могли использоваться для защиты от "гуй". В целом в представлении китайцев мир духов и богов был копией мира людей и государства с той же самой иерархией авторитета и власти. У каждого города имелся свой бог, в какой-то мере соответствовавший местному магистрату. Над всей вселенной возвышалось "тянь" - "небо", соответствовавшее императору на земле.

В дополнение к этой распространенной религии с ее духами и многочисленными богами существовали пять основных религиозных доктрин: конфуцианство, даосизм, буддизм, ислам и христианство. Конфуцианство, являвшееся скорее этико-политическим учением, чем религией, на протяжении долгого время - начиная с конца 3 в. до н.э. и до образования республики в 1912 - пользовалось поддержкой государства. Конфуцианская философия содержала в себе основные положения семейного и морального кодекса. Отвергнутое после образования республики, в 20 в. конфуцианство пришло к своему закату. Классические конфуцианские труды в перечне обязательной литературы для школ были перенесены с первого на второе или третье место. Даосизм как религия имел китайские корни, однако подвергся влиянию буддизма. Некоторые из даосских трудов, написанные с философским уклоном, имеют огромную интеллектуальную значимость. Даосизм также имеет свои храмы, свой пантеон богов и свое учение о будущей жизни с вознаграждениями и карами за прошлое. Буддизм пришел из Индии и получил в Китае широкое распространение, здесь были построены сотни буддийский храмов и монастырей с тысячами монахов. Мусульмане живут в Китае повсюду, в особенности в северо-западных и юго-западных районах. Христианство, с которым китайцев познакомили миссионеры из Европы и Америки, получило широкое распространение в 19 и начале 20 вв., однако число верующих-христиан составляет всего 1% населения страны.

китай: традиционное китайское общество

К статье КИТАЙ Классовая структура. Подобно другим восточным обществам, в традиционном Китае на протяжении веков функционировала политическая структура, наделенная чрезвычайной властью. Единственным источником власти был император, осуществлявший свое правление по воле небес. Однако постепенно развитие получали институты, призванные гарантировать плавное функционирование государственного аппарата и не допустить развития сил, которые могли бы противопоставить себя императорской власти. Первостепенную роль играли механизмы формирования аппарата чиновников. Уровень квалификации чиновничества проверялся посредством целой серии различных экзаменов. Обладатели ученых степеней и чиновники, избранные из их числа, занимали в обществе престижные должности. Помимо ученых-чиновников, или шэньши, в соответствии с китайской социальной теорией выделялись еще три класса: крестьяне, мастеровые-ремесленники и торговцы. Обобщенно представителей всех этих классов называли простолюдинами. Ниже этих классов на иерархической лестнице стояли "подлые люди". К этому разряду относили лиц, выполнявших презираемые обществом обязанности. Дети и потомки этих людей к сдаче государственных экзаменов не допускались. Рабство в Китае тоже существовало, однако редко играло заметную роль. Центры социальной интеграции. Семья и клан. Большая семья и семейный клан включали в свой состав широкий спектр родственников, часть которых могла принадлежать даже к другим классам. В идеальном случае, а иногда это случалось и в реальной жизни, клан представлял собой прочное сообщество, проявлявшее заботу о своих членах, в том числе даже о самых дальних родственниках, и следившее, чтобы наиболее одаренные дети членов клана получали образование. Клан сплачивался воедино соблюдением обязательных церемоний почитания предков и чувством гордости за свою родословную. Семья зачастую держалась вместе благодаря единой собственности на землю и наличию на этой земле храмов предков, в которых хранились поминальные таблички, восхвалявшие умерших и служившие предметом поклонения родственников. Проблема женитьбы решалась в кругу семьи. Брачный союз устраивался с помощью свах. Традиционно согласия детей не спрашивали, и вступление в брак было практически обязательным для всех. Лишь буддийские монахи, некоторые даосские жрецы и немногие крайне бедные мужчины оставались холостыми. Деревня и город. Деревенская община представляла собой низшую форму социальной интеграции. Города, где размещалась администрация, обычно являлись местом торговых базаров и ярмарок, которые объединяли население данного района как в социальных, так и в экономических целях. Городские увеселительные заведения, включая рестораны, чайные заведения и винные лавки, также служили центрами общественной жизни. Владельцы чайных для привлечения клиентов часто нанимали профессиональных рассказчиков различных историй. Большой популярностью пользовались театр, а также разнообразные азартные игры. Ассоциации и объединения. Важнейшую роль играли гильдии, поскольку до 1911 они организовывали и регулировали всю предпринимательскую деятельность в области промышленности и торговли. Они делились на два типа: по ремеслам и по провинциям. Первые регулировали вопросы обучения ремеслам, устанавливали стандарты и уровень качества, а также определяли цены. Провинциальные гильдии представляли торговцев одной провинции или одного города, занимающихся своим бизнесом в другой провинции или другом городе. Существовало и множество тайных обществ. Некоторые из них формировались для взаимной помощи, другие преследовали политические цели. Религиозные верования. Народная религия включала в себя элементы анимизма и политеизма. Люди считали, что мир населен множеством духов. Так, духи зла - "гуй" - считались приносящими болезни и бедствия. От этих злых духов можно было защититься либо отогнать их различными способами, включая заклинания и особые церемонии. Вселенная считалась соединением двух элементов - "инь" и "ян". "Инь" означало темноту, зло, женское начало. Воплощением этих качеств был злой дух "гуй". "Ян" означало тепло, свет, добро, мужское начало; вещи, воплощавшие в себе эти качества, могли использоваться для защиты от "гуй". В целом в представлении китайцев мир духов и богов был копией мира людей и государства с той же самой иерархией авторитета и власти. У каждого города имелся свой бог, в какой-то мере соответствовавший местному магистрату. Над всей вселенной возвышалось "тянь" - "небо", соответствовавшее императору на земле. В дополнение к этой распространенной религии с ее духами и многочисленными богами существовали пять основных религиозных доктрин: конфуцианство, даосизм, буддизм, ислам и христианство. Конфуцианство, являвшееся скорее этико-политическим учением, чем религией, на протяжении долгого время - начиная с конца 3 в. до н.э. и до образования республики в 1912 - пользовалось поддержкой государства. Конфуцианская философия содержала в себе основные положения семейного и морального кодекса. Отвергнутое после образования республики, в 20 в. конфуцианство пришло к своему закату. Классические конфуцианские труды в перечне обязательной литературы для школ были перенесены с первого на второе или третье место. Даосизм как религия имел китайские корни, однако подвергся влиянию буддизма. Некоторые из даосских трудов, написанные с философским уклоном, имеют огромную интеллектуальную значимость. Даосизм также имеет свои храмы, свой пантеон богов и свое учение о будущей жизни с вознаграждениями и карами за прошлое. Буддизм пришел из Индии и получил в Китае широкое распространение, здесь были построены сотни буддийский храмов и монастырей с тысячами монахов. Мусульмане живут в Китае повсюду, в особенности в северо-западных и юго-западных районах. Христианство, с которым китайцев познакомили миссионеры из Европы и Америки, получило широкое распространение в 19 и начале 20 вв., однако число верующих-христиан составляет всего 1% населения страны.

    Страна в Азии, официальное название Китайская Народная Республика. Китай. Столица Пекин. Население 1224, 0 млн. человек. Плотность населения 127 чел. на 1 кв. км. Соотношение городского и сельского населения 29% и 71%. Площадь 9 560 940 кв. км.… … Энциклопедия Кольера

    Китайская Народная Республика, КНР, гос во в Центр, и Вост. Азии. Принятое в России название Китай от этнонима кидане (они же китаи) группы монг. племен, покоривших в средние века территорию сев. областей совр. Китая и образовавших гос во Ляо (X… … Географическая энциклопедия

    Основано в 1904 г. Члены добровольцы: 19,7 миллионов (2001 г.) Штат: 4,000 (2001 г.) Расходы: CHF 14 миллионов (2001) швейцарских франков. Содержание 1 Национальный контекст 2 Миссия … Википедия

    Китай, Рон Б. Дата рождения: 29 октября 1932(1932 10 29) Место рождения: Chagrin Falls, Огайо, США Дата смерти … Википедия

    - (кит. 藍衣社), также известное как Общество практики Трёх Народных Принципов (кит. 三民主義力行社), Общество поддержки духа (кит. 勵志社) и китайское Общество Реконструкции (кит. 中華復興社), секретная клика в китайской националистической партии Гоминьдан.… … Википедия

    Китайская Народная Республика, гос во, расположенное в Центр. и Вост. Азии. Площ. ок. 10 млн. км2. Нас. 656,6 млн. чел. (1957). Ок. 94% (1953) населения китайцы (хань), кроме того, чжуаны, уйгуры, хуэй, и, тибетцы, мяо, маньчжуры, монголы, буи,… … Советская историческая энциклопедия

    Китайская Народная Республика, КНР (кит. Чжунхуа жэньминь гунхэго). I. Общие сведения К. крупнейшее по численности населения и одно из крупнейших по площади государств в мире; расположен в Центральной и Восточной Азии. На востоке … Большая советская энциклопедия

    Карта Китая с обозначением основных регионов Китай (кит. трад. 中國, упрощ. 中国, пиньинь Zhōngguó, палл. Чжунго, «центральное государство», «срединное государство») культурный регион и древняя цивилизация Восточной Азии. Китай относится к наиболее… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Китай (значения). Карта Китая с обозначением основных регионов Китай (кит. трад. 中國 … Википедия

    Истоки китайской цивилизации. Китай часто сравнивают с обществами, существовавшими в Месопотамии и Египте. Однако присущие Китаю природные особенности и экономические формы отличались от особенностей и форм других восточных обществ. У Китая не… … Энциклопедия Кольера

Книги

  • Китай. Все тонкости , Кузина Анна , Большинство людей любит путешествовать, но много ли мы знаем о странах, в которые отправляемся? Ни один путеводитель не расскажет о такой удивительной и многогранной стране больше, чем Анна… Категория: Заметки путешественника Серия: LifeBloger Издатель: АСТ ,
  • Китай Все тонкости , Кузина А. , Большинство людей любит путешествовать, но много ли мы знаем о странах, в которые отправляемся? Ни один путеводитель не расскажет о такой удивительной и многогранной стране больше, чем Анна… Категория:

Общество Древнего Китая имело сложную структуру. Высшее сословие составляли цзюнь-цзы, то есть дети благородных, аристократия. К цзюнь-цзы относились члены императорской семьи, придворные, сановники. Они были свободны от налогов, повинностей и телесных наказаний. Многочисленное и строго иерархизированное сословие составляли чэн – чиновники. Китайские чиновники не были свободны от телесных наказаний; они подвергались периодическим публичным поркам, имевшим профилактический характер. Чиновничество в Китае отличалось открытостью; в него имели доступ горожане и крестьяне, получившие образование и прошедшие испытания. В ханьскую эпоху установилась практика сдачи экзаменов на чиновничьи должности. Рядом с многочисленным чиновничеством находились ши – ученые. Они служили в библиотеках, архивах, преподавали в школах. Со II века до нашей эры стали возникать академии, объединявшие самых выдающихся ученых. В 125 году до нашей эры была учреждена Государственная академия – Го-сюэ. В нее входили бо-ши: академики и профессора. Они входили в императорские советы, выступали референтами по важнейшим государственным вопросам, участвовали в приеме экзаменов на чиновничьи должности. Бо-ши не подлежали телесным наказаниям. Существовали еще жрецы си и бу, но они, в отличие от других стран Востока, не образовывали в Китае отдельного сословия, но входили в состав ши.

Основу общества составляли земледельцы – нун. Они несли основные повинности, платили налоги, несли военную службу, исполняли общественные работы на строительстве оросительной системы, каналов, дорог, городов и пр. Существовала система 9 полей: 8 предоставлялись земледельцам, главам семей, а 9-е поле, центральное, являлось государственным; оно обрабатывалось земледельцами совместно и все, произведенное на нем, принадлежало государству. Земледельцы стояли вне образования, которое считалось излишним для них. Однако самые даровитые дети земледельцев, обладавшие природными способностями к обучению, могли получить образование, сдать экзамен на чин и изменить свое социальное положение. В Древнем Китае, в отличие от других стран, не получило развития рабство.

Специфика социальных отношений в Китае во многом определялась состоянием семьи. На протяжении всей древней истории там господствовала большая патриархальная семья. Ее главой считался дед, чей авторитет был непререкаем. Сохранялась полигамия. Император обязательно должен был иметь гарем. Императорский гарем мог достигать нескольких тысяч женщин. Минимум для сына Неба составляли 1 императрица, 3 старших жены, 9 жен второго ранга, 81 наложница. Статус жены повышался после рождения сына; она могла стать императрицей и даже регентшей. Таковой была императрица Люй-Хоу, правившая в 188–180 годы до нашей эры. В обычной китайской семье также допускалось многоженство, существование наложниц. Традиции китайского «Домостроя» стали утверждаться со времен Кун Фу-цзы, или Конфуция (551–479 годы до нашей эры). Брак стал считаться нравственной обязанностью «благородного мужа». Нарушение порядка семейной жизни и супружеской верности стали расцениваться как угроза общественному и государственному порядку. Супруги должны были жить в раздельных помещениях, пользоваться индивидуальной посудой; они не могли проявлять свою близость на людях. Яркие одежды и украшения были предосудительными для девушек и подобали только замужним женщинам. Жены не имели права на семейную собственность. Повторное замужество допускалось только после смерти мужа, но оно осуждалось в общественном мнении. Жена могла жаловаться в суд в случае жестокого обращения мужа.


За пятьдесят лет, минувших с того момента, как коммунисты пришли к власти, китайское общество претерпело целый ряд разноплановых изменений. Среди них и осуществленная режимом трансформация его социальной структуры: например, в 50-е годы были «как класс» уничтожены землевладельцы, капиталисты и мелкие предприниматели (впрочем, экономические преобразования 80- 90-х годов способствовали возрождению частного предпринимательства). В этой главе мы рассмотрим прежде всего основные и наиболее характерные черты той среды, в которой Китай и проводит свою политику, - среды, не подвергшейся фундаментальным трансформациям, а изменившейся (если вообще изменившейся) лишь в процентном соотношении составляющих ее элементов.
Первой особенностью Китая является большая численность населения. В 1949 г., когда коммунисты взяли власть, она составляла 540 млн, а ныне достигла 1,2 млрд человек, и страна продолжает удерживать ведущее место в мире по этому показателю. Как и в 50-е годы, большая часть населения проживает в сельской местности, хотя в последние годы соотношение начинает меняться более стремительно: если в начале 50-х годов в деревнях проживало около 85%
граждан, а к 1980 г. их число снизилось всего лишь до 82%, то основные экономические преобразования, произошедшие за последние 15 лет, обусловили и значительные демографические изменения. Фактическое ослабление ограничений на перемещения по стране позволило оказавшимся без работы крестьянам трудоустраиваться в городах. Индустриализация и рост городов также способствовали изменению ситуации: по данным на конец 1998 г. лишь 68% китайцев проживают в сельской местности. Постоянно увеличивающийся процент городского населения занят в промышленности, пусть даже на неполный рабочий день. До начала экономических реформ (1980) в китайской промышленности доминировали государственные предприятия. Ныне наиболее динамичным сектором индустрии являются городские и сельские промышленные предприятия, находящиеся в коллективной собственности и управляемые местными властями.
Вторая характерная особенность Китая - его географическое положение. По размерам территории Китай занимает третье место в мире (после России и Канады), однако его население сконцентрировано в основном в восточной части, занимающей примерно одну треть площади. Это происходит потому, что лишь четверть всей земли является пахотной. Достижения в области механизации сельского хозяйства и передовые технологии не смогли решить проблему значительной нехватки земли. Рост народонаселения и сокращение обрабатываемых площадей обостряют эту проблему. Китайские лидеры прилагали значительные усилия, чтобы сохранить пригодные для возделывания участки земли, однако процесс сокращения продолжался. Объясняется это рядом причин: 1) деколлективизация и возврат к единоличным крестьянским хозяйствам привели к тому, что земля на границах (межах) наделов не используется; 2) в эпоху относительной либерализации, наступившей после смерти Мао Цзэдуна, была возобновлена прежняя, традиционная для Китая практика: умерших хоронят в земле, а не кремируют; 3) повышение благосостояния приводит к тому, что крестьяне строят себе более обширные жилища. Можно ожидать, что проблема снабжения продовольствием огромного населения Китая будет приобретать все большие масштабы и остроту: по мере того как китайцы становятся зажиточней, их рацион начинает включать больше мяса и меньше риса.
Третьей особенностью Китая следует признать мультиэтнический характер его населения. Хотя почти 92% граждан являются собственно китайцами (хань), в стране существует 55 официально признанных национальных меньшинств, численность которых колеблется от нескольких тысяч до 15 с лишним млн человек. Хотя меньшинства составляют малый процент населения, проживают они на землях (обычно называемых «национальными автономными районами»), занимающих более 60% территории и расположенных в стратегически важных приграничных областях. Среди них Тибет (граничащий с Индией) и Синь
цзян (граничащий с тремя республиками, прежде входившими в состав СССР), где на протяжении десятилетий идет практически постоянное «брожение». Китай вынужден держать в этих регионах значительный контингент вооруженных сил, призванный пресекать сепаратистские поползновения.
И наконец, последнее: китайцы (хань) пользуются при письме единым языком, который двадцать веков служит фактором консолидации и критерием самоидентификации. При наличии общекитайского литературного языка существует множество различных диалектов, что порождает определенные трудности в общении их носителей между собой. Государственный язык - так называемый «мандаринский», в основе которого лежит пекинский диалект, - внедрялся коммунистическим режимом через посредство системы образования и СМИ.

Еще по теме Китайское общество:

  1. Формы собственности на средства производства и классовая структура общества в Китайской Народной Республике.
  2. Глава 6 После Большой игры: Тибетский вопрос в советско- германских, советско- китайских и российско- китайских отношениях
  • 1. Традиционное китайское общество (классовая структура, религиозные верования, центры социальной интеграции).
  • 2. Современное общество и культура (структура общества в коммунистическом Китае, положение женщин, народное образование, искусство, Здравоохранение).

Традиционное китайское общество

Рассмотрение вопроса о лицах как субъектах права в традиционном обществе тесно связано с выявлением правовых различий отдельных социальных слоев, сословий, групп населения. Китайское традиционное право не знало европейской концепции субъективных прав личности, гражданина, индивида, берущей свое начало еще в античном мире. В китайских кодексах и официальных документах правовое положение личности определялось термином "сэ" (цвет), указывающим на принадлежность индивида к той или иной социальной группе, члены которой обладали теми или иными правами и строго фиксированными обязанностями.

Сословные различия в средневековом Китае выступали более зримо, чем классовые. Они свято охранялись законом и традицией, которые закрепляли объем прав и обязанностей представителей не только отдельных сословий, но и различных разрядов титулованного ранжированного чиновничества. Существовали также строгая и мелочная регламентация их поведения в быту, различия в одежде, обрядах и пр.

Несмотря на те или иные изменения, в социальной структуре традиционного Китая во все времена выделялись в основном три сословно-классовые группы: "благородных", "добрых" и "подлых" людей.

Первая сословно-классовая группа включала в себя привилегированных, "благородных" лиц - светскую и духовную знать, военное и гражданское чиновничество. Они были освобождены от трудовых повинностей и телесных наказаний, а некоторые и от налогов. Представители этого сословия были не только крупными частными землевладельцами, они же присваивали и значительную часть сумм, поступающих в казну. Так, например, к концу царствования династии Мин (1368-1644 гг.) общее число "родственников" императора, обладающих высокими титулами, рангами, почетными званиями, превышало 100 тыс. человек. На их содержание в виде жалования тратилась значительная часть налоговых поступлений.

В особом положении находился непривилегированный слой богатых купцов, ростовщиков, крупных землевладельцев-богачей, которые пополняли ряды господствующего класса. Сословные перегородки, отделяющие их от "благородных", могли быть преодолены, так как в Китае еще в начале новой эры утвердилась официальная практика покупки почетных званий и ученых степеней. Это был самый простой способ приобретения богачами права на переход в категорию неслужилых чиновников. Они также пользовались определенными привилегиями, например, правом откупа от телесных наказаний, правом смягчения наказания за совершенное преступление путем зачета ранга и пр.

В средневековом Китае старая родовая аристократия в значительной мере уступила свои позиции новой служилой аристократии - чиновничеству. Образованная сословная группа - шеньши стала мощной консервативной силой, опорой центральной власти, традиционно эксплуатировавшей податных крестьян. Шеньши делились на две категории. Первую составлял относительно небольшой по численности слой лиц, непосредственно причастных к власти, - окружение правителя, его сановники и весь иерархический бюрократический государственный аппарат, вторую - огромная армия кандидатов в этот слой, получивших конфуцианское образование, но не имеющих должностей. Они не были прямо облечены государственными полномочиями, но играли огромную роль на местах, в общинном управлении, что в значительной мере способствовало централизации государственной власти Китая.

Формально путь к чиновничьей должности был открыт для всех, получивших по канонам конфуцианской науки образование и сдавших экзамены. Фактически получить образование и особенно чиновничий ранг могли только дети богачей, самих чиновников. Такой порядок обеспечивался до VIII в. системой рекомендаций местными правителями на чиновничью должность "достойных людей".

Деление на девять чиновничьих разрядов, в основу которых была положена система оплаты службы чиновника зерном (в размере от 200 до 10 тыс. даней*), сложилась еще в период Воюющих царств. Эти девять рангов, каждый из которых состоял из двух классов, неизменно сохранялись вместе с делением на высших, средних и низших чиновников. От ранга зависели не только пост, место в служебной иерархии, но и престиж и жалованье чиновника. В конце III в. жалованье чиновникам зерном и деньгами было заменено наделами земельных участков различной величины, которые передавались для обработки арендаторам. Арендная плата, таким образом, заменяла жалованье. С VIII в. вплоть до революции 1911- 1913 гг. чиновники получали жалованье зерном и деньгами. Служебные наделы и "кормления" могли служить лишь дополнением к их вознаграждению. Приравнивался к статусу чиновника в Китае и статус даосских и буддийских монахов.

Дань - 103,5 литра зерна.

Представители второй непривилегированной сословно-классовой группы относились к простонародью, "мелкому люду". Это в основном мелкие земледельцы и ремесленники, на которых и лежало основное бремя налоговых выплат и трудовых повинностей. В III-VIII вв., в период существования государственной надельной системы, основная масса крестьян фактически превратилась в арендаторов государственных земель.

К третьей сословно-классовой группе "подлых людей" относились неполноправные свободные и бесправные - государственные и частные рабы. Крах надельной системы, развитие крупной земельной собственности привели к росту числа безземельных и малоземельных крестьян-арендаторов, нередко прикрепляемых к земле.

Неполноправная сословная группа состояла вплоть до XIII в. из лиц, находившихся в зависимости от "сильных домов". Они использовались в качестве вооруженной силы, полукрепостных арендаторов, батраков, домашней прислуги. Арендаторы частных земель и батраки, как и рабы, должны были беспрекословно выполнять приказания хозяина. Их били палками, сажали в частные тюрьмы, а иногда и безнаказанно убивали. Они не имели права обращаться в суд с жалобой на хозяина. Государственные органы стояли на страже интересов землевладельцев, оказывали им содействие в розыске и возвращении беглых арендаторов и батраков, не внесших вовремя арендную плату или не отработавших сроков, указанных в контракте. Лишь в 1727 году было формально запрещено самовольное наказание хозяевами зависимых от них работников.