Соотношение понятий: индивидуальный предприниматель и глава крестьянского (фермерского) хозяйства. Перечень документов, на основании которых действует ип

Крестьянским (фермерским) хозяйством признается коммерческая организация, созданная одним гражданином (членами одной семьи), внесшим (внесшими) имущественные вклады, для осуществления предпринимательской деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, а также по ее переработке, хранению, транспортировке и реализации, основанной на его (их) личном трудовом участии и использовании земельного участка, предоставленного для этих целей в соответствии с законодательством об охране и использовании земель.

Крестьянское (фермерское) хозяйство отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит ему на праве собственности. В состав имущества крестьянского (фермерского) хозяйства входят имущество, переданное в качестве вклада в уставный фонд крестьянского (фермерского) хозяйства его учредителями (членами), а также имущество, произведенное и приобретенное крестьянским (фермерским) хозяйством в процессе его деятельности.

Фермерское хозяйство действует на основании устава, в котором указываются:

наименование фермерского хозяйства, которое должно содержать слова "крестьянское (фермерское) хозяйство" либо "фермерское хозяйство" или "крестьянское хозяйство";

сведения о главе и иных членах фермерского хозяйства (фамилия, имя, отчество, паспортные данные, место жительства);

место нахождения фермерского хозяйства;

размер уставного фонда фермерского хозяйства, размер вкладов в уставный фонд его членов, состав, сроки и порядок их внесения;

цели деятельности фермерского хозяйства;

порядок распределения прибыли фермерского хозяйства;

размер долей членов фермерского хозяйства в его уставном фонде;

порядок формирования имущества фермерского хозяйства и условия распоряжения им;

права и обязанности членов фермерского хозяйства;

порядок вступления в состав членов фермерского хозяйства новых членов, выхода и исключения из состава членов фермерского хозяйства;

порядок управления деятельностью фермерского хозяйства, прекращения его деятельности.

порядок трудового участия членов фермерского хозяйства в деятельности фермерского хозяйства;

В уставе фермерского хозяйства могут содержаться и иные не противоречащие законодательству положения, связанные с особенностями деятельности фермерского хозяйства.

Управление деятельностью фермерского хозяйства, в состав которого входят два или более члена, осуществляют общее собрание членов фермерского хозяйства и глава фермерского хозяйства.

Общее собрание членов фермерского хозяйства является высшим органом управления фермерского хозяйства. Глава фермерского хозяйства является его исполнительным органом.

В фермерском хозяйстве, созданном одним гражданином, глава хозяйства является высшим органом управления, который вправе решать все вопросы, связанные с деятельностью фермерского хозяйства.

23.Некоммерческие организации как юридические лица.

Некоммерческими организациями признаются организации, не имеющие в качестве основной своей цели извлечение прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками.

Некоммерческие организации не являются постоянными, профессиональными участниками гражданского оборота. Их выступление в роли самостоятельных юридических лиц обусловлено необходимостью материального обеспечения их основной, главной деятельности, не связанной с участием в имущественных отношениях. В связи с этим некоммерческие организации в отличие от коммерческих имеют целевую (специальную) правоспособность и используют имеющееся у них имущество лишь для достижения целей, предусмотренных их учредительными документами. При этом в качестве таких целей не может выступать получение прибыли и распределение ее между участниками (учредителями). С учетом этих обстоятельств закон в большинстве случаев не предусматривает для этих организаций минимального размера уставного фонда, а также возможности банкротства.

Некоммерческие организации могут существовать в организационно-правовых формах, предусмотренных как ГК, так и иными законами. Гражданский кодекс предусматривает такие формы некоммерческих организаций, как:

потребительский кооператив;

общественная и религиозная организация (объединение);

благотворительный и иной фонд;

учреждение;

ассоциация (союз).

Кроме того, могут создаваться творческие союзы и товарищества собственников жилых помещений.

Поскольку некоммерческие юридические лица не ставят цели получать прибыль и распределять ее между учредителями (участниками), то законодательство, как правило, не устанавливает для этих юридических лиц ми­нимального размера уставного фонда.

Большинство некоммерческих организаций, подобно коммерческим, представляют собой корпорации, построенные на началах членства. Однако среди некоммерческих организаций чаще встречаются юридические лица, не являющиеся корпорациями. К последним относятся фонды, учреждения и автономные некоммерческие организации

Правовое положение фермерского хозяйства регулирует Федеральный закон от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (далее - Закон № 74-ФЗ). Согласно пункту 3 статьи 1 этого Закона, такое хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Вместе с тем к фермерскому хозяйству применяются правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц (коммерческих организаций), если иное не установлено действующим законодательством РФ.

Поэтому смену главы, ненадлежащим образом исполняющего свои обязанности, можно рассматривать как меру ответственности и, соответственно, предусмотреть в соглашении о создании хозяйства. Иначе получится, что глава обладает правами, но не несет обязанностей, обусловленных данными правами, и освобождается от какой-либо ответственности.

Процедура смены главы хозяйства

Обязательные требования к процедуре смены главы фермерского хозяйства содержатся в статье 18 Закона № 74-ФЗ.

Согласие членов хозяйства

Смена главы должна осуществляться по взаимному согласию членов фермерского хозяйства. По сути, можно говорить о необходимости единогласного решения. Однако возможна ситуация, при которой хотя бы один из членов фермерского хозяйства может выступить против предполагаемой кандидатуры нового главы.

Против кандидатуры нового главы может выступить и действующий глава, так как он является членом данного хозяйства. Тем самым не будет достигнуто общее согласие всех членов. Таким образом, можно говорить еще об одном законодательном пробеле, который способен создать патовую ситуацию.

Можно допустить, что, устанавливая необходимость взаимного согласия членов фермерского хозяйства при смене главы, законодатель исходил из особого характера взаимоотношений его членов, в частности, того, что их связывают родственные отношения.

Однако нельзя исключать ситуацию, при которой на статус главы фермерского хозяйства могут претендовать, например, братья, а остальные члены хозяйства могут не прийти к однозначному решению. В этой связи представляется более разумным механизм установления большинства при избрании главы фермерского хозяйства.

Заключение соглашения

Смена главы должна быть указана в соглашении, заключенном членами фермерского хозяйства в соответствии со статьей 4 Закона № 74-ФЗ.

Напомним, что указанная статья определяет требования к содержанию соглашения о создании фермерского хозяйства. В частности, соглашение должно содержать сведения о членах фермерского хозяйства, о признании главой одного из них, полномочиях главы и порядке управления фермерским хозяйством. Также должны быть указаны права и обязанности членов фермерского хозяйства.

Таким образом, смена главы предполагает внесение изменений в соглашение, которое принималось при создании фермерского хозяйства. И хотя закон не содержит требований к формам такого изменения, представляется, что речь может идти о собственно изменениях к соглашению и о соглашении в новой редакции.

Независимо от того, какая форма соглашения будет избрана, в ней должны быть отражены сведения о новом главе фермерского хозяйства.

По мнению автора, положения статьи 4 Закона № 74-ФЗ можно рассматривать в качестве еще одного аргумента в пользу того, что можно прекратить полномочия главы хозяйства, который ненадлежащим образом исполняет свои обязанности. Данное основание должно быть конкретизировано в соглашении при создании хозяйства.

Регистрация изменений

Отметим, что в настоящее время Закон № 74-ФЗ не содержит однозначного указания на то, что смена главы фермерского хозяйства, а также обусловленные этой сменой изменения в соглашении о создании хозяйства, подлежат государственной регистрации.

Вместе с тем такая регистрация необходима. Ведь Закона № 74-ФЗ содержит принципиальное положение о том, что фермерское хозяйство считается созданным со дня его государственной регистрации в порядке, установленном законодательством РФ.

При используют специальные формы документов, среди которых есть и форма № Р24002 «Заявление о внесении изменений в сведения о главе крестьянского (фермерского) хозяйства, содержащиеся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей».

Форма предусматривает три причины: изменение прежних данных о главе хозяйства, внесение изменений в связи со сменой главы и по причине ошибок, допущенных в ранее представленных документах.

При смене главы хозяйства заявление по форме № Р24002 и приложения к нему заполняет и подписывает новый глава. На это указывают и судьи (см., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 8 мая 2007 г. № А05-10659/2006-17).

Особенности статуса смененного главы

В пункте 3 статьи 18 Закона № 74-ФЗ указано, что смена главы фермерского хозяйства не влечет за собой прекращение его членства в данном хозяйстве. Но данное правило не вполне применимо к ситуации, когда имеет место смерть главы хозяйства. Очевидно, что в данном случае речь идет не о том, что умерший глава остается навечно в составе членов хозяйства. Скорее законодатель имел в виду, что смерть главы не означает прекращения его имущественных прав и, соответственно, его наследники вправе ставить вопрос о своем принятии в члены хозяйства либо о получении компенсации, обусловленной размером наследуемой доли в имуществе фермерского хозяйства.

Сделка считается совершенной в интересах хозяйства, если не доказано, что она была заключена главой в его личных интересах.

Исполнительным органом сельскохозяйственного кооператива (как производственного, так и потребительского) является его председатель. Он действует от имени кооператива без доверенности на основании устава.

По вопросам, отнесенным к компетенции общего собрания членов кооператива, наблюдательного совета и правления кооператива, председатель должен действовать также на основании решений этих органов управления. По остальным вопросам председатель действует от имени кооператива единолично*(258).

Крестьянское (фермерское) хозяйство - это объединение граждан, связанных родством и (или) свойством (родством в результате брака), имеющих в общей совместной собственности имущество и совместно осуществляющих деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии. Фермерское хозяйство не является юридическим лицом, поэтому оно не имеет такого документа, как устав. Члены крестьянского (фермерского) хозяйства заключают между собой соглашение, которым, среди прочего, определяется его глава. Именно он вправе без специальной доверенности распоряжаться имуществом хозяйства, совершать различные сделки в порядке, установленном соглашением о создании крестьянского (фермерского) хозяйства*(259).

Еще по теме Какими документами подтверждаются полномочия руководителя сельскохозяйственного кооператива и главы крестьянского (фермерского) хозяйства?:

  1. Какими документами подтверждаются полномочия руководителя филиала юридического лица (головной организации)?
  2. § 7. Вопросы приема и выхода из состава крестьянского (фермерского) хозяйства. Правовое регулирование труда членов и лиц, работающих в крестьянском (фермерском) хозяйстве по трудовому договору
  3. § 6. Налоговые обязательства крестьянского (фермерского) хозяйства. Налоговые и иные льготы в связи с ведением крестьянского (фермерского) хозяйства
  4. § 4. Право частной собственности на землю граждан, ведущих крестьянское (фермерское) хозяйство. Аренда земли. Право купли-продажи, залога, наследования земли в крестьянском (фермерском) хозяйстве
  5. § 1. Понятие и основные признаки крестьянского (фермерского) хозяйства и его правосубъектность. Состав крестьянского хозяйства
  6. § 3. Условия и порядок предоставления земельных участков для создания крестьянского хозяйства. Условия наделения земельными участками лиц, выходящих из сельскохозяйственных коммерческих организаций для организации крестьянских (фермерских) хозяйств

Одним из приоритетных направлений для государства является сельское хозяйство, поэтому развитие этой сферы экономики идёт семимильными шагами. На этом основании многие трудящиеся в отраслях сельскохозяйственной направленности, а также имеющие личное хозяйство граждане, стремятся зарегистрироваться и приобрести статус Главы КФХ.

Глава КФХ называется индивидуальным предпринимателем при создании крестьянско-фермерского хозяйства единоличным участником. Когда создание происходит при участии иных членов, обязательств получать статус предпринимателя у Главы нет, однако это чревато значительными ограничениями масштабов деятельности хозяйства. Как происходит регистрация КФХ, а также преимущества и недостатки подобной организационно-правовой формы.

Граждане, объединившиеся с целью извлечения прибыли, большая доля которой (свыше 70%) сформирована сбытом произведённой с/х продукции, именуются КФХ. Подобное объединение подразумевает наличие между участниками родственных взаимоотношений и/или общих имущественных прав. Целью является совместное осуществление производственной и иной хозяйственной деятельности. КФХ не относится к разряду юридических лиц (хоть на законодательном уровне закреплено право пройти регистрацию, на практике это невозможно).

КФХ возглавляет Глава (избирается с согласия всех участников), получить статус члена могут:

  • супруги с родителями, дети, ближайшие родственники (от братьев и сестёр, до бабушек и дедушек любого из супругов), но не более чем из 3-х семей;
  • любые граждане, независимо от наличия родственных связей с главой КФХ.

Обязательное условие – достижение возраста 16 лет. Предельно разрешённое количество участников – 5. Создать объединение может один человек. Главы КФХ, ведущие деятельность единолично, автоматически наделяются статусом ИП с даты государственной регистрации КФХ (согласно ч.2ст.23 ГК РФ).

Участники КФХ наделяют Главу правом представления интересов хозяйства, а также заключения сделок, выдачи доверенностей, приёма и увольнения сотрудников, организации бухгалтерского учёта. Всё имущество, используемое КФХ и принадлежащее ему, является совместной собственностью граждан-участников, если альтернативное не прописано договором о создании или законодательными актами. В перечень подобного имущества входят не только земли с/х назначения, но и любые постройки хозяйственного назначения, животные и птица, с/х техника, оборудование, ТС, инвентарь. К этой же категории можно отнести любое имущество, которое приобреталось на общие деньги.

Государство и муниципалитеты предоставляют гражданам, изъявившим желание организовать КФХ, земельные участки. Земельным Кодексом РФ обозначено, что КФХ может использовать в деятельности участки размером 1-5 га, категории «земли с/х назначения». Ограничения по размерам земли не применяются к участкам в собственности КФХ. Однако общая площадь земель, занимаемых и находящихся в собственности КФХ, не должна превышать 10% от сельхозугодий района. Ограничение относится к участкам в собственности и не оказывает влияния на арендуемые земли.

Часто объединяют определения крестьянско-фермерское хозяйство (КФХ) и личное подсобное хозяйство (ЛПХ).

Однако различия значительны:

  • владельцы ЛПХ не имеют отношения к субъектам предпринимательства. Осуществляется совместно проживающими лицами (обычно являются родственниками), ради удовлетворения собственных нужд. Земельный участок был приобретён в собственность или предоставлен специально для развития личного хозяйства;
  • личное хозяйство не предполагает участие членов;
  • участок, находящийся в собственности и используемый в личном хозяйстве не должен превышать 2,5 га;
  • занятия в сфере ЛПХ разрешается начинать после завершения процедуры регистрации прав на землю.

ЛПХ – это первый этап развития для фермера, КФХ же позволяет расширить границы личного хозяйства до бизнеса.

К разряду общего имущества относятся также результаты деятельности КФХ и полученные доходы. Распределение осуществляется согласно установленным соглашением правилам.

Бизнес сельскохозяйственного направления разрешён по всей стране, при условии регистрации КФХ в подразделении ФНС по месту фактического проживания главы КФХ.

Потребуется подготовить документы для регистрации, а именно:

  • паспорт избранного Главы КФХ;
  • справка с места жительства лица, осуществляющего регистрацию;
  • заявление;
  • соглашение об учреждении;
  • квитанция, подтверждающая уплату пошлины.

Заключение соглашения происходит между участниками-членами КФХ.

Документ должен включать:

  • данные каждого из участников и Главы создаваемого КФХ;
  • права и обязанности участников хозяйства;
  • принципы формирования капитала, регламент распоряжения материальными ресурсами;
  • методы распределения доходов между членами.

В соглашении важно предусмотреть регламент вступления и выхода из членов хозяйства. Если КФХ организуется одним гражданином, составление договора не требуется. При наличии оригиналов перечисленных выше документов нотариально заверенные копии предоставлять нет необходимости.

После подготовки комплекта необходимых документов, можно зарегистрировать в НИ лично, либо отправить заказное письмо с приложением описи вложений. Помимо этого есть возможность пройти процедуру регистрации через МФЦ. Также отправить заявление можно посредством Личного кабинета налогоплательщика.

Процедура занимает 5 рабочих дней. По окончании органы ФНС выдадут свидетельство о регистрации главы КФХ. Подтверждает окончание регистрации выписка из ЕГРИП, свидетельство о постановке на налоговый учёт. Дополнительно рекомендуется получить письмо Госкомстата, содержащее коды статистики.

Налоговые органы могут отказать в регистрации, если при заполнении заявления допущены ошибки, либо при выявлении недостоверности предоставленных сведений. В таком случае заявителю будет направлен письменный отказ с указанием причин такого решения. Заявителю необходимо внести корректировки в комплект документов согласно выявленным нарушениям.

Как было сказано ранее, при создании этой формы можно не регистрировать юридическое лицо (стоит сказать, не смотря на теоретическую возможность, практически это невозможно). Регулирование деятельности фермерского хозяйства, функционирующего без создания юридического лица, осуществляется нормами ГК, которые разработаны для регламентирования деятельности юридических лиц, созданных с целью получения прибыли (исключением являются случаи, которые предписаны ФЗ, нормативно-правовыми актами или иными отношениями).

Размер госпошлины 800 р. Если в регистрации отказано, вернуть уплаченные средства невозможно.

Создать КФХ может даже один гражданин, который приобретёт статус Главы. Это лицо наделяется полномочиями выступать от имени и в интересах хозяйства. Этот фактор основополагающий. Иначе говоря, появляется два субъекта: хозяйство и Глава. Это своего рода разделение функционала: на хозяйство возложена производственная и хозяйственная функция, а Глава отстаивает его интересы. Право выступать от имени хозяйства, а также предпринимательскую правоспособность Глава приобретает только после признания всеми членами хозяйства.

Чем отличается ИП от ИП ГКФХ:

  1. ИП действует в собственных интересах, от собственного лица.
  2. ИП ГКФХ отстаивает интересы хозяйства.
  3. ИП самостоятельно направляет бизнес, приобретает права и несёт ответственность. Глава КФХ действует только в рамках, установленных соглашением полномочий.

Главе КФХ запрещено вести бизнес, не связанный с интересами хозяйства и находящийся за рамками регламентированных ему полномочий, от своего имени.

Гражданский Кодекс регламентирует следующие полномочия ГКФХ:

  • организация деятельности хозяйства;
  • представление интересов и действия от имени КФХ;
  • предоставление доверенностей;
  • приём и увольнение персонала;
  • организация бухгалтерского учёта;
  • иные полномочия по соглашению.

Таким образом, участники делегируют Главе руководящие функции. Однако наличие у главы статуса ИП не означает полную имущественную ответственность последнего по долгам хозяйства. Даже если Глава является ИП, имущественная ответственность по обязательствам хозяйства разделяется между всеми членами соразмерно долям.

ГКФХ имеет право заключать сделки, которые необходимы для жизнедеятельности хозяйства. Глава не должен совершать действия, ущемляющие права и интересы КФХ.

Несмотря на многочисленные преимущества, как и любая форма организации бизнеса, КФХ имеет недостатки.

К таковым относятся:

  • необходимость использования земельного участка в строго регламентированных законом целях. Так, если назначение категории земель – с/х производство, невозможно использовать их для выгула скота;
  • если ГКФХ не зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя запрещено заниматься реализацией произведённой продукции;
  • участникам разрешается быть членом только одного КФХ.

Бизнес в сфере сельского хозяйства характеризуется долгосрочной окупаемостью. Чтобы иметь возможность быстрого выхода на прибыль, необходимо тщательно анализировать собственные ресурсы и обратиться к рекомендациям экспертов. Предпочтительно приобретать землю в собственность, это поможет обезопасить бизнес от незапланированных переездов и проблем с арендодателем. При наличии достаточных ресурсов аналитики рекомендуют заняться разведением скота мясных пород, так как именно это направление относится к наиболее прибыльным. Привлечение наёмных сотрудников также позволит значительно увеличить производительность. Также требуется обратить внимание на оптовых покупателей, которые могли бы приобретать готовую продукцию в больших объёмах (рынки, магазины).

Не стоит забывать и о рисках подобного бизнеса, не связанных с социально-экономической обстановкой страны или налоговым законодательством – природные явления. Наводнения, засуха, нашествие саранчи и прочих насекомых могут полностью уничтожить результаты бизнеса.

Преимущества КФХ

Осуществление деятельности в формате КФХ имеет преимущества:

  1. Господдержка. Поддержка КФХ – приоритетная задача государства. Для этого регулярно разрабатываются и внедряются новые программы, позволяющие развиваться сельскому хозяйству страны. Например, можно получить субсидиарную помощь на приобретение спецтехники, а также оборудования. Государство регулярно предоставляет сельхозпроизводителям крупные контракты, исполнение которых позволяет развиваться и увеличивать объёмы деятельности.
  2. Возможность реализовывать результаты труда обширному кругу покупателей. ГКФХ имеет право пройти сертификацию. Немногие покупатели готовы приобретать у ЛПХ, так как подобная покупка грозит приобретение статуса налогового агента, то есть покупателю необходимо удержать с продавца и перечислить в бюджет НДФЛ.
  3. Льготные условия налогообложения. Фермеры могут рассчитывать на получение льгот по уплате налогов – существует программа, позволяющая начинающим КФХ получить налоговые каникулы, то есть отсрочку по уплате обязательных взносов.
  4. Право использовать для ведения деятельности участки земли площадью свыше 2,5 га.
  5. Органы местного самоуправления не организуют проверок, если не было выявлено фактов нарушения законодательства.
  6. Возможность получать гранты от Фондов разного уровня.
  7. Льготные условия кредитования – хозяйства имеют доступ к недорогому банковскому финансированию. Снижение стоимость кредита достигается за счёт частичного субсидирования кредита из бюджета. Однако подобные условия распространяются только на инвестиционные кредиты, целью которых является приобретение земельных участков, оборудования, строительство.
  8. Возможность официального приёма на работу сотрудников.
  9. Простота процедуры регистрации.

Перечисленные преимущества привлекают многих фермеров перейти к официальному ведению бизнеса посредством создания КФХ.

Узнать о действующих программах поддержки можно, обратившись в Министерство сельского хозяйства в регионе осуществления деятельности. Чтобы воспользоваться той или иной программой, необходимо заявить о таком желании и следовать инструкциям специалистов Минсельхоза.

§ 2. Особенности правоспособности главы крестьянского (фермерского) хозяйства

Для того, чтобы фермерское хозяйство как объединение граждан могло участвовать в гражданском обороте, ему, согласно ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", необходим еще и реальный субъект предпринимательской деятельности - предприниматель, осуществляющий свою деятельность без образования юридического лица. Таким субъектом является глава фермерского хозяйства, наделенный представительскими полномочиями (см. ст. 17 указанного Федерального закона). Однако он участвует в предпринимательских отношениях не от своего имени и не в собственных интересах, а только от имени и в интересах хозяйства. Это определяет особенности его предпринимательской правоспособности как гражданина-предпринимателя.

В результате возникает весьма необычная правовая ситуация: в единой коммерческой структуре сосуществуют как бы два предпринимателя, действующих без образования юридического лица, - фермерское хозяйство и глава хозяйства. Между ними устанавливается своеобразное разделение функций. Хозяйство как объединение граждан является чисто номинальным предпринимателем, своеобразной "вывеской": оно имеет фирменное наименование, под которым осуществляется предпринимательская деятельность, банковские счета, печать, "имеет" фактически не принадлежащее ему имущество*(135) и этим же имуществом отвечает по "своим" долгам, выступает в качестве истца и ответчика в суде и т.п. Однако, не участвуя непосредственно в предпринимательстве, фермерское хозяйство как объединение граждан осуществляет собственно производственную и иную разрешенную ему хозяйственную деятельность. Глава хозяйства, действующий от имени хозяйства, является реальным предпринимателем, единолично опосредующим коллективную предпринимательскую деятельность фермерского хозяйства (по этой причине главу хозяйства вряд ли можно считать индивидуальным предпринимателем в общепринятом значении этого понятия).

Таким образом, двойственная юридическая природа крестьянского (фермерского) хозяйства в настоящее время дает основания рассматривать это предпринимательское образование в качестве своеобразного комплексного предпринимателя. Такой предприниматель фактически участвует в гражданском обороте наряду с коллективными предпринимателями (юридическими лицами) и индивидуальными предпринимателями (физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица)*(136). Поэтому следует согласиться с теми юристами, которые полагают, что фермерское хозяйство - это самостоятельная, особая организационно-правовая форма предпринимательства в сельском хозяйстве без образования юридического лица, которая отличается как от коммерческих организаций, так и от индивидуальных предпринимателей и не имеет аналогов в действующем законодательстве*(137).

После признания главы фермерского хозяйства предпринимателем в порядке, который был нами рассмотрен выше, он приобретает предпринимательскую правоспособность и получает юридическую возможность действовать от имени соответствующего хозяйства.

Однако глава крестьянского (фермерского) хозяйства - это особый предприниматель, его вряд ли можно отождествлять с индивидуальным предпринимателем. Между указанными субъектами права имеется ряд принципиальных различий.

Во-первых, индивидуальный предприниматель осуществляет коммерческую деятельность, выступая под своим именем, включающим фамилию, собственно имя, а также отчество (при его наличии). В отличие от индивидуального предпринимателя глава фермерского хозяйства выступает в коммерческих отношениях не от своего имени, а от имени фермерского хозяйства (см. ст. 17 ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве"), которое имеет собственное наименование.

Во-вторых, индивидуальный предприниматель действует самостоятельно, в собственных интересах, а глава фермерского хозяйства - в интересах представляемого им хозяйства (см. п. 2 ст. 16 ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве").

В-третьих, индивидуальный предприниматель сам определяет виды своей деятельности, приобретает соответствующие права и несет обязанности, а глава хозяйства осуществляет только те полномочия, которые предусмотрены соглашением между членами фермерского хозяйства (см. последний абзац ст. 17 ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве").

Таким образом, глава фермерского хозяйства - это не самостоятельный индивидуальный предприниматель, а обладающий определенной автономией участник комплексного предпринимателя, которым является фермерское хозяйство.

В свою очередь, фермерское хозяйство, в отличие от большинства коммерческих организаций, правила о которых применяются к его деятельности, обладает не общей, а специальной правоспособностью (в ст. 1 ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" перечень видов деятельности такого хозяйства сформулирован как исчерпывающий). Поэтому хозяйство вправе осуществлять в качестве основных только те виды деятельности, которые связаны с производством, переработкой, хранением, транспортировкой и реализацией собственной сельскохозяйственной продукции.

В связи с этим и правоспособность главы крестьянского хозяйства как составная часть правоспособности всего хозяйства не может рассматриваться в качестве общей: она определяется пределами правоспособности указанного хозяйства как комплексного предпринимателя.

На практике целесообразно исходить из того, что глава фермерского хозяйства не вправе вести самостоятельную предпринимательскую деятельность, осуществляемую от собственного имени, вне связи с интересами хозяйства и за пределами полномочий, определенных для него ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве и соглашением между членами хозяйства. Он имеет право совершать только такие сделки от имени и в интересах фермерского хозяйства, которые необходимы для осуществления хозяйством допускаемых для него видов деятельности. Кроме того, глава фермерского хозяйства не вправе совершать действия (в т.ч. сделки), ущемляющие права и законные интересы фермерского хозяйства и его членов (п. 2 ст. 16 указанного Федерального закона).

Закреплена также юридическая обязанность главы фермерского хозяйства действовать в интересах представляемого им хозяйства добросовестно и разумно. Данное правило основывается на общих для юридических лиц положениях ГК РФ о том, что лицо, которое в силу закона или учредительных документов юридического лица выступает от его имени, должно действовать в интересах представляемого юридического лица добросовестно и разумно. Оно обязано по требованию учредителей (участников) юридического лица, если иное не предусмотрено законом или договором, возместить убытки, причиненные им юридическому лицу (п. 3 ст. 53 ГК РФ). Указанные нормы ГК РФ, в т.ч. об обязанности возместить убытки, причиненные представляемому, применяются и к предпринимательской деятельности фермерского хозяйства*(138).

ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" в ст. 17 установил примерный перечень полномочий главы крестьянского хозяйства. Напомним, что глава фермерского хозяйства:

организует деятельность фермерского хозяйства;

без доверенности действует от имени фермерского хозяйства, в том числе представляет его интересы и совершает сделки;

выдает доверенности;

осуществляет прием на работу в фермерское хозяйство работников и их увольнение;

организует ведение учета и отчетности фермерского хозяйства;

осуществляет иные определяемые соглашением между членами фермерского хозяйства полномочия.

Указанные полномочия главы фермерского хозяйства в основном совпадают с полномочиями единоличного исполнительного органа в коммерческой организации*(139). Однако главу хозяйства нельзя рассматривать к качестве исполнительного органа фермерского хозяйства: в этой части положения гражданского законодательства о коммерческих организациях к деятельности фермерского хозяйства не применяются в силу противоречия существу соответствующих отношений. Крестьянское (фермерское) хозяйство в целом и его глава являются предпринимателями (см. соответственно п. 3 ст. 1 ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", п. 2 ст. 23 ГК РФ), т.е. субъектами предпринимательского и, следовательно, гражданского права. Поэтому к деятельности главы фермерского хозяйства не могут быть применены правила об органах управления коммерческих организаций, так как эти правила регулируют не предпринимательские, а внутрикорпоративные отношения.

Глава фермерского хозяйства организует деятельность хозяйства. Факт единогласного признания одного из членов хозяйства его главой (см. п. 1 ст. 16 ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве") предполагает также признание членами хозяйства соответствующих властных полномочий главы хозяйства, без которых организация деятельности хозяйства была бы невозможной. Таким образом, члены хозяйства в договорном порядке как бы делегируют главе хозяйства руководящие функции (подп. 2 п. 3 ст. 4 указанного Федерального закона) в интересах всего фермерского хозяйства.

В соглашении о создании хозяйства целесообразно устанавливать отдельно перечни конкретных прав и обязанностей главы хозяйства и остальных его членов. В них необходимо, в частности, предусмотреть, что глава хозяйства имеет право давать обязательные для остальных членов хозяйства (не состоящих с хозяйством в трудовых отношениях) указания и контролировать их исполнение, а члены хозяйства обязаны исполнять указания главы хозяйства в установленные им сроки. Если этого не сделать, то работа главы фермерского хозяйства по организации деятельности хозяйства может оказаться бессмысленной и неэффективной, поскольку любая управленческая деятельность невозможна без отношений власти-подчинения и контроля за исполнением принятых решений.

В отношении наемных работников, как являющихся, так и не являющихся членами фермерского хозяйства, глава хозяйства обладает управленческими и контрольными полномочиями в качестве работодателя. В таких случаях указанные полномочия имеют не гражданско-правовую природу, а предусмотрены ТК РФ и другими актами трудового законодательства.

Глава фермерского хозяйства без доверенности действует от имени хозяйства, в т.ч. представляет его интересы и совершает сделки. Если учитывать, что фермерское хозяйство - это субъект предпринимательской деятельности и одновременно абстрагироваться от того, что оно не является лицом в контексте п. 1 ст. 2 ГК РФ, то следует полагать, что рассматриваемая норма представляет собой случай, когда в силу указания закона между фермерским хозяйством и его главой возникают отношения представительства (ст. 182 ГК РФ). Поэтому глава хозяйства не может совершать сделки от имени представляемого в отношении себя лично.

С учетом того обстоятельства, что представительство, осуществляемое главой фермерского хозяйства, носит систематический характер и осуществляется им самостоятельно, представляется, что к его деятельности должны применяться специальные правила о коммерческом представительстве, предусмотренные ст. 184 ГК РФ. Согласно п. 3 указанной статьи, коммерческое представительство осуществляется на основании договора, заключенного в письменной форме и содержащего указания на полномочия представителя, а при отсутствии таких указаний - также и доверенности. В рассматриваемом случае в качестве договора, определяющего полномочия представителя, вполне можно использовать соглашение о создании хозяйства, подробно регламентировав в нем полномочия главы хозяйства в качестве коммерческого представителя.

Коммерческое представительство предполагает право представителя требовать уплаты обусловленного вознаграждения и возмещения понесенных им при исполнении поручения издержек. Однако в соглашении о создании фермерского хозяйства допустимо предусмотреть и безвозмездный характер коммерческого представительства (см. п. 2 ст. 184 ГК РФ).

Глава фермерского хозяйства выдает доверенности. Доверенность - это письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом (представляемым, доверителем) другому (представителю) для представительства перед третьими лицами, в котором установлены полномочия представителя для совершения сделок и иных правомерных действий от имени представляемого. Выдача доверенности является односторонней сделкой. Поэтому выдача главой фермерского хозяйства доверенностей, как и совершение им иных сделок, производится от имени фермерского хозяйства, а не от имени его главы.

Следует полагать, что к выдаче доверенности от имени фермерского хозяйства в силу п. 3 ст. 1 ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" могут применяться правила выдачи доверенностей от имени юридического лица (п. 5 ст. 185 ГК РФ), поскольку они не противоречат существу соответствующих отношений. Поэтому доверенность от имени крестьянского (фермерского) хозяйства должна выдаваться за подписью главы хозяйства с приложением печати фермерского хозяйства.

Глава фермерского хозяйства осуществляет прием на работу в фермерское хозяйство работников и их увольнение. Трудовые отношения в хозяйстве регламентируются трудовым законодательством с учетом того обстоятельства, что глава хозяйства является работодателем - физическим лицом и, согласно п. 2 ст. 23 ГК РФ, признается предпринимателем. Поэтому к указанным отношениям общие нормы ТК РФ применяются с учетом особенностей регулирования труда работников, работающих у работодателей - физических лиц, установленных в ст. 303-309 гл. 48 ТК РФ. Когда в качестве работодателя выступает не глава фермерского хозяйства, а само хозяйство, созданное по Закону 1990 г. "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" в качестве юридического лица, указанные особенности регулирования труда не применяются, и организация трудовых отношений осуществляется по общим правилам ТК РФ. Напомним, что такие хозяйства вправе сохранить статус юридического лица до 01.01.2010 г. (см. п. 3 ст. 23 ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве").

В случаях, когда глава хозяйства привлекает для работы сезонных работников, необходимо учитывать также особенности регулирования их труда (см. ст. 293-296 ТК РФ). Кроме того, ТК РФ предусматривает особенности регулирования труда женщин, лиц с семейными обязанностями (ст. 253-264 гл. 41), работников в возрасте до 18 лет (ст. 265-272 гл. 42), лиц, работающих по совместительству (ст. 282-288 гл. 44), временных работников (ст. 289-292 гл. 45) и др.

Глава фермерского хозяйства организует ведение учета и отчетности фермерского хозяйства. Целесообразно учитывать, что в соответствии со ст. 4 ФЗ от 21.11.1996 г. "О бухгалтерском учете"*(140) он распространяется на все организации, находящиеся на территории России, а также на филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации. Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством России.

Крестьянское (фермерское) хозяйство, согласно ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", является не организацией, а объединением граждан, которое осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (см. ст. 1 указанного Федерального закона). Поэтому следует полагать, что фермерские хозяйства, созданные в соответствии с ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", должны вести бухгалтерский учет в порядке, предусмотренном для граждан-предпринимателей, действующих без образования юридического лица. Что касается фермерских хозяйств, созданных по Закону 1990 г. "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" и являющихся юридическими лицами, то организация их бухгалтерского учета должна осуществляться по правилам ФЗ "О бухгалтерском учете".

Глава фермерского хозяйства осуществляет иные полномочия, определяемые соглашением между членами хозяйства. Поскольку он обладает специальной правоспособностью, его права и обязанности определяются ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (ст. 16, 17), а также соглашением о создании хозяйства. Осуществлять иные полномочия глава фермерского хозяйства не вправе. Поэтому если члены фермерского хозяйства стремятся расширить полномочия его главы, то это необходимо сделать в соглашении о создании хозяйства в соответствии с подп. 2 п. 3 ст. 4 ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".