Основные подходы в изучении личности. Современные подходы к изучению особенности личности в психологии

Любая теория личности состоит из большого количества своеобразных «микротеорий», объясняющих различные стороны поведения человека. При этом большинство теорий личности можно описать в рамках шести основных характеристик:

1. Структура личности. Основным признаком любой теории личности являются структурные концепции, описывающие относительно неизменные характеристики, которые индивид демонстрирует в различных обстоятельствах и в разное время. Эти стабильные характеристики выполняют роль «кирпичей» человеческой психики. Эти кирпичики-то же самое, что атомы в физике или клетки в биологии.

Для объяснения природы человеческой психики персонологи предложили некую мозаику, составленную из концепций. Один из наиболее популярных примеров структурных концепций - это концепция «черт личности». В системе черт личность описывали Гордон Олпорт, Реймонд Кеттелл и Ганс Айзенк. Они считали, что структуру личности лучше всего описывать в терминах базовых качеств, определяющих поведение.

2. Мотивация. Любая теория личности должна объяснять, почему человек поступает определенным образом, т.е. процессуальные аспекты функционирования индивида.

Существует несколько теорий мотивации. Наиболее широко известные: редукционистская теория мотивации Фрейда, противоположная ей теория мотивации Маслоу. Маслоу различал два типа мотивов у человека: дефицитарные мотивы и мотивы роста. Первые направлены на снижение напряжения, а вторые - на повышение напряжения посредством поиска новых и волнующих переживаний. Маслоу предположил, что оба рода мотивов биологически заложены в людях.

3. Развитие личности. Поскольку личность рассматривается как набор стабильных, длительно существующих характеристик, то важно знать, как эти характеристики зарождаются и развиваются. Концепции развития обращают внимание на то, мотивации поведения меняются от младенчества к зрелости, а затем в старости.

Личностное развитие происходит на протяжении всей жизни. Поэтому многие теоретики разделяют всю жизнь индивида на несколько стадий. Согласно Фрейду, например, формирование личности - это последовательность психосексуальных стадий. Эриксон представлял развитие личности в виде восьми стадий развития эго. Другие ученые считают, что важнейшую роль в развитии человека играют взаимоотношения между родителями и ребенком.

4. Психопатология. Этот компонент теории личности должен объяснять, почему некоторые люди не в состоянии присоединиться к требованиям общества и эффективно функционировать. Центральной темой этого компонента личности является этиология психических нарушений, т.е. объяснение причин ненормального поведения.

В этом вопросе существуют значительные расхождения. Так, теоретики, придерживающиеся психодинамической (фрейдистской) ориентации, считают, что причиной неврозов и истерий в зрелом возрасте являются конфликты, не нашедшие разрешения в зрелом возрасте. Сами эти конфликты возникают в результате одновременного существования противоречивых желаний в отношении секса и агрессии.

Бихевиористское направление, наоборот, само поведение рассматривает как проблему. Бихевиористы считают, что не существует никаких внутренних конфликтов и угроз.

Представители социокультурной модели поведения считают, что стрессы и конфликты, которые люди переживают в повседневном поведении, могут вызывать и поддерживать психопаталогию.

5. Психическое здоровье. В большинстве теорий личности ставится вопрос о том, из чего складывается понятие здорового образа жизни. Так, например, Фрейд считал, что функционирование зрелой личности определяется способностью продуктивно работать и поддерживать нормальные межличностные отношения.

Психическое здоровье может быть определено также в понятиях сознательного научения. В понимании Бандуры психическое здоровье - это способность быть самоэффективным, т.е. выбирать именно те формы поведения, которые необходимы для достижения поставленных целей.

Некоторые теории личности делают акцент именно на психическом здоровье. Так, Маслоу считал, что для нормального развития личности необходим сдвиг потребностей от наиболее примитивных до высших. (см. приложение 1)

6. Терапевтическое воздействие на личность. Во многих теориях личности подробно разработаны клинические или консультативные аспекты. Их различия определяются в первую очередь различиями взглядов их авторов на структуру психического и принципы его работы.

С одной стороны психодинамическая теория основной упор делает на неосознанные конфликты и опыты научения основана на том, чтобы оказывать людям помощь в понимании причин и источников детских конфликтов и их влияния на взрослую жизнь.

В то же время бихевиористская теория считает, что поведение в значительной степени обусловлено жизненными событиями и окружающей средой. Считается, что люди в определенный момент жизни просто не смогли научиться необходимым навыкам. Поэтому их просто нужно научить эффективно функционировать, используя при этом определенные формы подкрепления. | 3 |

Таким образом, теории личности имеют общую структуру, состоящую из шести основных блоков: структура, мотивация, развитие, психопаталогия, психическое здоровье и методы психотерапии.

1.2.Подходы к изучению личности в отечественной психологии

Основные подходы к изучению личности в отечественной психологии наглядно можно изобразить в виде схемы № 4. Подходы к изучению личности в отечественной психологии.

Схема №4. Подходы к изучению личности в отечественной психологии

Рассмотрим каждый из подходов отечественных психологов подробнее:

Подход Ананьева Б. Г.

Рассматривает человека, личность в единстве четырех сторон:

    человека как биологического вида;

    в онтогенезе и жизненном пути человека как индивида;

    человека как личности;

4) человека как части человечества.

Подход Абульхановой К. А.

Представляет личность как субъект жизненного пути и субъект деятельности. В основе ее эволюции лежит развитие таких качеств, как активность (инициатива, ответственность), способность к организации времени, социальное мышление.

Подход Леонтьева А. Н. и Петровского А. В.

Согласно этому подходу, при объяснении любых психических явлений личность выступает как целостная система внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия, в силу чего в личности можно выделять компоненты разной меры общности и устойчивости.

Подход Мясищева В. Н .

Рассматривает ядро личности как систему ее отношений к внешнему миру и самому себе; эта система формируется под воздействием отражения сознанием человека окружающей действительности, являясь одной из форм этого отражения.

Подход военных психологов .

Согласно ему личность - это конкретный человек, являющийся представителем определенного общества, определенной социальной группы, занимающийся конкретным видом деятельности, осознающий свое отношение к окружающему и наделенный определенными индивидуально-психологическими особенностями.

Подход Платонова К. К.

Согласно ему личность имеет динамическую функциональную структуру, элементами которой являются:

    направленность;

    особенности психических процессов;

4) ее биопсихологические свойства.

Подход Узнадзе Д. Н.

Рассматривает личность как целостное и духовное образование; мотивы и поступки личности могут иметь и неосознанный характер.

Узнадзе Д. Н. - основатель теории установки как общепсихологической концепции, раскрывающей закономерности развития и функционирования психики личности в процессе ее целенаправленной активности.

Подход Фельдштейна Д. И.

Согласно ему, в онтогенезе личность развивается поуровнево, проходя различные этапы социальной зрелости. При этом ведущим фактором ее формирования является общественно полезная деятельность. .

Рассмотрим такие важные понятия как личность, профессия, менеджер и как они объясняются с точки зрения отечественной психологии.

Что такое личность?

Понятие «личность» относится к числу самых неопределенных и спорных в психологии. Можно сказать, сколько существует теорий личности, столько имеется и ее определений. Рассмотрим несколько определений личности, данных ведущими специалистами в этой области. Б.Г. Ананьев отмечал, что «личность - прежде всего современник определенной эпохи, и это определяет множество ее социально-психологических свойств». К их числу он относил принадлежность личности к определенному классу, национальности, профессии. .

А.В. Петровский охарактеризовал личность в системе межличностных отношений, в связи с чем им были выделены три аспекта личности: интраиндивидный , который отражает свойства, присущие самому субъекту; интериндивидный , рассматривающий особенности взаимодействия личности с другими людьми; и метаиндивидный , описывающий воздействие данной личности на других людей. .

Л.И. Анциферова определяет личность «как способ бытия человека в обществе, в конкретно-исторических условиях, это индивидуальная форма существования и развития социальных связей и отношений». Все психологи согласны с тем, что личностью не рождаются, а становятся и для этого человек должен предпринять немалые усилия: вначале овладеть речью, а затем с ее помощью многими моторными, интеллектуальными и социокультурными навыками. Личность рассматривается как результат социализации индивида, который усваивает традиции и систему ценностных ориентации, выработанных человечеством. Чем больше человек смог воспринять и усвоить в процессе социализации, тем более развитую личность он собой представляет. .

Профессия с точки зрения отечественной психологии?

Профессия (от фр. рrofiteri - говорить публично) - это исторически развивающаяся система и в то же время система, закрепляющаяся в культуре вследствие общественного разделения труда и трудовых функций.

В научной психологической литературе профессия рассматривается как: 1) общность людей, имеющих специальную подготовленность и занятых в определенной области труда; 2) область деятельности со множеством трудовых постов; 3) работа и процесс деятельности 4) качественная определенность человека; 5) реальность, развиваемая и преобразуемая, по образному выражение Е.А Климова, «массовой положительной отсебятиной» профессионала.

Наиболее распространена в отечественной психологии трактовка профессии как вида и как предметной области трудовой деятельности. Под предметной областью труда принято понимать систему свойств и взаимоотношений объектов, явлений, процессов, которыми человек должен мысленно или практически оперировать на определенном трудовом посту. .

В современном понимании важнейшими психологическими вопросами взаимосоответствия человека и профессии являются следующие:

1) понимание соответствия человека и профессии как гармонии, сопряженности, согласования, призвания, критериями которого со стороны субъекта выступают успешность, адаптированность, удовлетворенность, установление своеобразной идентификации человека с его профессиональной деятельностью, осознание человеком своей работы как дела жизни;

2) разработка путей и средств обеспечения взаимосоответствия;

3) изучение внутренних психологических механизмов обеспечения взаимосоответствия (от отдельных индивидуально-психологических особенностей до профессиональных типов личности);

4) изучение факторов выбора профессии и построения карьеры.

Проблема выбора профессии или начального этапа карьеры была и остается одной из самых важных для человека. Из огромного числа работ следует, что на выбор профессии влияют: социальная ситуация развития; особенности ситуации выбора; наследственные и семейные факторы; опыт раннего детства и дальнейшее накопление опыта; представления о себе и индивидуально-психологические характеристики оптантов (людей, выбирающих профессию); степень субъектности выборов.

Таким образом, в отечественной психологии профессия преимущественно определяется через предметную область труда..

И, наконец, кто такой менеджер?

Попробуем дать определение понятия « менеджера», с точки зрения становления личности под влиянием профессиональной деятельности.

Становление личности в значительной степени происходит в ходе профессиональной деятельности и под ее влиянием, поскольку она занимает особое место среди многообразных видов деятельности, выступает ведущей на определенном этапе возрастного развития и ей посвящена значительная часть жизни человека. Исходя из данной точки зрения, в современных подходах к описанию особенностей профессиональной деятельности менеджера принято рассматривать роли, функции и качества менеджера.

Таким образом, Менеджер – это член организации, осуществляющий управленческую деятельность и решающий управленческие задачи, обладающий определенными навыками и особенными психологическими качествами. .

1.3.Основные подходы к изучению личности в зарубежной психологии

В зарубежной психологии существуют разные подходы к пониманию и происхождению личности.

Основные подходы к изучению личности в зарубежной психологии наглядно можно изобразить в виде схемы №5.Основные подходы к изучению личности в зарубежной психологии.

Схема №5. Основные подходы к изучению личности в зарубежной психологии

Рассмотрим подробнее каждый из подходов к изучению личности в зарубежной психологии по отдельности.

Социогенетический подход старается объяснить особенности личности исходя из структуры общества, способов социализации, взаимоотношений с окружающими людьми.

Так, согласно теории социализации , человек, будучи от рождения биологической особью, становится личностью лишь благодаря воздействию социальных условий жизни.

Другая теория в рамках этого подхода, теория научения , считает жизнь личности, ее отношения результатом подкрепляемого научения, усвоения суммы знаний и навыков (Э. Торндайк, Б. Скиннер и др.).

Теория ролей , в свою очередь, исходит из того, что общество предлагает каждому человеку набор устойчивых способов поведения (ролей), определяемых его статусом. Эти роли накладывают отпечаток на характер поведения личности, ее отношения с другими людьми (У. Доллард, К. Левин).

В итоге каждая из этих теорий объясняет социальное поведение личности исходя из замкнутых в себе свойств среды, к которой человек вынужден как-то приспосабливаться. При этом совсем не учитываются объективные, общественно-исторические условия жизни человека.

Биогенетический подход ставит в основу развития личности биологические процессы созревания организма.

Так, С. Холл считал, что развитие личности в свернутом виде воспроизводит такие стадии развития общества, как собирательство, охота.

Другой вариант биогенетического подхода разрабатывал Э. Кречмер, выводя типы личности из особенностей телосложения человека.

Особенно ярко биологизм выступил в трактовке личности 3. Фрейдом, который считал, что все поведение личности обусловлено физиологическими, бессознательными влечениями человека.

Психогенетический подход не отрицает значения ни биологии, ни среды, но на первый план выдвигает развитие собственно психических процессов.

В рамках этого подхода представители психодинамической ориентации объясняют поведение личности главным образом через эмоции, влечения и другие внерациональные компоненты психики (Э. Эриксон и другие).

Представители когнитивистской ориентации отдают предпочтение развитию интеллектуально-познавательной сферы психики личности (Ж. Пиаже, Д. Келли и другие).Ученые, стоящие на позициях персонологической ориентации , акцентируют внимание на развитии личности в целом (Э. Шпрангер, А. Маслоу и другие). .

В пункте 1.2. мы рассмотрели важные понятия как личность, индивидуальность, профессия, менеджер и как они объясняются с точки зрения отечественной психологии, рассмотрим точку зрения и зарубежных психологов.

Что такое личность?

В широком плане личность человека является интегральной целост­ностью биогенных, социогенных и психогенных элементов.

Биологическая основа личности охватывает нервную систему, систему желез, процессы обмена веществ (голод, жажда, половой импульс) половые различия, анатомические особенности, процессы созревания и развития организма.

Социальное «измерение» личности обусловливается влияни­ем культуры и структуры общностей, в которых человек был воспи­тан и в которых он участвует.

С точки зрения зарубежных психологов в психологии нет единого понимания личности. Однако большинство исследователей считает, что личность есть прижизненно формирующаяся и индивидуально своеобразная сово­купность черт, определяющих образ (стиль) мышления данного че­ловека, строй ее чувств и поведения. Большинство зарубежных психологов полагает, что человек личностью не рождается, а становится. Однако в современной зарубежной психологии нет еди­ной теории формирования и развития личности. Например, биогене­тический подход (С. Холл, 3. Фрейд и др.) считает основой развития личности биологические процессы созревания организма, социогенетический (Э. Торндайк, Б. Скиннер и др.) - структуру общества, способы социализации, взаимоотношения с окружающими., психогенетический (Ж. Пиаже, Дж. Келли и др.). - не отрицая ни би­ологических, ни социальных факторов, выдвигает на первый план развитие собственно психических явлений. Правильнее, видимо, считать, что личность не просто результаты биологического созре­вания или матрица специфических условий жизни, но субъект ак­тивного взаимодействия со средой, в процессе которого индивид по­степенно приобретает (или не приобретает) личностные черты. (см. Схему № 5).

Профессия с точки зрения зарубежной психологии?

Исходные теоретические посылки психологического понятия «Профессии» были разработаны в начале XX в. преподавателем одного из американских колледжей Ф. Парсонсом. Согласно его взглядам определенные профессионально значимые индивидуальные качества делают человека оптимально подходящим к требованиям единственной профессии.

Степень соответствия индивидуальных качеств работника требованиям профессии определяет профессиональную успешность и удовлетворенность профессиональным трудом. Здесь есть смысл рассмотреть основные направления работы зарубежных психологов с целью объяснения выбора профессии личностью.

Представители психодинамического направления , теоретической основой которого являются работы 3. Фрейда, рассматривают вопросы детерминации профессионального выборам удовлетворенности личности в профессии исходя из признания определяющего влияния раннего детского опыта на всю последующую судьбу человека.

К. Хорни рассматривает в качестве объяснительного механизма карьерных достижений мужчин их зависть к материнству, считая, что зависть к Материнству - одна из движущих сил, побуждающих мужчин к созданию культурных ценностей и к сверхкомпенсации в различных карьерных достижениях.

В концепции А. Адлера чувство неполноценности рассматривается как реакция на проявившийся еще в детстве органический, морфологический или функциональный недостаток; порожденное этой реакцией чувство неполноценности требует в качестве компенсации усиления чувства собственного достоинства, стремления к превосходству. Современные зарубежные исследователи считают, что события первых жизненных стадий развития человека причастны к его карьере, о чем свидетельствуют, например, данные переносе межличностных образцов поведения в семье в рабочую среду. Психодинамическое направление реализуется в консультировании, фокусированном на представлениях клиентов об их личном опыте и переживаниях, имеющем цель - найти личностно соответствующие профессиональные возможности для развития темы жизни клиентов и личностного роста посредством работы.

Сценарная теория выбора профессии и карьерных достижений, развиваемая с середины 50-х гг. американским психотерапевтом Э. Берном, объясняет содержание профессионального выбора строением личности субъекта и доминированием одного из состояний- Я (Родителя, Взрослого, Ребенка). Под состоянием- Я понимаются различные состояния сознания и образцы поведения, которые этому состоянию соответствуют и открываются непосредственному наблюдению. В сценарной теории утверждается, что в важнейших аспектах жизни (брак, воспитание детей, выбор профессии и карьера, развод и даже способ смерти) большинство людей руководствуется сценарием, то есть программой поступательного развития, своеобразным жизненным планом, выработанным в раннем детстве (до 6-летнего возраста) под влиянием родителей и определяющим поведение взрослого человека. Согласно сценарной теории, человек, полностью руководствующийся сценарием, не является субъектом построения карьеры и карьерных достижений.

Итак, общим для психодинамической и сценарной теорий является установление решающего значения опыта раннего детства в выборе профессии и построении карьеры. Различия в анализируемых теориях обнаруживаются по вопросу содержания этого опыта. Согласно психодинамической теории, выбор профессии предопределен установившейся в раннем детстве структурой зачастую неосознаваемых потребностей, которая делает взрослую личность не только зависимой от прошлого опыта, но и ставит под сомнение возможности ее развития. .

Кто такой менеджер , с точки зрения зарубежной практики?

Термин «менеджер» произошел от английского «manage», что означает: «управлять, заведовать, стоять во главе, справляться». Таким образом, менеджер – это управляющий, обладающий профессиональными знаниями по организации и управлению производством, обладающий определенными навыками и особенными психологическими качествами. Исходя из такого определения, менеджером можно назвать любого руководителя, директора, заведующего, администратора. .

1.4.Определение психологической структуры личности, ее особенностей, направленности, потребностей, мотивов и интересов

На основе проведенного выше анализа подходов изучения личности отечественными и зарубежными психологами можем наконец-то определить понятие психологической структуры личности. Наглядно рассмотреть психологическую структуру личности можно на схеме № 6 Психологическая структура личности.

Схема № 6 Психологическая структура личности

Психологическая сторона личности отражает специфику функционирования ее психических процессов, свойств, состояний и образований.

Психические процессы - это психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание личностью воздействий окружающей действительности.

Психические свойства - это наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный уровень поведения и деятельности, типичный для нее.

Различают следующие свойства личности: направленность, темперамент, характер и способности.

Психические состояния - это уровень работоспособности и качества функционирования психики личности в каждый данный момент времени.

Психические образования - это психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний, навыков и умений.

Мировоззренческая сторона личности отражает общественно значимые ее качества и особенности, позволяющие занимать достойное место в обществе.

Мировоззрение личности - это сложившаяся у нее система убеждений, научных взглядов на природу, общество, человеческие отношения, которые стали ее внутренним достоянием и отложились в сознании в виде определенных жизненных целей и интересов, отношений, позиций.

Моральный облик личности - это система ее представлений о морали, отражающая наличие у нее твердых устоев и определяющая ее действия и поведение в обществе.

Нравственный облик личности - это устойчивая система ее взглядов на нормы отношений людей в обществе и их достойное взаимодействие.

Социально-психологическая сторона личности отражает основные ее качества и характеристики, позволяющие ей играть определенные роли в обществе, занимать определенное положение среди других людей.

Отношение к другим людям - совокупность проявлений индивидуально- и социально-психологических качеств личности, отражающих типичное ее поведение в общении и взаимодействии с другими людьми.

Социальные роли личности - типичные способы поведения личности, обусловливаемые ее индивидуально- и социально-психологическими особенностями, позволяющими завоевывать определенный авторитет и доверие со стороны других людей.

Социальные позиции личности - взгляды, убеждения и представления личности, реализуемые и отстаиваемые ею в отношениях с другими людьми.

Социальные установки личности - ее настроенность на определенное отношение к обществу и другим людям.

Не маловажным понятием в определении личностных особенностей личности является ее структура и определение потребностей личности. .

С
хема №7. Структура и особенности потребностей личности

Каждый живой организм, для того чтобы жить, нуждается в определенных условиях и средствах, доставляемых ему внешней средой. Человек, как и другие живые существа, также нуждается в определенных условиях и средствах для своего существования и деятельности. Он должен иметь общение с внешним миром, индивидами другого пола, пищу, книги, развлечения.

Потребности - это испытываемая личностью нужда в чем-либо.

В отличие от потребностей животных, имеющих более или менее стабильный характер и ограниченных в основном биологическими нуждами, потребности человека все время множатся и изменяются в течение его жизни: человеческое общество создает для своих членов все новые и новые потребности, которые отсутствовали у предыдущих поколений.

Немалую роль в этом постоянном обновлении потребностей играет общественное производство: изготовляя все новые и новые предметы потребления, оно тем самым создает и вызывает к жизни все новые потребности людей.

Характерными особенностями потребностей являются:

а) конкретный содержательный характер потребности, связанной обычно или с предметом, которым стремятся обладать люди, или с какой-либо деятельностью, которая должна доставить человеку удовлетворение (на

пример, определенная работа, игра);

б) более или менее ясное осознание данной потребности, сопровождаемое характерными эмоциональными состояниями (привлекательность объекта, связанного с данной потребностью, неудовольствие и даже страдание от неудовлетворения потребности);

в) наличие хотя и часто слабоосознаваемого, но всегда присутствующего эмоционально-волевого состояния, ориентирующего на поиск нахождению возможных путей удовлетворения потребностей;

г) ослабление, а иногда и полное исчезновение этих состояний, а в некоторых случаях даже превращение их в противоположные состояния при

удовлетворении ранее реализованных потребностей (например, чувство

отвращения при виде пищи в состоянии пресыщения);

д)повторное возникновение потребности, когда нужда, лежащая в основе ее, вновь дает о себе знать.

Потребности человека многообразны. Обычно их делят на материальные - потребности в пище, одежде, жилище, тепле и другие, и духовные, связанные с общественным существованием человека: потребности в общественной деятельности, труде, общении друг с другом, приобретении знаний, изучении наук и искусств, в творчестве.

Не маловажным критерием определения личностных особенностей человека является определение психологических характеристик мотивов и интересов личности.

Схема № 8. Психологическая характеристика мотивов личности

Мотивы - это те связанные с потребностями личности внутренние силы, которые побуждают ее к определенной деятельности.

Мотивы - это осознанные, осмысленные и прочувствованные потребно-

Мотивы многообразны. Но обычно их подразделяют на низшие (биологические) и высшие (социальные). Биологические мотивы - это влечения, желания, хотения человека, обычно отражающие его физиологические потребности.

Социальные мотивы - это интересы, идеалы, убеждения личности, которые играют гораздо более значительную роль в ее жизни.

Физиологические основы мотивации. Потребности, перерастая в мотивацию, активизируют центральную нервную систему и другие потенциалы организма.

Мотивация в свою очередь активизирует работу соответствующих функциональных систем, прежде всего афферентный синтез и акцептор результатов действия.

Мотивация создает особое состояние функциональной системы - предпусковую интеграцию , которая обеспечивает готовность организма к выполнению соответствующей деятельности.

Под его влиянием происходит возбуждение (повышение тонуса) симпатической нервной системы , в результате чего усиливаются вегетативные реакции и возрастает собственно поисковая активность организма человека.

Кроме того, возникают субъективные эмоциональные переживания, которые имеют преимущественно негативный оттенок до тех пор, пока не будет удовлетворена соответствующая потребность.

Все перечисленное создает условия для оптимального достижения желаемого.

В силу своего многообразия разные потребности нередко сосуществуют одновременно, побуждая человека к разным действиям.

Поэтому в осуществлении нужного действия играют роль доминирующее мотивационное возбуждение.

Согласно принципу доминанты, сформулированному А. А. Ухтомским, в каждый данный момент времени превалирует та мотивация, в основе которой лежит наиболее важная потребность.

Доминирующее мотивационное возбуждение, побуждающее к определенному целенаправленному поведению, сохраняется до тех пор, пока не будет удовлетворена вызвавшая его потребность.

Кроме того, возбуждение мотивационных подкорковых центров, возникнув, как бы накапливается до критического уровня, после которого клетки начинают посылать определенные разряды и сохраняют такую активность до удовлетворения потребности. В этом и проявляются нейронные механизмы мотивации.

И наконец перейдем к психологической характеристике интересов личности.

С
хема № 10 Психологическая характеристика интересов личности

Потребности испытываются человеком двояко: с одной стороны, как своеобразные переживания действительных нужд, неотложно требующих своего удовлетворения, с другой стороны, как осознание потребностей в форме тех или других представлений. Такое осознание потребностей явилось условием формирования интересов как качественно особых мотивов личности.

Интересы - это мотивы личности, выражающие ее специальную направленность на познание некоторых явлений окружающей жизни и определяющую вместе с тем ее более или менее постоянную склонность к определенным видам деятельности.

Охватывая все стороны жизни личности, все виды деятельности, интересы, на которые распространяется ее познание, могут быть очень разнообразными. Прежде всего они отличаются по своему содержанию, относясь к различным областям познания и деятельности: интерес к математике, химии, истории, литературе; интересы технические, конструкторские, научные (к жизни общества). Кроме того, интересы делятся на виды в зависимости от качественных психологических характеристик, отображенных на схеме, которые не нуждаются в развернутом объяснении.

Количество объектов (предметов, явлений, видов деятельности), вызывающих интерес человека, характеризует объем интересов, указывающий обычно на духовное богатство и многосторонность развития личности. Однако из множества интересов должен быть выделен центральный интерес, наиболее увлекающий личность, или ведущие интересы в отдельных видах ее деятельности: трудовой, учебной, научной, общественной и развлекательной (досуг).

Особенностями интересов являются :

1)активизация не только познавательных процессов, но и творческих побудительных усилий человека в различных областях деятельности;

2)большая, чем обычно, конкретизация целей и операций деятельности;

3)расширение и углубление знаний человека в данной специальной области и развитие у него соответствующих практических навыков и умений;

4)своеобразное эмоциональное удовлетворение, побуждающее к длительному занятию соответствующей деятельностью.

Интересы должны направленно формироваться. Прежде всего для этого необходимо показывать значимость получаемой от объекта интереса информации для познания самого объекта и получения знаний, важных и необходимых в деятельности личности. .

Основные направления изучения Личности в зарубежной психологии

В зарубежной психологии распространены различные подходы к изучению Личности :

1. Биогенетический подход ставит в основу развития Личности биологические созревания организма. Особенно ярко биологизм выступает в трактовке Личности Фрейдом. Согласно его учению все поведение Личности обусловлено биологическими влечениями, инстинктами и в первую очередь сексуальными влечениями (об этом говорил и Адлер: развитие Личности ребенка осуществляется через его идентификацию с родителями. Это делает его социализированным и нравственным). У развивающегося ребенка постоянный конфликт между бессознательными влечениями и социально усваиваемыми нормами. Поэтому развивающаяся Личность потенциально патологична: невротична и закомплексована. Структура Личности по Фрейду имеет следующие уровни (компоненты):

    ОНО – бессознательная часть психики, "бурлящий котел" биологических, инстинктивных влечений: агрессивных и сексуальных;

    Я – сознание. На Я воздействуют три силы: "ОНО", "Сверх-Я" и общество предъявляет свои требования человеку. "Я" старается установить гармонию;

    "Сверх-Я" – совесть, служит носителем моральных стандартов.

Для спасения от конфликта между "ОНО" и "Сверх-Я" "Я" применяет средства психологической защиты: проекция, рационализация, вытеснение и т.д.

2. Социогенетический подход – человек, рождаясь биологической особью, становится Личностью благодаря воздействию социальных условий жизни. Решающее значение отводится общению, психологическому взаимопониманию, в то время, как экономико-политические отношения людей и их влияние на Личности не учитываются (Дюркгейм).

Другой концепцией этого ряда служит так называемая теория научения. Жизнь Личности, ее отношения – есть результат подкрепляемого научения, усвоения сумм и навыков (Э. Торндайк, Б. Скиннер).

Весьма популярна в зарубежной психологии теория ролей . Она исходит из того, что каждый человек в жизни играет какую-то роль, одному ему предназначенную. В зависимости от исполняемой роли определяется характер поведения Личности, ее отношение с другими (Э. Берн).В итоге, каждая из этих теорий объясняет социальное поведение человека, не замкнутых в себе свойств среды, к которым человек вынужден как-то приспосабливаться, при этом совершенно не учитываются объективные общественно исторические условия человека.

3. Психогенетический подход не отрицает ни биологии, ни среды, но на первый план выдвигает развитие собственно психических процессов. В нем можно выделить 3 течения:

      Концепции, отражающие предпочтение развитию познавательных сторон интеллекта (Ж. Пиаже, Дж. Келпи). Когнитивные теории Личности исходят из понимания человека как «понимающего, анализирующего», поскольку человек находится в информации, которую надо понять, оценить, использовать.

      Концепции, в центре внимания которых стоит развитие Личности в теории персонологические (К. Бюллер): развитие психики – инстинкт – навык – интеллект. Трактовка принципа целостности в жизнедеятельности человека и животных; потребность в самоактуализации.

      Концепции, объясняющие поведение Личности главным образом через влечения и другие внерациональные компоненты психики – психодинамическая концепция (Э. Эриксон):

      1. главной частью структуры Личности является сознательная часть Эго;

        развитие идет через кризисы жизни;

        процесс формирования Личности – это процесс формирования Эго-идентичности.

Экзистенциальная гуманистическая теория Личности, где Личность выступает как уникальная, целостная система, которая представляет собой возможность самоактуализации. Главное в Личности – устремляемость к будущему, в реализации творческих потенциалов, укреплению веры в себя и возможность достижения «идеального Я» (Роджерс, Франкл – смысл – истинное начало человеческого поведения) + персонологические теории Кречмера, Кеттелла, Айзенка (факторные теории).

    Психоанализ .

    Бихевиоризм .

    Гуманистическая теория Личности .

    Гештальтпсихология .

    Персонология .

Психоанализ – возник в начале ХХ века. Основатель З. Фрейд. Продолжателями этого направления были: Юнг (аналитическая психология), Адлер (индивидуальная психология), Хорни (социокультурная теория), Фромм, Райх и т.д.

Изучалась невротическая Личность, желания, поступки и слова которые расходятся между собой. Т.е. противоречивую, не целостную Личность Основным недостатком фрейдизма можно считать сильное преувеличение роли сексуальной сферы в жизни и психологии человека. Он понимал человека как биологическое сексуальное существо, которое находится в состоянии непрерывной тайной борьбы с обществом, заставляющим подавлять сексуальные влечения. Структура Личности: Я (Эго), Оно, Сверх-Я.

Бихевиоризм возник в начале ХХ века. Основоположник – Джон Уотсон. Психология должна изучать поведение. Личность в этом случае выступает как организованная и относительно устойчивая система навыков. Человек понимается как, прежде всего, реагирующее, действующее, обучающееся существо, запрограммированное на те или иные реакции. Изменяя стимулы и подкрепления можно программировать человека на требуемое поведение.

Толмен, Бандура

Бихевиоризм слишком биологизировал человека.

Гуманистическая психология Личности – изучает здоровые гармоничные Личности, самоактуализированные. Но такие Личности составляют 1 – 4 % от всего населения.

Маслоу – иерархия потребностей.

Роджерс – все поведение регулируется объединяющим мотивом – тенденций к актуализации (феноменологический подход..)

Гештальтпсихология возникла в Германии. Келер, Левин. Выдвинули программу изучения психики с точки зрения целостных структур (гештальт). Разработали системный подход к психическим явлениям.

Левин: объяснить поведение Личности в ее физическом и социальном окружении можно, определяя ту кратковременно действующую целостную ситуацию при каждом психическом явлении (эмоция, переживание, действие и т.д.).

Т.е. психика – целое, не выводится из элементов (как в бихевиоризме), существующих отдельно и связанных потом вместе, а, наоборот, отдельная часть целого зависит от структурных законов этого целого.

В отечественной психологии человек рассматривается как субъект деятельности, играющий важную роль в формировании собственной личности. Поэтому личность изучается как саморегулирующаяся система, способная содействовать собственному развитию и совершенствованию .

Личность имеет множество самых различных проявлений . В связи с этим создание целостной картины личности из ее отдельных феноменов, таких, как мотивы, способности, потребности, влечения, черты характера, интеллект, воля, и т.д. представляет значительные трудности. Каждый из феноменов, взятый сам по себе и отнесенный к отдельному человеку, не может быть квалифицирован как личность. По этой причине психология личности как предмет оказывается разделенной на психологию отдельных феноменов: деятельность - А.Н. Леонтьев, отношения - В.Н. Мясищев и т.д. .

В деятельностном подходе к изучению личности в соответствии с пониманием личности А.Н. Леонтьевым: «Личность есть особое качество, которое природный индивид приобретает в системе общественных отношений». Антропологические свойства индивида выступают не как определяющие личность или входящие в ее структуру, а как генетически заданные условия формирования личности и, вместе с тем, как то, что определяет не ее психологические черты, а лишь формы и способы их проявления .

«Личность не есть целостность, обусловленная генотипически: личностью не родятся, личностью становятся» . Разница между понятиями индивид и личность составляет необходимую предпосылку для анализа личности. «Анализ деятельности и составляет решающий пункт и главный метод научного познания психического отражения, сознания. В изучении индивидуальной психики это анализ деятельности индивидов в данных общественных условиях и конкретных обстоятельствах, которые выпадают на долю каждого их них . Именно деятельность субъекта является исходной единицей психологического анализа личности, а не действия, не операции или их блоки, так как последние характеризуют не личность, а деятельность .

В свою очередь деятельность определяется через отношение. Деятельностью он называет не всякий процесс, а только те, которые, осуществляя то или иное отношение человека к миру, отвечают особой, соответствующей им потребности. Деятельность - это совокупность действий, которые объединены общей целью и выполняют определенную общественную функцию.

В деятельностном подходе одним из главных методологических принципов является тот, что поведение человека в мире и его познание действительности носят активный характер (а не являются только реакцией на различные стимулы) .

Быть личностью - это значит иметь активную жизненную позицию, осуществлять выборы, возникающие в силу внутренней необходимости, уметь оценить последствия принятого решения и держать ответ перед собой и перед обществом, в котором живешь (А.Г. Асмолов) .

А.Н. Леонтьев отмечает также, что личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека. Начало личности наступает намного позже, чем начало индивида. Влияние истории становления личности на онтогенетическую эволюцию индивида возникает только на определенной стадии онтогенеза и постепенно возрастает по мере накопления жизненного опыта и социальной активности личности. Процесс формирования индивида продолжается в ходе онтогенетического развития, пока у него не развернутся все его особенности, образующие относительно устойчивую структуру. Считается, что личность есть результат процесса вызревания генотипических черт под воздействием социальной среды. Данная интерпретация в той или иной форме свойственна большинству современных концепций личности.

В рамках системно-деятельностного подхода личность рассматривается как относительно устойчивая совокупность психических свойств, как результат включения индивида в пространство межиндивидуальных связей. Индивид в своем развитии испытывает социально обусловленную потребность быть личностью и реализует способность стать ею через социально значимую деятельность , т.е. в процессе социализации. Социализация рассматривается как исторически обусловленный, осуществляемый в деятельности и общении процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта .

Способности и функции личности, формирующиеся в ходе развития, воспроизводят в ней исторически сформировавшиеся человеческие качества .

В концепции личности Б.Г. Ананьева, яркого представителя концепции системной организации деятельности (системно-деятельностного подхода), для теоретического описания категорий индивид и личность предлагается следующая система понятий:

  • – индивид - совокупность в основном биологических свойств человека;
  • – личность - социальная и психологическая характеристика человека: человек как субъект деятельности и познания - совокупность познавательных и праксеологических особенностей;
  • – индивидуальность - синтез всех сторон индивида . Б.Г. Ананьев подчеркивает единство биологической и социальной природы человека, где индивид - отдельно взятый человек, независимо от биологической и социальной сути, биологическая природа которого определяется словом организм.

К.К. Платонов выдвигает концепцию динамической функциональной структуры личности . Согласно данной концепции личность изучается как сложная динамическая психологическая структура, включающая подструктуры, обусловленные как индивидуальными, так и социальными особенностями человека. При этом подструктуры личности включают в себя все известные свойства личности и их обобщения .

В.Д. Шадриков развивает идею динамической структуры и дает определение уже динамической системе: «Динамическая система - это система, развивающаяся во времени, изменяющая состав входящих в нее компонентов и связей между ними при сохранении функции». При этом если динамика системы совпадает с прогрессивным развитием, то результатом может быть не только сохранение, но и улучшение функций, а при социальной или биологической деградации личности, наоборот, будет ухудшение .

Таким образом, личность и ее развитие в рамках системно-деятель- ностного подхода изучается как на основе системного подхода, определяющего структуру личности как динамическую систему, включающую все известные свойства личности и их обобщения, так и на основе деятельностного подхода, где личность рассматривается через социально значимую деятельность.

Теоретические принципы и методология системогенетического подхода к деятельности определяют «новую методологию познания сложных объектов, пришедшую на смену аналитическим исследованиям» . В.Д. Шадриков выделяет ряд положений системного подхода к исследованию сложных объектов познания:

  • – объекты познания есть целостные образования, полиструктурные, многоуровневые, сложные;
  • – объекты познания являются системой, состоящей из компонентов и элементов;
  • – сложные объекты имеют специфику, заключающуюся в особенностях компонентов, составляющих объект познания, и в характере связей и отношений между ними, который раскрывается корреляционными связями.
  • – взаимодействие отдельных компонентов системы образует новые интегральные системные качества, не свойственные отдельно взятым элементам системы;
  • – системные качества возникают благодаря тому, что составляющие систему компоненты не бывают абсолютно элементарными;
  • – системные качества объекта проявляются как в результате взаимодействия между компонентами одной структуры, так и в результате взаимодействия между различными структурами объекта.

Главная особенность системогенетического подхода - раскрытие в исследовании системных проявлений объекта .

А.В. Карпов констатирует: «Любая психологическая система деятельности формируется на базе индивидуальных качеств субъекта деятельности путем их построения, переструктурирования, исходя из мотивов, целей и условий деятельности. Процесс формирования психологической структуры деятельности обозначается понятием системогенеза» .

Выяснение побудительных причин - мотивов деятельности является одной из задач анализа психологической структуры деятельности. В.Н. Дружинин выделял следующие виды мотивов:

  • – стремление к достижению успеха;
  • – избегание неудачи;
  • – уничижение (подчинение, мазохизм, самобичевание);
  • – аффилиация (стремление к установлению равных дружеских отношений);
  • – агрессия (стремление нанести вред другому);
  • – автономия (потребность в уединении);
  • – преодоление трудностей (стремление к преодолению препятствий);
  • – повиновение (подчинение авторитету);
  • – самооправдание;
  • – доминирование (стремление к власти);
  • – демонстративность (артистизм, самолюбование);
  • – избегание опасности и др. .

Говоря о целях деятельности, В.Д. Шадриков подчеркивает, что система всегда носит функциональный характер, а системообразующим фактором для системы деятельности является ее результат . Условия деятельности определяются объектом труда и его предметом .

Развитие психологической системы деятельности происходит как в процессе профессиональной подготовки субъекта труда, так и при последующем становлении профессионала, его совершенствовании. Формирование этой системы означает включение в процесс освоения деятельности профессионально значимых компонентов субъекта и их опредмечивание, ориентация на реализацию конкретных системных функций, установление взаимосвязей между остальными блоками и укрепление этих взаимосвязей .

Таким образом, системогенетический подход к изучению личности отличается от аналитических подходов строгим математическим анализом динамической психологической системы деятельности субъекта.

Опираясь на системогенетический подход, А.В. Карпов опубликовал большой ряд работ по метасистемному подходу к изучению личности и функциональных закономерностей ее организации . Личность рассматривается как система качественно специфического класса, способная функционально включать в себя собственные содержательные характеристики и особенности.

Рассмотрев различные подходы к изучению личности, можно сделать вывод о том, что наряду с их различием имеется и общая тенденция, заключающаяся в опоре на составляющую деятельности . Эта тенденция дифференцируется в широком спектре аспектов изучения личности через призму профессиональной деятельности человека. Наиболее широко такой анализ личности представлен в аспектах:

  • профессионального развития личности (В.А. Бодров, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов и др.);
  • – профессионально значимых свойств личности (А.В. Карпов, А.К. Маркова, В.Д. Шадриков и др.);
  • – профессиональной пригодности (В.А. Бодров, К.М. Гуревич и др.);
  • – профессиональной компетентности (В.А. Болотов, А.К. Маркова и др.);
  • – закономерностей формирования профессионализма (А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина и др.) и т.д.

Вторая тенденция выводит на первый план изучение индивидуальных и личностных особенностей человека. Она широко представлена в аспектах:

  • – развития личности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и др.);
  • – индивидуальности (Б.Г. Ананьев, А. Бине и др.);
  • – индивидуальных и возрастных особенностей (Б.Г. Ананьев, А.В. Дмитриева и др.);
  • – индивидуально-психологических особенностей (А.В. Барабанщиков, Л.Ф. Железняк и др.).

Таким образом, отечественная психология наряду с зарубежной предлагает самые разнообразные подходы к изучению личности и имеет тенденцию к обобщению и систематизации накопленного опыта.

Последнее обновление: 04/05/2015

Довольно легко потеряться в современных психологических подходах: чем отличается когнитивизм от бихевиоризма? почему важно разграничить эволюционный и биологический подходы? и, наконец, как каждая из психологий объясняет феномен человеческого поведения?

Вместо предисловия

  • Существует множество точек зрения на феномен человеческого поведения. Психологи используют всевозможные подходы, когда изучают, как люди мыслят, чувствуют и ведут себя.
  • Некоторые исследователи специализируются на одном подходе, например – на биологическом, в то время как другие обращаются к более эклектичным методам, что объединяют разные точки зрения.
  • Ни один из подходов не является ведущим; каждый только подчёркивает разные аспекты человеческого поведения.

Семь основных подходов в психологии

Ранние годы психологии были отмечены преемственностью разных философских школ. Если у Вас когда-нибудь был курс психологии в школе, Вы, должно быть, помните изучение этих школ: структурализм, функционализм, психоанализ, бихевиоризм и гуманизм. С взрослением психологии возрастало и количество тем, которые исследовала наука. Начиная с ранних 1960-х поле психологии разрасталось быстрыми темпами – то же происходило с глубиной и шириной изучаемых психологами предметов.

Сегодня немногие психологи отождествляют свои наблюдения с той или иной школой. Несмотря на то, что Вы всё ещё можете отыскать несколько «чистокровных» бихевиористов или психоаналитиков, большинство психологов классифицируют свои работы исходя из сферы профессиональной деятельности и подхода.

Каждая тема в психологии может быть рассмотрена через призму различных подходов. Например, обратимся к феномену агрессии. Тот, кто придерживается биологического подхода, рассмотрел бы связь мозга и нервной системы с агрессивным поведением. Профессионал, что фокусируется на , обратил бы внимание на факторы среды, способствующие агрессивному поведению. Другой психолог, использующий кросс-культурный подход, учитывает то, как культурные и социальные факторы сопутствуют агрессии или жестокости.

Рассмотрим несколько главных подходов современной психологии.

Психодинамический подход

Психодинамический подход берёт начало из работ Зигмунда Фрейда. Этот вид психологии акцентирует роль бессознательного мышления, опыта раннего детства и межличностных отношений, чтобы объяснить мотивы поведения и помочь людям, страдающим психическими заболеваниями.

Бихевиоризм

Бихевиоризм – это подход, фокусирующийся на изученных формах поведения. Бихевиоризм отличается от многих других подходов тем, что, вместо акцентировки на внутренних состояниях, он обращается исключительно к внешним проявлениям поведения.

Эта школа доминировала в психологии в начале двадцатого века, а уже в 50-х годах она утратила своё преимущество. Принципы бихевиоризма часто применяются для регулирования психического здоровья: врачи используют эти техники в выявлении диагноза и лечении множества заболеваний.

Когнитивный подход

В течение 60-х начинает набирать силу когнитивный подход. Эта сфера психологии сосредотачивает внимание на таких психических процессах, как память, мышление, решение задач, речь и принятие решений. Под влиянием психологов Жана Пиаже и Альберта Бандуры подход чрезвычайно развился в последние десятилетия.

Когнитивисты часто используют модель обработки информации, сравнивая человеческий разум с компьютером для того, чтобы понять, как информация приобретается, обрабатывается, хранится и используется.

Биологический подход

Исследование физиологии сыграло главную роль в развитии психологии как отдельной науки. Сегодня подход известен как биологическая психология. Иногда называемая или физиологической психологией, школа подчёркивает физические и биологические мотивы поведения.

Исследователи, которые выбирают биологический подход, рассматривают то, как генетика влияет на различные поведения, или как повреждение определённой области мозга формирует поступки и характер личности. Таким образом, генетика, мозг, нервная, эндокринная и иммунная системы – те объекты, которые интересуют биопсихологов.

Этот подход значительно продвинулся за последнее время благодаря прогрессу в изучении и понимании человеческого мозга и нервной системы. Такой инструментарий, как МРТ и ПЭТ сканирования, позволяет исследователям наблюдать мозг человека в разнообразных условиях. Учёные теперь могут увидеть последствия повреждения мозга, наркотиков и болезней методами, что были недоступны ранее.

Кросс-культурный подход

Кросс-культурная психология – довольно новый подход, который развился за последние двадцать лет. Учёные рассматривают человеческое поведение через призму разных культур. Изучая эти различия, мы можем больше узнать о влиянии родной культуры на наше мышление и поведение.

Например, исследователи отметили то, как различно социальное поведение в индивидуалистических и коллективистских культурах. В индивидуалистических культурах – например, в США – люди склонны затрачивать меньше усилий, когда они находятся в группе; такое явление известно как «социальное безделье». В коллективистских культурах – например, в Китае – напротив, люди работают активнее, когда они – часть коллектива.

Эволюционный подход

Эволюционная психология сосредоточена на изучении того, как эволюция объясняет психологические процессы. Исследователи берут за основу базовые принципы эволюции, в том числе естественный отбор, и применяют их к психологическим явлениям. Этот подход предлагает следующую теорию: психические процессы возникли потому, что они помогают в выживании и размножении.