Японское оружие и его виды. Японские клинки и короткие мечи

Виды японских мечей

Большие мечи-Нагамаки · Нодати · Одати

Длинные мечи- Катана · Тати · Цуруги

Короткие мечи - Кодати · Вакидзаси

Ножи/кинжалы- Танто

Тренировочное оружие-Боккэн · Иайто · Синай

Прочее-Нагината

Большие мечи-

1.Нагамаки

Нагамаки (яп. 長巻 — «длинная обёртка») — японское холодное оружие, состоящее из древковой рукояти с большим наконечником. Было популярно в XII—XIV веках. Было схоже с совней, нагинатой или глевией, но отличалось тем, что длины рукояти и наконечника были примерно равны, что позволяет его классифицировать, как меч.

Нодати (яп. 野太刀 «полевой меч») — японский термин, относящийся к большому японскому мечу. Некоторые, однако, придерживаются мнения, что нодати является близким синонимом одати (大太刀 «большой меч», «о-тати») и означает очень большой тати. Термин не обозначал изначально любой вид японского боевого меча очень больших размеров (дайто), такой, как тати, но в наше время часто (неверно) применяется именно так.

Нодати использовался как оружие пехоты в бою. Использование нодати в помещениях или других ограниченных пространствах представляет определённые трудности. Основной причиной того, что использование таких мечей не было повсеместным было то, что клинок значительно труднее выковать, чем клинок меча обычной длины. Этот меч носили за спиной из-за его больших размеров. Это было чем-то особым, потому что другие японские мечи, такие как катана и вакидзаси носили заткнутым за пояс, а тати подвешивался лезвием вниз. Однако его не выхватывали из-за спины. Нодати, из-за своей большой длины и веса, был очень сложным оружием.

Одати (яп. 大太刀?, «большой меч») — один из типов длинных японских мечей. Термин нодати (яп. 野太刀?, «полевой меч») означает другой тип меча, часто ошибочно используется вместо одати.

Чтобы называться одати, меч должен был иметь длину лезвия не менее 3-х сяку (90,9 см), однако, как и в случае многих других японских терминов, относящихся к мечам, точного определения длины одати нет. Обычно одати это мечи с клинками 1.6 - 1.8 метров.

Длинные мечи-

Катана (яп. 刀) — изогнутый японский меч.

Наряду с коротким мечом вакидзаси входил в носимый комплект вооружения самураев, известный как пара мечей дайсё.

Японские мечи хранили на специальной подставке — Катанакакэ.

Рукоять обтягивали кожей ската, акулы или другим материалом и оплетали шелковым шнуром. Существуют десятки способов оплетки. Особенно ценятся катаны, на которых есть "мэи" — подпись с именем кузнеца, часто дополненная годом изготовления и названием провинции. Однако даже на самых ценных клинках, создание которых эксперты приписывают известным мастерам, "мэи" часто отсутствует.

Тáти, тáти (яп. 太刀) — длинный японский меч. Тати, в отличие от катаны, не засовывался за оби (матерчатый пояс) лезвием вверх, а подвешивался на пояс в предназначенной для этого перевязи, лезвием вниз. Для защиты от повреждений доспехами ножны часто имели обмотку. Самураи носили катану как часть гражданской одежды, а тати — как часть военных доспехов. В паре с тати были более обычны танто, чем относящийся к катане короткий меч вакидзаси. Кроме того, богато украшенные тати применялись как парадное оружие при дворах сёгунов (князей) и императора.

Цуруги (яп. 長剣) — японское слово, означающее прямой обоюдоострый меч. По форме похож на цуруги-но-тати (прямой односторонний меч).

Использовался как боевой в VII—IX веках, до появления односторонних изогнутых мечей тати, впоследствии - в церемониальных и религиозных целях.

Одной из трёх священных реликвий синтоизма является меч Кусанаги-но-цуруги.

Короткие мечи-

Одати (яп. 小太刀) — буквально переводится как «маленький тати», меч тати короче обычного.

2.Вакидзаси

Вакидзаси (яп. 脇差) — короткий традиционный японский меч. В основном использовался самураями и носился на поясе. Его носили в паре с катаной, также затыкая за пояс лезвием вверх. Длина клинка — от 30 до 61 см. Общая длина с рукоятью 50—80 см. Клинок односторонней заточки, малой кривизны. Вакидзаси похож по форме на катану. Вакидзаси изготавливался с дзукури различной формы и длины, обычно более тонким, чем у катаны. Степень выпуклости сечения лезвия вакидзаси намного меньше, поэтому по сравнению с катаной этот меч резал мягкие объекты более резко. Рукоять вакидзаси обычно квадратного сечения.

В паре дайсё (два основных меча самурая: длинный и короткий) вакидзаси использовался в качестве короткого меча (сёто).

Самураи использовали вакидзаси в качестве оружия тогда, когда катана была недоступна или неприменима. В ранние периоды японской истории малый меч танто носился вместо вакидзаси. А также когда самурай надевал доспех, вместо катаны и вакидзаси обычно использовался тати и танто. Входя в помещение, воин оставлял катану у слуги или на катанакакэ. Вакидзаси всегда носился при себе и его снимали только в случае, если самурай оставался на длительный период времени. Буси часто называли этот меч «хранителем своей чести». Некоторые школы фехтования учили использовать и катану и вакидзаси одновременно.

В отличие от катаны, которую могли носить только самураи, вакидзаси был разрешён купцам и ремесленникам. Они использовали этот меч в качестве полноценного оружия, ибо по статусу не имели права носить катану. Также использовался для обряда сэппуку(харакири).

Ножи/кинжалы-

Анто (яп. 短刀 тан — короткий, то — меч) — вспомогательный короткий меч самурая.

«Тан то» для японцев звучит как словосочетание, потому они никак не воспринимают танто как нож (нож по японски — «хотё»).

По современным правилам в Японии танто признается национальным культурным достоянием — одним из вариантов ниппон-то или японского меча. Изготовлять танто могут только сертифицированные мастера, таких единицы в Японии, поскольку получить такое право очень сложно.

По правилам танто как японский меч должен быть изготовлен из Тамахоганэ и иметь характерный хамон, съёмную рукоять, крепящуюся к хвостовику бамбуковыми палочками и съёмной круглой гардой цуба; при этом танто должен быть менее 30 см длиной (иначе это будет уже не короткий меч). Каждый танто (как национальное достояние) должен быть лицензирован, в том числе и найденный исторический танто. При этом изготовленные в массовом порядке танто времен Второй мировой войны из серийной стали лицензированию не подлежат и уничтожаются, так как не имеют культурной ценности, поскольку не имеют ничего общего с национальной традицией, а являются наследием милитаристского прошлого.

Танто использовался только как оружие и никогда как нож, для этого существовал кодзука, носимый в пару к Тан-То в одних ножнах.

Танто имеет односторонний, иногда обоюдоострый клинок длиной от 15 до 30 см (то есть менее одного сяку).

Считается, что танто, вакидзаси и катана это фактически «один и тот же меч разного размера». Первые танто появились в эпоху Хэйан и были лишены каких-либо признаков художественности. В раннюю эпоху Камакура начали появляться высококачественные, искусно выполненные образцы, созданные, например, знаменитым Ёсимицу (самым известным мастером, который делал танто). Производство танто, достигшее значительных величин в эпоху Муромати, резко упало в период Синто («новых мечей»), и танто этого периода довольно редки. В период Син-Синто («новых новых мечей») на них снова возник спрос, и производство выросло, однако качество их невысоко.

Танто куются обычно в стиле хирадзукури, то есть плоскими, без ребра жёсткости. Некоторые танто, имевшие толстый трёхгранный клинок, назывались ёроидоси и были предназначены для протыкания доспехов в ближнем бою. Танто использовались по большей части самураями, но его носили и доктора, торговцы как оружие самообороны — собственно это короткий меч. Женщины высшего света порой также носили маленькие танто, называемые кайкэн, в поясе кимоно (оби) для самозащиты. Кроме того танто используется в свадебной церемонии царских особ по сей день.

Иногда танто носили как сёто вместо вакидзаси в дайсё.

Муляж танто с деревянным, пластиковым, а иногда тупым металлическим клинком применяется для тренировок в боевых искусствах:

Тренеровочное оружие-

Боккэ́н (в русском языке часто произносится как боке́н) (яп. 木剣?) — деревянный макет меча, используемый в различных японских боевых искусствах, в том числе айкидо, для тренировок.

Боккэны делают из дуба, бука, граба и других плотных пород древесины. Часто их пропитывают лаком, морилкой или древесной смолой, для бо́льшей плотности и веса.

Боккэн должен быть достаточно крепким, чтобы выдерживать сильные удары по чему-либо, а также отражения атаки боккэном или дзё.

Грамотно нанесённый боккэном удар по человеку может привести к смерти. Великий японский фехтовальщик Миямото Мусаси (1584—1645) часто использовал боккэн в реальных поединках, в большинстве случаев убивая своих противников. Наиболее опасен кончик острия клинка при нанесении рубящих ударов.

В Японии к боккэнам относятся с большим уважением, практически как к настоящему оружию. Скажем, при провозе боккэна в самолёте пассажир обязан сдать его в багаж.

Другое название — бокуто (яп. 木刀 бокуто, «деревянный меч»).

Разновидности:

«мужской» (яп. 男子木剣 данси боккэн?), отличается относительно толстой рукоятью и «лезвием», прямотой и толстой деревянной гардой.

«женский» (яп. 女子木剣 дзёси боккэн?), наиболее часто используемый вариант. Отличается изогнутостью, легкостью. Часто используется с пластмассовой гардой и с ножнами (например, в иайдо).

«тренировочный» (яп. 素振木剣 субури боккэн?), отличается утолщением со стороны острия, таким образом имитируя балансировку настоящего меча.

Иайто (居合刀, иайто — японский тренировочный меч для иайдо. Большинство иайто изготавливаются из сплава алюминия и цинка, который зачастую дешевле и легче стали и соответствует японским ограничениям на использование его как холодного оружия, так же такие мечи не подпадают под ограничения на перевозку холодного оружия. Иайто изготавливаются как оружие для упражнений и не подходят для контактного использования. Подбор длины и веса иайто относительно роста и силы ученика крайне важен для безопасного и правильного выполнения упражнений.

При изготовлении иайто за модель часто берутся реальные мечи известных мастеров меча, как например меч Миямото Мусаси.

Другое название - могито (яп. 模擬刀 могито, «имитационный меч»). Следует различать могито, изготовленные для иайдо, и могито - сувенирные поделки. Сувенирные мечи в основном не сбалансированы, и их детали плохо закреплены. Использование последнего вида могито для тренировок может привести к травмам.

Сина́й (яп. 竹刀 — синай, такэмицу, «бамбуковый меч») — бамбуковый меч, который используется для тренировок по японскому искусству кэндо. Существуют также пластиковые мечи, которые используются во время соревнований. Их также называют «бамбуковыми» — синаями.

Конструкция

Синай состоит из четырех бамбуковых полос (такэ), скрепленных двумя кусками кожи, веревки (цуру), рукоятки (цукагава) и завязки (накаюй), а также защитного приспособления (цуба) и ее резинового закрепителя (цубадомэ). Бамбуковые полосы скрепляются с двух сторон кожаными рукоятками и наконечником, которые, в свою очередь, крепко закрепляются веревкой. Для обозначения ударной части синая и обеспечения хорошей натяжки веревки используется завязка.

Параметры

Длина синая зависит от возраста фехтовальщика:

10—14 лет — 109 см;

14—16 лет — 112 см;

От 18 лет — 115—118 см.

1.Нагината

Агина́та (なぎなた, 長刀 или 薙刀) — японское холодное оружие с длинным древком и расходящимся к острию длинным лезвием, имеет рукоять длиной около 2 метров и лезвие около 30 см. Является аналогом глефы (хотя часто по ошибке именуется алебардой), но значительно более легкая. Первые сведения об использовании нагината относятся к концу VII века. В Японии существовало 425 школ, где изучали технику боя нагинатадзюцу. Была излюбленным оружием сохэев, монахов-воинов.

В мирное время нагината использовалась женщинами из класса самураев для защиты своего жилища.

Все прошлое древней и феодальной Японии - это нескончаемые сражения. Основное отличие от битв на континенте состоит в том, войны разгорались среди японцев, другими словами, в пределах одной национальности и культуры. Враждующие применяли одно оружие и

похожие стратегии и хитрости ведения войны. В такой ситуации большую важность имело искусство владения оружием самураев и индивидуальные тактические качества военачальников.

Виды японского холодного оружия

В японском боевом прошлом выделяют три определяющих эпохи: эра лука, эра копья и эра меча.

Период Лука

Лук (юми) – старейшее оружие Японии. Луки применялись в качестве оружия с древнейших времен. Стрельба из лука делилась на две формы - как необходимая часть синтоистских церемоний кюдо (Путь лука) и как боевое мастерство кюдзицу (Навых стрельбы из лука). В кюдо обычно упражнялась знать, кюдзицу практиковали самураи.

Японский лук асимметричной формы, верхняя часть которого приблизительно вдвое длиннее нижней. Длиной лук от двух метров. Как правило, части лука изготавливают композитно, другими словами, снаружи лук сделан из дерева, а внутри – из бамбука. Из-за этого стрела почти никогда не движется по прямой траектории, в результате чего меткая стрельба становится возможной только после накопления большого опыта. Среднее расстояние меткого полета стрелы - примерно 60 метров, для профессионала – вдвое дальше.

Японский лук юми фото

Зачастую наконечники стрел изготовлялись пустыми для того, чтобы в полете они испускали свист, который по верованиям отгонял злых демонов.

В старину иногда применялись японские луки, которые необходимо было натягивать не в одиночку, а несколькими воинами (например луки, для натяжения которых требовалась сила семи лучников!). Такие луки применялись не только для отстрела пехоты, но и в битвах на море для потопления вражеских лодок.

Кроме обычной стрельбы из лука, особым мастерством являлась бакюдзицу - верховая стрельба с лошади.

Эра Копья

В 16 столетии в Японское государство из Португалии были привезены мушкеты. Они практически полностью вытеснили луки. Вместе с тем повысилась важность копья (яри). Из-за этого эпоху междоусобиц именуют Эрой Копья.

Копье Яри фото

Преимущественно копья применялись для сбивания всадников с лошади. После падения такой боец оказывался незащищенным. Как правило копья применяла пехота. Копье яри было 5 метров в дляну, и чтобы его использовать, нужно было обладать большой силой и выносливостью. Различные самурайские кланы использовали копья разной длины и конфигурации наконечника.

Эра Меча

С приходом к власти сёгуната Токугава в 1603 году значение военного мастерства как умения "победы любой ценой" ушло в историю. Оно превратилось в самостоятельную технику самосовершенствования и состязания. Благодаря этому физическую мощь профессионалов копья сменило кэндзюцу - искусство владения мечом.

Именно в эту эпоху самурайский меч стал называться "душой самурая". Меч самурая оттачивался с выпуклого наружу края, а другая грань является своеобразным "щитом" во время сражения. Меч, изготовленный специальными методами многослойной ковки удивительно прочный и острый. Его изготовление занимает длительное время и требует огромных трудовых затрат, поэтому новый самурайский меч всегда имел огромную стоимость. Старинный же меч, произведенный знаменитым мастером, стоил целое состояние. В завещании самурая в специальном разделе всегда указывалось распределение мечей между отпрысками.

Типы самурайских мечей:

Цуруги – старинный прямой заточенный с обеих сторон меч, применяемый до 10 столетия.

Цуруги фото

Тридцатисантиметровый кинжал.

Танто фото

Самурайский меч, который носился на поясе острием вверх в паре с вакидзаси. Длина – 60-75 см. Носить катану было разрешено только самураям

Катана фото

Вакидзаси, (Сёто, Кодати) - короткий меч (30 - 60 см), носился на поясе острием вверх и вместе с катаной составлял комплект самурая дайсе (длинный, короткий).

Тати – большой длинный изогнутый меч (от 61 см в клинке), который носился острием вниз, применялся, как правило, всадниками.

Нодати (Одати) – разновидность тати, очень длинный меч (от одного до полутора метров), который носился за спиной.

В тренировках применялись мечи-синай, изготовленный из бамбука и боккэн – мечи из дерева.

Простолюдины могли могли владеть только малыми мечами или ножами - для защиты от разбойников и грабителей. Самураи носили два меча – длинный и короткий. Сражались при этом, все-таки длинным мечом катаной, хотя были и школы владения двумя мечами сразу. Профессионала определяли по способности победить врага при минимальном числе взмахов меча. Особым мастерством считалось искусство убивать противника, быстро вытянув меч из ножен - одним взмахом (техника иайдзюцу).

Вспомогательные виды японского оружия:

Бо - военный шест. Известно большое количество видов разной длины (30 см - 3 м) и толщины.

Дзиттэ - оружие в форме "вилки" с двумя зубами, изготовленное из железа. Применялась полицией периода Токугава для перехвата меча взбешенного (как правило, пьяного) самурая, кроме того, в качестве боевой дубины.

Ёрой-доси - "кинжал милосердия", который применялся для добивания раненых.

Кайкэн - боевой кинжал женщин. Применялся женщинами аристократического рода в качестве ножа для самоубийства при посягательстве на их честь.

Кодзука - военный нож. Зачастую применялся в хозяйстве.

Нагината – алебарда японцев. Жердь с присоединенным лезвием. Первоначально применялась пехотой для нанесения травм вражеским коням. В 17 столетии начала применяться девушками из самурайского рода для обороны. Стандартная длина нагинаты составляла примерно 2 м.

фото Нагината

Тэссэн - военный веер со стальными спицами. Использовался полководцами. Иногда применялся в качестве маленького щита.

фото боевой веер Тэссэн

Старинное японское стрелковое оружие (однозарядные аркебузы) – популярным стало в период междуусобиц. После воцарения сёгуната Токугава перестало использоваться, так как считалось "недостойным истинного воина".

Японское оружие видео

Интересное видео о катане и вакидзаси.

В Японии было придумано немало боевых искусств. Многие из них требуют обращения с холодным оружием. На ум сразу же приходят самураи - воины, которые сражались преимущественно именно таким способом. И сегодня фехтование японским мечом довольно популярно, особенно в стране, где это искусство и появилось.

А вот на вопрос: «Как называется японский меч?» — однозначного ответа быть не может. Однако если задать его незнающему человеку, то в большинстве случаев ответ будет: «Катана». Это не совсем верно - японский меч не может ограничиваться одним названием. Необходимо понимать, что существует большое количество представителей этого холодного вида оружия. Виды японских мечей можно долго перечислять, их насчитываются десятки, далее будут приведены самые известные из них.

Изготовление

Традиция искусства фехтования уходит в далёкое прошлое, во времена самураев. Опасное оружие - японский меч. Изготовление его — это целая наука, которая передаётся от мастера к мастеру. Конечно, полностью рассказать о том, как создаётся настоящее произведение в руках кузнецов, практически невозможно, каждый использует различную технику и особые дополнения и хитрости. Однако в целом все придерживаются следующего.

Обязательным является использование многослойной стали с контролируемым содержанием углерода. Это придаёт мечу особую пластичность и одновременно прочность. Рафинированная сталь очищается под большими температурами, железо становится чистым.

Сори

Абсолютно у всех японских мечей есть характерный изгиб, который называется сори. Он может быть выполнен в различных вариантах. Вековая эволюция этого вида холодного оружия, а вместе с тем и экипировки самураев, позволили найти практически идеальный вариант.

Меч — продолжение руки, а у фехтовальщика она почти всегда немного согнута, поэтому есть изгиб и у оружия. Всё просто, но одновременно и мудро. Сори появляется отчасти благодаря особой обработке, в которой используются огромные температуры. Закалка не равномерная, а зональная, некоторые части меча подвергаются гораздо большему воздействию. Кстати, в Европе мастера использовали как раз этот способ. После всех процедур японский меч имеет разную твёрдость, лезвие — 60 единиц по Роквеллу, а обратная сторона — всего 40 единиц. Так как называется японский меч?

Боккэн

Для начала стоит обозначить самый простой из всех японских мечей. Боккэн — это деревянное оружие, его используют на тренировках, так как нанести серьёзные увечья им затруднительно, лишь мастера искусства способны им убить. Для примера можно обозначить айкидо. Меч создают из различных видов дерева: дуб, бук и граб. Они произрастают в Японии и обладают достаточной прочностью, поэтому выбор понятен. Для сохранности и внешнего вида часто применяется смола или лак. Длина боккэна составляет около 1 м, рукоятки — 25 см, клинка — 75 см.

Оружие должно быть достаточно крепким, поэтому изготовление также требует мастерства. Боккэн выдерживает сильные удары с таким же мечом и с дзё, деревянным шестом. Самым опасным является кончик, который может серьёзно навредить.

Как уже упоминалось, профессионал способен нанести смертельный удар, используя японский деревянный меч. Для примера достаточно взять фехтовальщика Миямото Мусаси, который часто использовал деревянный меч в поединках, чаще всего бой заканчивался смертью противника. Поэтому в Японии с огромным уважением относятся не только к настоящим клинкам, но и к боккэнам. Например, при входе в самолёт он обязательно сдаётся в багаж. А если не использовать чехол, то это приравнивается к ношению холодного оружия. Опасен этот японский меч. Название можно отнести ко всем мечам, выполненным из дерева.

Интересно, что существует три разновидности деревянного меча: мужской, женский и тренировочный. Однако не стоит думать, что лишь представительницы прекрасного пола используют второй. Женский самый популярный, так как обладает особой изогнутостью и лёгкостью. Мужской — толстым лезвием и прямотой. Тренировочный же имитирует стальной клинок, лезвие имеет особо большое утолщение, подразумевая вес железного. Какие же есть ещё виды японских мечей?

Дайсё

Дословно название переводится «большой-малый». Это основное оружие самураев. Длинный меч называется дайто. Его длина составляет порядка 66 см. Короткий японский меч (кинжал) — сёто (33-66 см), служащий второстепенным оружием самурая. Но ошибочно полагать, что это названия определённых мечей. На протяжении истории связка изменялась, использовались различные виды. Например, до раннего периода Муромати как длинный меч использовался тати. Затем его вытеснила катана, которая носилась в ножнах, закреплённых с помощью ленты. Если с тати использовали кинжал (короткий меч) танто, то с ней обычно брали вакидзаси - японские мечи, фото которых можно увидеть ниже.

В Европе и в России считается, что катана — длинный меч, но это не совсем так. Он действительно длительное время является таковым, однако применение его — дело вкуса. Интересно, что в Японии строго соблюдалось использование дайсё только самураями. Военные лидеры и сёгуны свято почитали это правило и издавали соответствующие указы. Сами самураи с особым трепетом относились к оружию, его держали подле себя даже во время сна. Длинный меч снимался при входе в дом, а короткий всегда был при себе.

Другие классы общества не имели права использовать дайсё, однако могли брать их по отдельности. Связка из мечей являлась главной частью костюма самурая. Именно она являлась подтверждением сословной принадлежности. Воинов с малых лет приучали бережно относиться к оружию их мастера.

Катана

И наконец, пожалуй, самый популярный из представляющих лучшие японские мечи. Катана на современном языке обозначает абсолютно любого представителя этого вида оружия. Как уже упоминалось выше, его использовали самураи как длинный меч, чаще всего она идёт в паре с вакадзи. Оружие всегда носят в ножнах, дабы избежать случайных ранений другим и себе. Интересно, что угол, под которым обычно располагается катана на поясе, позволяет скрыть её истинную длину от остальных. Хитрый и простой способ появился ещё в периоде Сэнгоку. В те времена оружие перестало быть необходимостью, его больше использовали ради традиции.

Изготовление

Как и любой японский меч, катана обладает сложной конструкцией. Процесс изготовления может занимать несколько месяцев, однако выходит настоящее произведение искусства. Вначале куски стали, сложенные вместе, заливаются раствором из глины и воды, а также посыпаются золой. Это необходимо для того, чтобы шлак, который образуется в процессе плавки, впитывался. После того как сталь раскалена, куски соединяют.

После начинается самый сложный процесс — ковка. Куски многократно расплющиваются и складываются, тем самым давая углероду равномерно распределиться по заготовке. Если сложить 10 раз, то получится 1024 слоя. И это не предел. Зачем же это нужно? Для того, чтобы твёрдость клинка была одинаковой. Если же будут значительные перепады, то в условиях больших нагрузок велика вероятность обламывания. Ковка длится несколько дней, за это время слои достигают воистину большого количества. Структура клинка создаётся благодаря композиции полос металла. Это и есть первоначальный его вид, впоследствии он станет частью меча.

Во избежание окисления наносится тот же слой глины. Затем начинается закалка. Меч разогревается до определённой температуры, которая зависит от вида металла. После этого происходит мгновенное охлаждение. Режущая кромка становится твёрдой. Затем производят заключительные работы: заточка, полировка. Мастер тщательно работает над клинком много времени. В конце, когда края стали плоскими, он работает маленькими камнями, которые удерживаются одним или двумя пальцами, некоторые используют дощечки. Сегодня стала популярна гравировка, которая обычно передаёт сцены с буддийской тематикой. Производятся работы над рукояткой, занимающие ещё несколько дней, и катана готова. Опасен этот японский меч. Название можно отнести к большому количеству представителей, которые отличаются друг от друга.

Вид

Настоящие японские мечи должны обладать не только острым лезвием и прочностью, но ещё и долговечностью. Они не должны ломаться при сильных ударах, а также долгое время обходится без заточки. Углерод даёт твёрдость, однако при этом меч теряет в эластичности, а значит, становится хрупким. Кузнецы в Японии изобретали различные формы, которые бы смогли обеспечить и эластичность, и стойкость.

В конечном счёте было решено, что многослойность решает проблему. Традиционная техника подразумевает изготовление сердцевины клинка из низкоуглеродной стали. Остальные слои обладают упругостью. Различные комбинации и способы помогают создать такой японский меч. Боевой клинок должен быть удобен определённому воину. Также кузнец может изменить вид стали, который сильно влияет на весь меч. В общем, катаны могут сильно отличаться друг от друга из-за вышеописанных причин.

Конструкции клинков из-за сложности в изготовлении стоят по-разному. Например, самый дешёвый подразумевает использование одного сорта стали. Обычно используется для создания танто. А вот сосю китаэ — наиболее сложная конструкция, она имеет семь слоёв стали. Образцовая работа, созданная с её применением, является произведением искусства. Одним из первых сосю китаэ начал использовать кузнец Масамунэ.

В доме и на улице

Как известно, в Японии существует огромное количество традиций, многие из которых непосредственно касаются холодного оружия. Например, входя в дом, воин никогда не снимал короткий японский самурайский меч. Вакадзи оставался в ножнах как напоминание о боевой готовности гостя. С катаной (длинным мечом) было по-другому. Его самурай держал в левой руке, если опасался за собственную жизнь. В знак доверия он мог переложить его в правую. Когда воин садился, он также не расставался с мечами.

На улице самурай носил катану в ножнах, которые называются сая. Монтаж для меча назывался косираэ. Если была необходимость, то воин вообще не расставался с катаной. Однако в мирное время длинный меч оставлялся дома. Там он хранился в специальном монтаже сирасая, который создавался из необработанной древесины магнолии. Она была способна защитить клинок от коррозии.

Если сравнивать катану с российскими аналогами, то она более всего напоминает шашку. Однако благодаря длинной рукоятке первая может быть использована двумя руками, что и является отличительной особенностью. Полезным свойством катаны можно назвать то, что с её помощью также легко наносить колющие удары, так как изгиб клинка небольшой, а лезвие острое.

Ношение

Катану всегда носили слева от корпуса в ножнах. Пояс оби надёжно закрепляет меч и не даёт ему выпасть. В обществе всегда лезвие должно быть выше рукоятки. Это традиция, а не военная необходимость. А вот в вооружённых конфликтах самурай держал катану в левой руке, то есть в состоянии боевой готовности. В знак доверия, как уже упоминалось, оружие переходило в правую руку. Японский меч катана вытеснил тати уже к концу XIV века.

Обычно все выбирали украшенную декоративными элементами рукоятку, а некрасивую и необработанную никто не выбирал. Однако в конце XIX века в Японии было запрещено ношение мечей, всех, кроме деревянного. А необработанная рукоятки стала набирать популярность, так как в ножнах лезвия видно не было, и меч можно было принять за боккэн. В России катана характеризуется как двуручная сабля с клинком более 60 см.

Однако не только катана использовалась самураями. Существуют менее известные и популярные виды японских мечей. О них написано далее.

Викадзаси

Это короткий японский меч. Традиционный вид холодного оружия был довольно популярен среди самураев. Часто его носили в паре как раз с катаной. Длина клинка фактически делала его не мечом, а скорее, кинжалом, она составляет порядка 30-60 см. Весь же вакидзаси был около 50-80 см, в зависимости от предыдущего показателя. Малая кривизна делала его похожим на катану. Заточка была односторонняя, как и у большинства японских мечей. Выпуклость сечения гораздо больше, чем у катаны, поэтому мягкие объекты резались резче. Отличительной особенностью является рукоять квадратного сечения.

Вакидзаси был очень популярен, многие школы по фехтованию учили своих воспитанников использовать его и катану одновременно. Меч называли хранителем своей чести и относились к нему с особым уважением.

Однако главным преимуществом катаны являлось свободное ношение вакидзаси абсолютно всем. Если лишь самураи имели право использовать длинный меч, то короткий часто брали с собой ремесленники, рабочие, купцы и другие. Благодаря немалой длине вакидзаси его часто использовали как полноценное оружие.

Тати

Длинный японский меч, который вытеснила катана, в своё время был довольно популярным. Фундаментальные отличия между ними можно было обозначить ещё на этапе создания клинка - использовалась различная конструкция. Катана обладает гораздо лучшими показателями, однако и тати заслуживает внимания. Носить длинный меч было принято лезвием вниз, на поясе его закрепляла специальная перевязка. Ножны чаще всего обматывались во избежание повреждений. Если катана была частью гражданской одежды, то тати — исключительно военной. В паре с ним шёл меч танто. Также тати часто использовался в качестве парадного оружия на различных мероприятиях и на дворах сёгунов и императоров (первых ещё можно назвать князьями).

Если сравнивать с той же катаной, то у тати клинок более изогнут, а также длиннее, около 75 см. Катана же прямая и относительно недлинная. Рукоятка тати, как и сам меч, довольно сильно изогнута, что и является главной отличительной стороной.

Тати имел и второе название — дайто. В Европе его обычно произносят «дайкатана». Ошибка из-за неправильного прочтения иероглифов.

Танто

В паре с тати шёл короткий меч, который также можно было отнести к кинжалам. Танто — словосочетание, поэтому в Японии его не считают ножом. Также есть и другая причина. Танто использовался как оружие. Однако нож кодзука носился в одних с ним ножнах. Длина лезвия в пределах 15-30 см. Чаще всего клинок был односторонним, однако иногда создавались обоюдоострые, но как исключение.

Интересно, что вакидзаси, катана и танто являются одними и теми же мечами, только отличающимися по длине. Существовала разновидность ёрои-доси, которая имела трёхгранный клинок. Он был нужен для прокалывания доспехов. Танто не был запрещён для использования обычными людьми, поэтому не только самураи носили его, но и доктора, торговцы и другие. По идее, танто, как и любой короткий меч, — кинжал. Ещё одной разновидностью была кайкэн, который отличался меньшей длиной. Его чаще всего носили дамы из высшего света в поясе оби и использовали для самозащиты. Танто не исчез, он остался в традиционных свадебных церемониях царских особ. А некоторые самураи носили его вместо вакидзаси в связке с катаной.

Одати

Кроме вышеперечисленных видов длинного меча, существовали менее известные и распространённые. Одним из таких является одати. Часто термин путают с нодати, о котором написано ниже, но это два разных меча.

Дословно одати переводится как "большой меч". Действительно, длина его лезвия превосходит 90,9 см. Однако точного определения не существует, что наблюдается и с остальными видами. Фактически каждый превосходящий указанную выше величину меч может называть одати. Длина составляет порядка 1,6 м, хотя часто превосходит её, рукоять японского меча была немалой.

Мечи не используются с войны 1615 г Осака-Нацуно-Дзин. После неё был издан специальный закон, запрещающий использование холодного оружия определённой длины. К сожалению, сегодня сохранилось мизерное количество одати. Причина этому - то, что владельцы обрезали собственное холодное оружие, дабы соответствовать нормам. После запрета мечи использовались в качестве дара, так как были довольно ценными. Это и стало их назначением. Дороговизна объяснялась тем, что изготовление было чрезвычайно сложным.

Нодати

Дословно название обозначает полевой меч. Нодати, как и одати, обладал огромной длиной. Из-за неё создание было затруднительно. Меч носили за спиной, так как только этот способ был возможен. Распространение нодати не получил как раз благодаря сложности изготовления. Кроме того, при битве он также требовал мастерства. Сложная техника владения обуславливалась большими размерами и огромным весом. Выхватить из-за спины меч в пылу сражения было практически невозможно. Но где же тогда его использовали?

Пожалуй, самым лучшим применением была борьба со всадниками. Большая длина и острый конец позволял использовать нодати как копьё, причём поражающее и человека, и лошадь. Также довольно действенным меч был при нанесении урона нескольким целям сразу. Но для ближнего боя нодати совершенно непригоден. Самураи в случае необходимости отбрасывали меч и брали в руки более удобную катану или тати.

Кодати

Название переводится как «маленький тати». Кодати — японское холодное оружие, которое нельзя отнести ни к длинным, ни к коротким мечам. Это, скорее, что-то среднее. Благодаря размерам его легко и быстро можно выхватить и прекрасно фехтовать. Универсальность меча, обусловленная размерами, позволяла использовать его и в ближнем бою, где движения стеснены и на расстоянии.

Лучше всего кодати сравнить с вакидзаси. Хотя их клинки сильно отличаются (у первого он шире), техника владения похожа. Длина одного и другого также схожа. Кодати был разрешён для ношения всем, так как не мог относиться к длинным мечам. Его часто путают с вакидзаси по причинам, описанным выше. Кодати носился, как и тати, то есть изгибом вниз. Самураи, использовавшие его, не брали второе холодное оружие в дайсё благодаря его универсальности. Японский меч боевой не требовался в связке.

В Японии было создано большое количество мечей, точного определения для которых не существовало. Некоторые, относящиеся к маленьким, могли носиться всеми людьми. Самурай обычно сам выбирал виды мечей, которые использовал в связке дайсё. Мечи вытесняли друг друга, так как новые обладали лучшими характеристиками, ярким примером служат тати и катана. Качественно изготовленные великими мастерами, эти мечи являлись настоящими произведениями искусства.

О выдающихся качествах мечей самураев ходят легенды. Действительно, выкованные по технологии японские клинки обладают невероятной остротой. Если верить легендам, они могут разрубать и железо, и лист бумаги на весу. Да, заточенный в бритву клинок с лёгкостью будет резать даже рисовую бумагу на весу, но рубить таким мечом железо – это значит сразу же испортить его. Для разрубания железа, заточка меча должна быть выполнена под большим углом (как на зубиле), в противном случае после удара режущую кромку придётся править, убирая щербины на клинке.

При словосочетании «японский меч», большинство сразу же подумает про катану. Действительно, катана – это японский меч, но кроме неё существовало ещё не мало разновидностей клинкового оружия самураев.

Дайсё – пара самурайских мечей

Если заглянуть вглубь истории, можно заметить, что самураи носили два меча одновременно. Один был длинный и назывался дайто (он же меч катана), второй – короткий, назывался сето (вакидзаси). Если длинный японский меч применялся в бою или на поединках, то короткий меч служил запасным оружием, когда катана ломалась. При ведении боя в ограниченном пространстве тоже использовался меч вакидзаси.

Когда самурай приходил в гости, он отдавал катану слуге при входе или оставлял её на специальной подставке. В случае внезапной опасности именно короткий меч мог спасти жизнь своего хозяина, поэтому искусству владения коротким мечом уделялось немало времени.

Если длинный меч считался привилегией правящего самурайского сословия и носить его могли только они, то короткие мечи носили богатые торговцы и ремесленники, которые старались научиться у самураев искусству владения мечом. Нужно заметить, что подобные знания в средневековой Японии ценились на вес золота и ревностно охранялись кланами. И если мастер (за огромную цену) соглашался показать приём, то он демонстрировал его только один раз, после чего с чувством выполнено долга, важно забирал вознаграждение.

Боевой самурайский меч – его параметры и разновидности

Японский меч катана или дайто имел длину от 95 до 110 сантиметров. Ширина его лезвия была около трёх сантиметров, при толщине клинка в 5-6 миллиметров. Рукоять меча обматывалась шёлковым шнуром или обтягивалась кожей акулы для предотвращения скольжения. Длина рукояти катаны составляла около трёх кулаков, что позволяло работать им с использованием двуручного хвата.

Японский меч сето или вакидзаси практически ничем не отличается от катаны, кроме длины. Она составляет 50-70 сантиметров. Естественно, что короткие мечи торговцев и самураев значительно отличались друг от друга качеством и отделкой. Короткий меч самурая, как правило, являлся частью комплекта дайсё и выполнялся в том же стиле, что и катана. Даже цуба у обоих мечей была выполнена в одном стиле.

Мечи самураев не ограничивались моделями катана и вакидзаси. Существовали ещё такие варианты этого оружия:

  • Кокатана – это вариант, который иногда использовали вместо короткого меча в комплекте дайсё. Данный меч отличался практически прямым клинком, в тесных коридорах такой клинок прекрасно наносил колющие удары (легендарный меч ниндзя, возможно, произошёл именно от этой разновидности самурайского меча). Длина кокатаны составляла около 600 миллиметров;
  • Тати – японский меч, распространённый с 10 по 17 века. Тати — оружие более древнее, чем катана и его носили лишь знатные самураи. Предназначался этот меч для конного боя. Его большая длина и кривизна способствовали нанесению мощного рубящего удара. Со временем боевое значение тати утратилось, и этот меч использовался в качестве церемониального или парадного оружия;
  • Ногати являлся огромным мечом с длиной клинка от метра и более. Встречались мечи с трёхметровым лезвием. Разумеется, что таким оружием-монстром невозможно было управляться одному человеку. Его брали несколько самураев и рубили конные войска. Стандартными ногати вооружались самые сильные воины, которые, как правило, являлись телохранителями своего господина;
  • Танто или короткий меч. Несмотря на то, что сейчас танто считается ножом, его название явно указывает, что это разновидность меча. Чаще всего танто использовали для пробивания доспехов или добивания раненого противника.

Меч катана и его разновидности носились на поясе или за спиной (самые длинные клинки). Для крепления использовался шёлковый шнур сагео, который мог использоваться для связывания врага или иных целей (особенно изобретательно использовали сагео ниндзя). Если меч носился за спиной, то для этого применялись ножны особой конструкции.

Катана – сильные и слабые стороны этого меча

Существует множество мифов, касающихся качества самурайских мечей:

  • Катана сделана из стали, которая проковывается десятки тысяч раз, приобретая при этом качества настоящей дамасской стали. На самом деле сталь, которую добывали в Японии, никогда не обладала выдающимися характеристиками. Для придания необходимой твёрдости её приходилось проковывать несколько тысяч раз. В результате этого и получались многослойные клинки, которые не имели ничего общего с дамасскими сталями;
  • Катана с лёгкостью рубит любой материал, будь то плоть или железо. На самом деле, японские доспехи никогда не обладали особой прочностью, поэтому разрубить их не составляло особого труда;
  • Клинок катаны с лёгкостью мог перерубить европейский меч. Данная ситуация сама по себе абсурдна. Европейский меч предназначался для пробивания тяжёлых железных доспехов, а катана – для точных ударов. Если европейские рыцари могли блокировать удары мечами, самураи уклонялись от ударов, так как один единственный удар по мечу мог выщербить режущую кромку меча. Техника мечевого боя самураев кардинально отличалась от боя рыцарей.

Скорее всего, миф о качестве японских мечей произошёл от того, что катана легко перерубала лёгкие шпаги европейцев, у которых в эту эпоху уже не было тяжёлых мечей.

Часто можно услышать мнение, что катаной можно как рубить, так и наносить эффективные колющие удары. На самом деле колоть катаной достаточно неудобно. Её форма подчёркивает, что главное её предназначение – это рубка. Конечно, существуют самурайские мечи, способные разрубить железо, но это единичные экземпляры. Если сравнивать их с общим количеством европейских мечей, способных на такой же подвиг, то сравнение получится не в пользу катаны.

Слабые стороны клинка самурайского меча заключались в следующем:

  • Так как катана не предназначена для фехтования, главной её слабостью является хрупкость;
  • Обладая большой твёрдостью, клинок катаны может легко сломаться от удара в плоскость клинка, поэтому в бою самураи тщательно берегли своё оружие, которое могло стоить годового дохода крупной деревни;
  • Кстати, клинок катаны можно было сломать, ударив по его плоской стороне нунчаками.

Из каких частей состоит самурайский меч

Любой самурайский меч, вне зависимости от размеров, состоит из следующих частей:

  • Непосредственно сам клинок катаны, который вставляется и вынимается из рукояти при помощи специальных бамбуковых клиньев;
  • Рукоять, размеры которой зависят от вида самурайского меча и личных предпочтений владельца;
  • Гарда, она же цуба, несущая больше декоративную роль, чем защитную;
  • Оплётка рукояти. Для этого использовали шёлковый шнур, который наматывался на рукоять по особой схеме;
  • Для фиксации меча в ножнах служила муфта хабаки.

Устройство меча достаточно простое, но требует очень тщательной подгонки деталей.

Вакидзаси – напарник катаны

Короткий меч вакидзаси носился в паре с катаной. Его общая длина составляла 50-80 сантиметров, из них 30-60 приходилось на клинок. Своим видом вакидзаси полностью копировал катану, только держали его одной рукой (хотя в случае необходимости можно было применять двуручный хват). Для торговцев и ремесленников вакидзаси был главным оружием и носился в паре с танто.

Самураи пользовались коротким мечом в замках или тесной схватке, когда для длинного меча не было простора. Хотя считается, что катана и вакидзаси — это боевой набор, чаще всего самураи носили их в мирное время. На войну брался более серьёзный меч – тати, который помимо длины, был ещё родовым оружием. Вместо вакидзаси использовали танто, который прекрасно пробивал доспехи противника в ближнем бою.

Так как часто вакидзаси оставался единственным доступным воину оружием (так как при входе в чужой дом в качестве гостя, самурай в обязательном порядке снимал катану). В связи с этим, искусству владения коротким мечом уделялось много времени. Некоторые кланы даже практиковали бой с катаной в одной руке, а вакидзаси в другой. Искусство боя с оружием в каждой руке встречалось достаточно редко и для противника чаще всего являлось полной неожиданностью.

Вакидзаси самурай носил в повседневной жизни почти всегда. Данный меч часто называли «Хранитель достоинства и чести», так как он постоянно был под рукой.

Как правильно носить катану

Японский меч носится с левой стороны (для левши допускается носить его справа) в специальных ножнах. Ножны удерживаются поясом, который называется оби. Катана носится в таком положении, что её лезвие направлено вверх. Такое положение меча позволяет вытащить его и нанести смертельный удар одним движением (сейчас существует такое боевое искусство как йайдо, где оттачивается именно такая техника).

При появлении угрозы или в окружении недоброжелателей самурай брал катану в ножнах в левую руку, чтобы в случае опасности мгновенно достать её правой рукой. Если же он хотел показать своё доверие к собеседнику, то катана держалась в правой руке. Когда самурай садился, катана ложилась в пределах досягаемости (если она не сдавалась при входе в чужой дом).

Техника боя катаной

Хотя формально катана считается мечом (даже двуручным), по принципу своего действия это скорее сабля. Не стоит думать, что японскими мечами фехтовали, как показывают в современных фильмах. Настоящий самурай должен был убить врага одним единственным ударом. Это вовсе не прихоть, а необходимость беречь дорогостоящие клинки, так как достать новый было достаточно проблематично.

Длинный клинок самурайского меча позволял совершать широкий диапазон различных ударов. Так как катана чаще всего держалась двумя руками, одним ударом можно было не только отрубить голову или конечность, но и разрубить противника пополам.

В бою с использованием катаны существует три основные стойки:

  1. Дзедан – верхняя стойка;
  2. Чудан – стойка на среднем уровне;
  3. Гэдан – стойка нижнего уровня.

Для боя с использованием самурайского меча нужно учитывать и анализировать все движения противника и понимать его стиль ведения боя. В соответствие с этим, следует планировать свои атаки, причём осуществление должно следовать как можно быстрее.

Сейчас, когда японское фехтование (кэндо и йайдо) достаточно популярно, несложно найти секцию, где занимаются этим увлекательным видом спорта. Несколько подобных школ в Японии ведут свою родословную от самурайских клановых школ эпохи средневековья. В период запрета на ношение мечей многие школы исчезли, но некоторым удалось сохранить древние традиции владения мечом до наших дней.

Как достигалась такая острота клинка катаны

Хотя японский металл был достаточно низкого качества, техника ковки, применяемая кузнецами Японии, позволяла ковать клинки отличного качества. Благодаря множеству слоёв, получаемых в процессе ковки, острота катаны была на высоте. Зонная закалка и тщательная полировка придавали лезвию ещё более выдающиеся качества.

Сейчас в любом сувенирном магазине можно купить копию самурайского меча, который годится только для украшения интерьера. Настоящие катаны стоят достаточно дорого. Если вы хотите приобрести недорогую, но качественную реплику японского меча, закажите его у кузнеца, который работает по старинной технологии.

Рассмотрим устройство японского меча на примере катаны.

Катана - длинный самурайский меч, длина меча 90-120 см, длина рукояти 25-30 см или 3 охвата руки, ширина клинка 27-35 мм, прогиб равен или чуть больше ширины клинка. Рукоять обтягивается кожей ската или акульей кожей. Гарда катаны называется цубой и имеет чаще всего круглую форму.

Длина лезвия меча рассчитывается следующим образом: чтобы получить предельную длину, нужно из вашего роста вычесть 90 см. Чтобы также учесть вопросы удобства обращения с мечом, обычно отнимают еще 8 см из полученной величины. Например, 175 - 90 = 85 см, 85 - 8 = 77 см. (лично моё мнение - это не научно, ниже информация из другого источника) .

Если нет твоего роста в таблице, то на каждый дополнительный сантиметр роста нужно добавлять 3 мм к длине клинка, т. о. можно более точно вычислить длину клинка (но это только рекомендация т.к. на протяжении всего существования меча менялась его длина и техника владения им, тут боец вправе сам выбирать длину меча в зависимости от боевой ситуации) .

Оправа букэ-дзукури, или ути-гата-на косираэ . Мечи, оправленные в этом стиле, носили засунутыми за пояс. На ножнах имелся выступ куриката , через который пропускался шнур сагэо .

Детали оправы букэ-дзукури

Касира - головка рукояти у мечей, оправленных в стиле букэ-дзукури .

Кодзири - наконечник ножен у мечей в стиле букэ-дзукури ; может отсутствовать, тогда оконечность ножен просто закруглена и отлакирована так же, как и все ножны.

Коигути - «рот карпа»; вход в ножны (или кутиганэ , если устье ножен охватывается металлическим кольцом).

Куриката - выступ с прорезью, расположенный на расстоянии одной шестой длины меча ниже коигути на лицевой стороне ножен омотэ , через который проходит шнур сагэо .

Мэкуги - крепежный штырь, проходящий через рукоять и хвостовик меча.

Мэнуки - орнамент на рукояти меча.

Сагэо - шнур на ножнах меча.

Самэ - кожа ската, которой покрывалась пука .

Сая - ножны.

Сэппа - пара овальных металлических шайб, охватывающих хвостовик с обеих сторон гарды.

Фути - муфта на рукояти.

Цуба - гарда.

Цука - рукоять.

Цука-ито - обмотка рукояти

Наиболее известный вид мечей стиля букэ-дзукури - это катана (дайто) и вакидзаси (сёто) . Вакидзаси являлся просто уменьшенной копией катана . Вместе они образовывали дайсё («большой и малый»). Если же все детали оправы дайсё были выдержаны в едином стиле, то эта пара называлась дайсё-сороимоно .

Ножны (сая) меча делаются обычно из хо-но-ки (магнолии) и состоят из двух половинок. В сечении они почти всегда имеют форму удлиненного овала такой же формы и размера, как и сэппа (шайбы), находящиеся рядом с ними, и остаются одинаковыми на протяжении всей длины. Ножны для меча, как правило, были покрыты очень прочным лаком. У дайсё - пары мечей, носившихся самураями, - этот лак обычно спокойных тонов, как правило, черный, и все остальные украшения выдержаны в том же спокойном стиле. Яркие броские цвета предпочитались щеголями, а ярко-красный лак, ввозимый из Китая, был на мечах, носившихся самураями из провинций Сацума и Хюга, которые славились отвагой и большой горячностью.

Поверхность, на которую накладывается лак, либо простая гладкая, либо на ней могут быть широкие или узкие бороздки, идущие диагонально или поперечно. Сама лакируемая основа может быть как зернистой, так и хорошо отшлифованной, одноцветной или украшенной насидзи (золотой пылью), гури-бори или в других стилях, или даже полосатой двухцветной. Довольно часто также встречается лакировка типа рыбы ската (самэ-нури ). Эти основы могут далее получать любую фор­ му украшения, но для дайсё изощренный маки-э (свободный узор) не соответствует японскому вкусу. Однако в отношении кинжалов мастер мог допустить свободный полет фантазии, и здесь часто встречаются инкрустированные металлические орнаменты (канамоно) .

Следующие шесть частей ножен мечей, оправленных в стиле букэ-дзукури , могли иметь особые детали украшений:

    Кольцо, охватывающее вход в ножны - кои-гути («рот карпа») или кутиганэ , если оно металлическое;

    урагавара - укрепляющий брусок, идущий поперек основания прорези для ко-гатана ;

    Облицовка прорезей для ко-гатана и когай . Обычно бывает из полированного черного лака, полированного натурального рога, либо из мягкой буйволовой кожи;

    куриката («форма каштана») - выступ с прорезью, расположенный на расстоянии одной шестой длинны меча ниже кои-гути на стороне омотэ , через который проходит шнур сагэо;

    сори-цуно («возвращающий рог»), или ориганэ , - маленький крючкообразный выступ еще ниже на той же стороне, направленный в сторону эфеса. Он служит для того, чтобы не дать ножнам выскользнуть вперед из-за пояса. Встречается довольно редко и обычно на вакидзаси , но его присутствие часто говорит о хорошем
    клинке;

    кодзири - наконечник ножен. Его часто не бывает, особенно у вакидзаси , и оконечность ножен просто закруглена и отлакирована также, как и все ножны. По форме, материалу и украшению он очень часто соответствует касира .

Все эти детали (за исключением облицовки прорезей для ко-гатана и когай ) обычно металлические, более или менее одинаково украшенные. Но в неброских оправах они могут быть из полированного черного рога простейшей формы и наи­ меньшего размера, необходимого для их предназначения.

Сагэо - это плоский шелковый шнур, пропущенный сквозь курикату , которым меч привязывался к поясу. Длина сагэо была от 60 до 150 см в зависимости от размера оружия, и его можно было снять перед боем и использовать как тасуки для подвязывания длинных рукавов гражданского костюма, чтобы дать свободу движениям рук. Сагэо использовали и для связывания плененного врага. Цвет сагэо соответствует цвету ножен. Если последние в хорошем японском вкусе, неброские и строгие, такой же будет и сагэо . У ярких и пёс­ трых оправ сагэо соответствующий.

Рукоять (цука) всегда делалась из двух склеенных вместе половинок дерева, предпочтительно хо-но-ки (магнолии). Между ними оставалось отверстие для хвостовика (накаго) , называемое цука-гути . Дерево обычно покрывалось единым куском белого самэ - узловатой кожи ската. Шов шел по центру стороны ура , и обычно кусок подбирался так, чтобы центральный ряд из трех или четырех большего размера узелков оказался сверху стороны омотэ .

Сверху накладывалась обмотка цука-ито («нить эфеса»), состоящая из полоски крепкой плоской шелковой (реже кожаной или хлопковой) ленты ути-хим о шириной до 0,6 см. Довольно редко вместо плоской ленты встречается шнур, обмотанный рядами. Как правило, цука-ито была черной, изредка мягкого коричневого, темно-синего или зеленого цвета. Иногда даймё использовали катаны с белой обмоткой; это было также чертой определенного типа тати . Изредка находят кожаный шнур и китовый ус. Центр ленты помещали вплотную к муфте рукояти фути на стороне омотэ , а два конца оборачивали вокруг рукояти соответственно справа и слева и на одинаковых расстояниях дважды перекручивали. В результате самэ оказывалась полностью закрытой, кроме ряда ромбовидных промежутков на обоих сторонах рукояти. После того, как ленту пропускали через стороны головки рукояти касира , ее закрепляли на обеих сторонах рукояти плоским компактным узлом. Немного ниже центра рукояти на стороне омотэ и немного выше него на стороне ура обмотка частично закрывала и крепила на месте два украшения мэнуки .

Варианты обмотки рукояти цука и техника обмотки, приводящая к образцу, который показан вверху в центре

Закрепление шнура цука-ито на касира

Существовало много исключений из этого обычного цука-маки (метода обмотки рукояти). Например, на мечах, которые носили даймё при официальной одежде, называемой камисимо , при дворе сёгуна в период Эдо, черная шелковая обмотка перекрещивалась поверх касира , вместо того, чтобы проходить внутри; касира в этом случае была из простого черного рога. Этот стиль известен как маки-какэ-но-касира , а меч с такой обмоткой назывался камисимо-дзаси .

У определенных придворных мечей, так же как и у большинства коротких мечей и кинжалов, рукоять из кожи ската оставалась необмотанной. В таких случаях касира и оба мэнуки приходилось крепить клеем, скрытыми булавками, декоративными кнопками или другим подходящим способом. Этот стиль называется ханаси-мэнуки (свободный мэнуки ). Существует также много форм необмотанного эфеса, большей частью у кинжалов, рукоять которых покрыта полированным или резным деревом, лаком, ротанговой пальмой или металлом. Обычно, если на рукояти отсутствовала кожа ската, боковые стыки между половинками рукояти закрывались полосками металла, называемыми кэнуки-канамоно .

По форме рукоять состоит из узкой эллиптической секции и обычно совсем слегка утончается с обоих концов к середине. У кинжалов с необмотанной рукоятью сторона омотэ может иметь косой срез на расстоянии 2,5 см от касира . В том случае, когда кинжал носят на груди в одежде (квайкэн ), эта особенность дает человеку возможность тут же почувствовать, с ка­ кой стороны находится лезвие.

Гарда (цуба) обычно имеет форму диска. Исключение составляют только гарды древних мечей, которые имеют форму небольшой крестовины и называются сито-ги (по форме напоминающие жертвенный рисовый пирог Синто, откуда и пошло название). Такие гарды встречаются также на некоторых парадных типах тати . Попадаются чашевидные гарды, но довольно редко.

Гарды бывают различных форм и размеров, хотя наиболее распространены круглые или овальные с диаметром от 6 до 9 см.

Гарды почти всегда сделаны из металла, хотя на парадных мечах они могут быть из лакированной кожи, кожи, натянутой на дерево, или из папье-маше. Вплоть до XVI в. гарды цуба обычно делались из железа. Простые по дизайну, они служили чисто утилитарной цели - защите руки. Позднее, по мере развития металлургии, цуба стала также произведением искусства. Украшения гарды достигают своего расцвета в мирный период Эдо. Для их украшения начали использоваться такие металлы, как золото, серебро, медь с различной красноватой патиной, а также сплавы меди: сякудо, сибуити, самбо гин, рогин, караканэ, нигуромэ, сэнтоку и чистая латунь синтю . Применение различных химических соединений позволяло придавать им самые разные цвета. К ним надо добавить интересные контрастные комбинации двух или более сплавов разного цвета.

Детали гарды (цуба)

Хира («плоское тело») - часть гарды между мими и сэппадаи .

Мими - ободок.

Сэппадаи («позиция для шайб») - место для шайб сэппа . Овальная часть гарды вокруг отверстия для хвостовика. К этому месту прилегают две шайбы (сэппа ) между гардой и клинком и гардой и рукоятью. Когда гарда находится на мече, сэппадаи полностью скрыта от глаз. Обычно совершенно непримечательная, за исключением подписи, она часто представляет собой слегка выпуклый правильный овал.

Накаго-ана - отверстие для хвостовика. Отверстие в центре гарды, через которое проходит хвостовик полосы меча.

Удэнуки-ана - отверстия для темляка. На некоторых гардах бывает два отверстия различного размера. К ним крепился темляк.

Сэкиганэ - заполнитель. Металлический заполнитель, используемый для того, чтобы подгонять размер отверстия для хвостовика к конкретной полосе меча и обеспечивать его фиксацию. Эти отверстия встречаются на железных гардах и говорят о том, что это ранняя гарда. Заполнитель используется и в рё-хицу .

Когай хицу-ана - отверстие для когай . Это отверстие часто бывает в форме половины четырехлепесткового цветка.

Кодзука хицу-ана - отверстие для кодзу-ки . Это отверстие, расположенное напротив когай хицу-ана , предназначено для рукояти ко-гатана . Отверстие часто имеет форму половины луны. Вместе когай хицу-ана и кодзука хицу-ана называются рё-хицу .

Муфта рукояти (фути) и головка рукояти (касира). Эти две детали оправы, как правило, рассматриваются вместе, так как они обычно одинаково оформляются и делаются одним мастером.

Функция фути (муфты рукояти) и касира (головки рукояти) состоит в укреплении рукояти с обоих концов. Термин «касира» (букв. «голова») - это сокращение от первоначального названия «цука-гасира» (голова рукояти), а фути - общий термин для обозначения границы. Обе вещи вместе обычно называются фути-касира .

Фути , как правило, состоит из плоской металлической ленты-кольца шириной до 1,3 см, которая охватывает рукоять рядом с гардой и которую легко снять. У основания фути имеется овальная пластина, называемая тэндзё-ганэ («потолочный металл»), как правило медная, с отверстием для хвостовика меча.

Касира представляет собой небольшую чашечку обычно с приплюснутым дном, хотя также часто встречаются касира с совершенно круглым дном. На фути основная часть узора расположена на стороне омотэ . На касира узор расположен на торце рукояти, чтобы он был виден при ношении меча.

С каждой стороны касира имеется овальная прорезь - ситодомэ-ана , снабженная убираемой петелькой-проушиной - ситодомэ («глазок овсянки») из позолоченной меди, как раз такого размера, чтобы прошел шнур рукояти. На эфесе с обмоткой рукояти касира больше никак не крепится. Однако на рукояти без обмотки она обычно закреплена не только клеем, но и двумя булавками с листообразными головками, достаточно большими, чтобы скрыть ситодомэ-ана (петелька с которой убрана).

Фути подписывается на стороне омотэ внешней поверхности тэндзё-ганэ и иногда на видимой части. На касира подпись, в тех редких случаях, когда она есть, находится на маленькой металлической пластине, припаянной изнутри или снаружи. Так же она расположена и у мэнуки .

Мэнуки - это пара маленьких орнаментов из декорированного металла, находящихся по обе стороны рукояти. Они служат не только украшением, но и для более плотного охвата рукояти. Вероятно, они ведут свое происхождение от декорированных шляпок крепежных штырей на древних мечах. Вместе с когай и ко-гатана (кодзука ) они могут составлять единый комплект, называемый митокоро-моно («три места вещи»). Единый стиль может распространяться до полного комплекта металлических деталей для меча - сороимоно («единообразная вещь») или пары мечей - дайсё-сороимоно . Митокоро-моно или сороимоно работы известного мастера по металлу - предпочтительно одного из Гото - было любимым подарком у даймё и других высокопоставленных лиц в торжественных случаях.

Мэкуги - это крепежный штырь, который проходит через рукоять и хвостовик меча и не дает полосе меча выпасть из рукояти. Обычно он делается из бамбука, но нередко и из темного рога (очень редко из слоновой кости). При обмотанной рукояти слегка сужающийся мэкуги входит на стороне ура в центре одного из открытых ромбиков самэ так, что на стороне омотэ его более узкий конец скрыт обмоткой. Но из этого правила есть исключения. В необмотанных рукоятях кинжалов мэкуги может проходить сквозь проушину из металла или слоновой кости или сквозь металлическую ленту - до-ганэ («металл тела»), охватывающую рукоять.

Металлический мэкуги - это поразительная черта большинства необмотанных рукоятей. Он состоит из толстой медной трубки с декоративной шляпкой, часто серебряной, в которую вдевается или ввинчивается с другой стороны медный штырь с такой же шляпкой. Резьба на винтах часто левосторонняя, и при демонтаже такого оружия надо быть крайне осторожным.

Шайбы (сэппа) - это пара овальных металлических шайб, охватывающих хвостовик с обеих сторон гарды. Они почти всегда сделаны из меди, простой, позолоченной, посеребренной или покрытой золотой или серебряной фольгой. Видимые поверхности могут быть полированными или покрыты легкими штрихами. Их края обычно фрезерованные или украшены отверстиями. У некоторых мечей их бывает две или три пары, а у тати дополнительно к этим обычным сэппа часто встречается еще значительно большая пара, называемая о-сэппа (большие шайбы). Они покрывают большую часть гарды и бывают украшены гравировкой, причем основу узора часто составляет изящный Мальтийский крест. Говорят, что сэппа начали применяться в XII в. Их назначение - предохранять фути и гарду от повреждений и придавать всему законченный вид.

Муфта (хабаки). Несмотря на то что с художественной стороны хабаки наименее значительна, она абсолютно необходима, и её находят на всех японских мечах, кинжалах и копьях. Эта толстая металлическая муфта, внутренняя сторона которой плотно прилегает к последним двум-трем сантиметрам клинка и первым двум-трем сантиметрам хвостовика (накаго ) (примерные цифры для оружия средней величины), имеет несколько функций. Во-первых, она плотно удерживает меч в ножнах, исключая трение клинка и особенно закаленной части клинка о внутреннюю поверхность ножен. Во-вторых, она в какой-то мере предохраняет клинок от появления ржавчины в этом опасном месте, поэтому часть полосы меча под хабаки должна быть слегка смазана маслом. Но самая важная её функция состоит в том, что она переносит отдачу от удара через гарду на всю рукоять, а не на сравнительно слабый сдерживающий колышек мэкуги из бамбука или рога.

Хабаки обычно сделана из меди, посеребренной или позолоченной, или же покрыта фольгой из золота, серебра или сплава сякудо . Поверхность либо полированная, либо покрыта косыми штрихами, которые называются нэко-гаки («скребет кошка»). Если присутствует тонкое фольговое покрытие, оно может быть вделано в эти нэко-гаки или же украшено штампованным узором. Изредка также встречаются хабаки из железа, драгоценных металлов или даже из слоновой кости или дерева, но только на мечах, оправленных не для серьезного использования. Если полоса меча тоньше средней и, таким образом, требует хабаки дополнительной толщины, то может использоваться нид-зю-хабаки - двойная хабаки. Это просто обыкновенных размеров хабаки, усиленная отдельным, но аккуратно подогнанным куском, который добавляет две «щеки», чтобы усилить нижнюю часть (соседнюю с гардой). По хабаки часто можно оценить качество клинка. Нидзю-хаба-ки и особенно хабаки , украшенные фамильным гербом мон , обычно принадлежат хорошим мечам.

Терминология полосы меча

Полоса меча, кинжала или любого другого клинкового оружия состоит из клинка и хвостовика.

Острие (кисаки) - это наиболее сложная для ковки и полировки часть меча. Ценность меча в значительной степени определяется состоянием кисаки . Линия закалки на острие (боси ) может быть неодинаковой с разных сторон клинка.

Существует великое множество типов линии закалки на острие (так же, как и на самом клинке).

Типы острия меча (кисаки ) и линии закалки (боси ) классифицируются:

1. по форме лезвия:

- фукура-карэру - прямое;
- фукура-цуку - изогнутое;

2. по размеру:

-ко-кисаки - маленькое острие. Характерно для тати периода Хэйан и начала периода Камакура;
- тю-кисаки - среднее. Широко распространенный тип для всех мечей, начиная примерно с 1232 г.;
- о-кисаки - длинное;
- икари-о-кисаки - длинное и изогнутое;

3. по линии закалки (боси):

- ко-мару - слабое закругление;
- о-мару - сильное закругление. Ширина закаленной части уже, чем в ко-мару ;
- дзидзо - в форме головы божества Дзидзо;
- яки-дзумэ - невозвращающаяся. Как правило, линия закалки доходит до острия и поворачивает назад к хвостовику. В данном случае возврат (каэри ) отсутствует;
- мидарэ-коми - волнистая;
- каэн - огненная;
- ити-маи - полная. Все острие закалено;
- каэри-цуёси - прямая линия возврата;
- каэри-фукаси - длинный возврат;
- каэри-асаси - короткий возврат.


Полоса меча

Коми, или ми, - клинок.
Накаго - хвостовик.
Тосин - полоса меча.

Терминология полосы меча

Боси - линия закалки на острие.

Ёкотэ - линия, разделяющая остриё и клинок.

Дзи (илихира-дзи) - плоскость между лезвием и синоги (ее ширина называется нику ).

Дзихада - поверхностный узор хада .

Дзи-цуя - более темная (по сравнению с ха-цуя ) часть клинка (остальной клинок, кроме закаленной части).

Касанэ - толщина клинка, измеряемая по обуху; бывает мото-касаиэ и саки-касанэ .

Кисаки - острие (иногда под этим терми­ ном понимают всю область от ёкотэ до самого кончика клинка).

Ко-синоги - ребро клинка на острие.

Мидзукагэ - нечеткая линия на плоскости дзи , обычно возникающая при повторной закалке клинка.

Михаба - ширина клинка; бывает мото-хаба и саки-хаба .

Мицу-кадо - точка, где встречаются ёкотэ , синоги и ко-синоги .

Моноути - часть лезвия, которой наносится большинство ударов, представляет собой часть клинка длиной около 15 см, расположенную на расстоянии около 10 см ниже ёкотэ (данные для длинного меча, у коротких мечей и кинжалов она пропорционально уменьшена).

Мото-касанэ - толщина клинка у мунэ-мати .

Мото-хаба - ширина клинка между ха-мати и мунэ-мати .

Мунэ - обух клинка.

Мунэ-мати - небольшой срез, отделяющий хвостовик от клинка на стороне обуха, край мунэ .

Мунэ-саки - название обуха возле острия;

Мэи - надписи (на накаго и др.).

Мэкуги-ана - отверстия в накаго для мэнуки .

Нагаса - длина клинка (измеряется между мунэ-мати и острием).

Накаго-дзири - оконечность накаго .

Сабигива - граница между хабаки-мото и ясури-мэ .

Саки-касанэ - толщина клинка у ёкотэ .

Саки-хаба - ширина клинка у ёкотэ .

Синоги - ребро клинка.

Синоги-дзи - плоскость клинка между синоги и мунэ .

Сори - кривизна клинка.

Сугата - форма клинка.

Фукура - форма лезвия у кисаки .

Ха (или ха-саки ) - лезвие.

Хабаки-мото - часть полосы меча, которая находится под муфтой хабаки .

Хада - слоистость стали; результат складывания стали в процессе ковки.

Ха-мати - небольшой срез, отделяющий хвостовик от клинка на стороне лезвия, край ха .

Хамон - линия якиба .

Хатараки - «активности», выработки на поверхности металла (ниои, ниэ и др.).

Ха-цуя - более светлая часть клинка по сравнению с дзи-цуя ; практически то же, что якиба .

Хи - дол.

Хоримоно - гравировка на клинке.

Якиба - закаленная часть клинка.

Якихаба - ширина якиба .

Ясури-мэ - насечки на хвостовике.

Ребро клинка (синоги) отсутствует на клинках хира-дзукури . Существует двух типов:

    выступающее (синоги-такаси) . Толщина клинка между ребрами жесткости значительно больше, чем у обуха;

  • ровное (синоги -хикуси) .

Плоскость между ребром и обухом клинка (синоги-дзи) бывает широкой и узкой.

Дол (хи) первоначально делали для увеличения прочности клинка и для уменьшения его веса. Позднее его стали рассматривать как украшение. Иногда дол делали для того, чтобы восстановить баланс укороченного меча или чтобы скрыть изъяны клинка (такие долы, добавленные позже, называются ато-би ). Встречается 8 типов долов, из которых коси-хи, томабаси, сёбу-хи, куитигаи-хи и нагината-хи - на коротких мечах.

Кроме того, существует 4 формы дола у хвостовика, из которых каки-тоси и каки-нагаси обычно находят на полосах мечей, сделанных кузнецами периода старого меча (кото ).

Дол может пересекать ёкотэ (тип хи-саки-агари ) и останавливаться немного не доходя до ёкотэ (тип хисаки-сагари ).

Плоскость синоги-дзи , не вырезанная долом, называется тири . Дол может иметь тири с обеих сторон (тип рё-тири ) или только с одной стороны (тип ката-тири ).

Типы долов на полосе меча

Бо-хи - широкий дол.
Бо-хи-ни-цурэ-хи - широкий и узкий дол.
Гомабаси - два коротких дола.
Каки-нагаси - идущий до половины хвостовика.
Каки-тоси - проходящий по всему хвостовику.
Каку-домэ - прямоугольный конец.
Коси-хи - короткий дол.
Куитигаи -хи - двойной нерегулярный дол, соединяющийся в конце.
Нагината-хи - короткий широкий дол; характерен для нагината , но встречается и на мечах.
Сёбу-хи - двойной дол, соединяющийся в конце.
Футасудзи-хи - два узких дола.
Мару-домэ - округлый конец.

Гравировка (хоримоно) . На клинках японских мечей встречаются различные типы гравировки. Наиболее частые сюжеты: палочки для еды (гома-хаси ), ритуальный меч кэн , дракон (курикара ) и надписи китайскими или японскими иероглифами (бондзи ).

Хатараки
Дзи-ниэ - пятна ниэ в дзи .
Кинсудзи , инадзума и сунагаси - полоски ниже и выше линии хамон .
Ко-ниэ - маленькие точки ниэ над хамон .
Утинокэ - «активность» в форме полумесяца.