Сочинение на тему «Мой любимый уголок природы. Сочинение на тему «Природа

Управление образования администрации Анжеро-Судженского городского округа Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детский эколого-биологический центр имени Г.Н. Сагиль» Зарисовка в форме сочинения-описания с элементами рассуждения о природе, о родном крае. («Мой любимый уголок природы», «Мой любимый уголок города») Конспект занятия Уровень: 2 год обучения, возраст 14-15 лет. Форма занятия: урок творчества (литература) Автор: Перекрест Нина Михайловна, педагог дополнительного образования Анжеро-Судженск 2011 Пояснительная записка Учебно-воспитательный процесс в учреждении дополнительного образования начинается с занятия. Занятие – это инструмент воспитания и развития личности. Оно вносит определённый вклад в формирование умственной и моральной культуры обучающихся. Занятия по программе «Юный корреспондент» для детей в возрасте 14-16 лет развивают творческое воображение, коммуникативные способности обучающихся, повышают уровень культуры речи, а также способствуют становлению активной жизненной позиции личности. Занятие по теме «Зарисовка» входит в раздел программы «Виды и особенности информации в периодической печати» (всего 48 ч). Это 10 занятие по счету. Всего в программе 144 часа, занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Представленный конспект занятия можно использовать в творческих объединениях социально-педагогической направленности, а также в мероприятиях по патриотическому воспитанию. Длительность занятия: 1 час 40 минут с 10 минутным перерывом. Занятие: групповое. Обучающиеся данной группы в основном с хорошими и средними способностями, они отличаются стремлением познать новое, использовать полученные знания на практике в написании заметок, статей и других материалов. В группе 10 человек. Обучающиеся общительные, доброжелательные по отношению к педагогу, друг к другу, инициативные, любознательные. Цель: Формирование умения обучающихся подбирать и располагать материал личных наблюдений в соответствии с выбранной темой и планом, продумывать композицию сочинения-зарисовки. Задачи:  воспитывать патриотические чувства: чувства любви к малой родине, к родному краю, городу, природе;  способствовать развитию логического мышления, обогащению лексического запаса обучающихся;  развивать устную и письменную речь. Методы и приемы: диалогический, эвристический (частично-поисковый), наглядно-иллюстративный, метод письменного контроля; приемы: объяснение, закрепление, повторение, инструктаж, беседа; приемы художественного слова: стихи, отрывки из произведений художественной литературы, привлечение личного опыта детей, наблюдение. Способ организации: фронтальный, индивидуальный, групповой (3 группы по 3-4 ч.) Тип занятия: закрепление изученного материала. Основная идея занятия заключается в закреплении и осмыслении изученного в виде формирования умений и навыков. 2         Структура занятия организационный этап; сообщение цели и темы занятия; сообщение и усвоение нового материала (в малых объёмах); применение приобретённых знаний; повторение опорных знаний и практического опыта; творческая работа; итог занятия; домашнее задание. Оборудование кабинета: технические средства обучения: компьютер, мультимедиапроектор, экран, DVD, диск с песней из кинофильма «Щит и меч» «С чего начинается Родина». Музыка В.Баснера, слова М.Матусовского; карточки с индивидуальными заданиями. Оформление кабинета: цветные фотографии г. Анжеро-Судженска, цветные фотографии природы, стенгазета «Мой милый город Анжеро-Судженск». На занятии используется презентация: Слайд 1: название занятия - «Зарисовка в форме сочинения-описания с элементами рассуждения о природе, о родном крае». Эпиграф: «Мой друг, что может быть милей бесценного родного края? Н.Языков». Слайд 2: Словарная работа – Родина, родина, ностальгия. Слайд 3: Вопросы: 1. Какова основная мысль очерка К.Г.Паустовского «Обыкновенная земля»? 2. Как автор раскрыл её? 3. Что можно увидеть и услышать в Мещорском крае? Слайды 4-5: фотографии сибирской природы зимой, весной, летом, осенью. Слайды 6-7: фотографии уголков города. Слайд 8: отрывок повести Владимира Чивилихина «Про Клаву Иванову»: Тайга осенью До чего же хороши наши места! Поднимешься тропой на взгорок, посмотришь на зелёные увалистые просторы, на синие лога – и душа будто полетит счастья искать. А осенью тайга – умытая, светлая, притихшая – мне особенно по нраву. Кедры, словно окаменев, стоят недвижно, немо. А под ними едва слышно шелестит разнолес–пылают багряные черемушники, прихорашиваются берёзки мелкими, как монетки, листочками, стоят трясучие осинники, заливая все вокруг спокойным желтым светом. Погода стояла так себе. Сверху оседали мелкие липкие пузырьки, с листа нечасто капало, но это были пустяки – тайга мне по душе и в такое мочливое время. Мне ничего не надо, только бы побродить по камням Золотого Китата - бурливой речки с хрустальной водой. И выходило, что наши смоляные леса и чистые реки – первое место н а земле. В. Чивилихин 3 Методические советы по подготовке занятия Предварительно познакомить обучающихся со стилями речи: деловым, художественным, публицистическим и их особенностями, с изобразительными средствами языка: эпитетом, метафорой, сравнением и др., с интервью – одним из видов информации в печати. Обратить особое внимание на актуальность темы, соответствие её выбранному стилю изложения. Необходимо учить детей глубже вдумываться в значение слов, подбирать точные предложения для выражения своих мыслей. На подготовительном этапе можно привлечь обучающихся к оформлению кабинета:  оформить кабинет фотографиями;  совместно подготовить стенгазету;  подготовить обучающихся к выразительному чтению стихов;  познакомить обучающихся с книгами об Анжеро-Судженске, чтобы они могли подобрать фактический материал к теме «Мой любимый уголок города» ;  провести инструктаж, как проводить интервью (представиться и начать беседу, четко поставить вопрос, попросить разрешение у интервьюируемого процитировать его высказывание в своем сочинении, поблагодарить собеседника). Методические советы по проведению занятия и подведению его итогов Предупреждение от ошибок: четко распределить время всех этапов занятия. При подведении итога творческой работы в форме зарисовки - сочинения – описания с элементами рассуждения необходимо обратить внимание на композиционные, фактические или речевые ошибки, если они встретятся в сочинении. Обратить внимание на то, чтобы тема была раскрыта самостоятельно, с использованием местного материала, содержание сочинения должно быть подчинено основной мысли. Продолжить обсуждение сочинений, провести конкурс на «Лучшее сочинение о родном крае», представить лучшие работы для публикации в газете «Наш город» или в приложении к газете «Наш город» «Тропинка». Можно предложить обучающимся викторину «Знаешь ли ты свой город» (приложение 5). 4 Ход проведения занятия I. Организационный этап. Сообщение цели и темы занятия. Сегодня на занятии мы поучимся писать зарисовку в форме сочиненияописания с элементами рассуждения о природе, о родном крае, поучимся подбирать материал, систематизировать его и располагать в соответствии с выбранной темой сочинения. Тему сочинения вы выберете сами: или «Мой любимый уголок природы», или «Мой любимый уголок города». Вторая тема особенно актуальна сейчас, когда наш город отпраздновал свой 80-летний юбилей. Так что же собой представляет один из видов информации периодической печати – зарисовка. При чтении художественного произведения нам мысленно видятся, представляются определенные картины, образы. Описание их и называют зарисовкой. Она может быть как устной, так и письменной. Зарисовка предполагает не только понимание текста, но его распространение, домысливание. И вот мы с вами должны словесно нарисовать любимые уголки родной природы и города. Разговор поведем о Родине. Слайд 1. II. Основной этап Звучит песня из кинофильма «Щит и меч» «С чего начинается Родина». Музыка В.Баснера, слова М.Матусовского. Вступительное слово о Родине: - Родина…что это значит? - Как называется наша страна? (Россия, Российская Федерация) - Может ли человек жить без Родины? (Человек не может жить без Родины. Сколько бы лет ни прошло в отрыве от Родины, как бы ни устроился человек в жизни там, за рубежом, как бы он ни жил, он будет всегда во власти большой силы – его будет тянуть на Родину, он будет тосковать неизбывной тоской по ней. Эта болезнь по Родине, тоска по Родине называется ностальгией). Слайд 2. Чтение очерка Василия Пескова «Я русский, я еду в Россию» из его книги «Отечество» (стр. 62-63) читает педагог Вы послушайте и скажите, какова основная мысль этого очерка? Беседа - Но с чего начинается эта огромная любовь к своей стране? (С трепетной любви к родному уголку, месту, где родился и вырос, к родине с маленькой буквы. Да, научится человек любить свой край, свое село, свой городок, свою мать, школу – отсюда уже начнется и вырастит любовь к стране. - Что вспоминает человек в самые трудные минуты жизни, вмещая в сердце своё ёмкое понятие всей страны. А вот как сказал об этом в стихотворении «Родина», написанном в грозном 1941 году, Константин Симонов. 5 Родина Касаясь трёх великих океанов, Она лежит, раскинув города. Покрыта сеткою меридианов, Непобедима, широка, горда. Но в час, когда последняя граната Уже занесена в твоей руке, И в краткий миг припомнить разом надо Всё, что у нас осталось вдалеке, Ты вспомнишь не страну большую, Какую ты изъездил и узнал, Ты вспомнишь родину – такую, Какой её ты в детстве увидал. Клочок земли, припавший к трём березам, Далёкую дорогу за леском, Речонку со скрипучим перевозом, Песчаный берег с низким ивняком. Вот, где нам посчастливилось родиться, Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли Ту горсть земли, которая годится, Чтоб видеть в ней приметы всей земли. Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы, Да, можно голодать и холодать, Идти на смерть… Но эти три березы При жизни никому нельзя отдать. Читает обучающийся - Ребята, а когда особенно грустишь по родному уголку? Чувствовали ли вы когда-нибудь, как дорог вам наш городок? (Когда уедешь и долго не бываешь дома.) - А вот как об этом рассказал в своём стихотворении наш земляк Александр Морозов: Мой город В Таллине снег растаял, На улицах хлюпкие лужи. С грустью я вспоминаю Город Анжеро-Судженск. В детстве все закоулки Здесь были пройдены мною, И улицы, и переулки, И места новостроек. Нахлынула с грустью радость. Ты слышишь меня?.. Я люблю, Люблю я твою чумазость И светлость твою люблю. 6 Люблю твой весенний холод, Люблю твои зимние стужи, Люблю я тебя, мой город, Город Анжеро-Судженск. Читает обучающийся - Вот и задача наша сегодня – поучиться описанию родного уголка, города, поучиться своими словами высказывать свои чувства к этому уголку природы или города. Анализ литературных образцов для определения их композиционных особенностей Поучимся этому у мастеров художественного слова, прежде всего у Константина Паустовского. Чтение очерка «Обыкновенная земля». Перед чтением очерка дается задание (слайд 3). Работа групп (обучающиеся читают текст, обсуждают, отвечают на вопросы, в каждой группе спикер, который руководит работой группы). Одновременно трое обучающихся получают карточки с индивидуальным заданием (Приложение 1). А в это время обучающийся читает очерк (текст размножен), остальные следят и готовятся отвечать на вопросы: 1. Какова основная мысль очерка? (Любовь к природе, рождающаяся из пристального внимания к «обыкновенной земле», открывающая бесхитростную красоту родных мест; эта любовь неизбежно становится более глубоким и емким чувством любви к Родине, любви преданной и бескорыстной, потому что родные места «для нас прекрасны».) 2. Как автор раскрыл её? 3. Что можно увидеть и услышать в Мещорском крае? - Скажите, этот очерк представляет собой размышление или описание? (описание) - Почему это не рассуждение? А по какому плану строится рассуждение? 1. Тезис. 2. Доказательства: а) б) в) 3. Вывод. - Значит, это описание. А какое деловое или художественное? (художественное) - Почему вы так считаете? (Физминутка.) - Давайте проверим, правильно ли определили стиль текстов ребята, получившие карточки с заданием. - Итак, Паустовский дает описание, но в нем есть и элементы рассуждения. Давайте понаблюдаем, как построено описание. - Обратите внимание, Паустовский учит нас внимательно приглядываться и прислушиваться к родному уголку, чтобы лучше его познать. 7 Об этом же предупреждает в своем изумительном стихотворении поэт Николай Рыленков «Всё в тающей дымке» (читает обучающийся). - Подумайте над тем, почему поэт назвал русскую природу «застенчивой»? («Природа не любит сразу все раскрывать», «Она скромная, тихая», «Природа не пестрит в глазах, она прячется. Её надо открыть».) - Докажите правильность своих суждений и раскройте на примерах из текста, в чем увидел поэт «застенчивость» русской природы? Обучающиеся отмечают, что в природе «краски не ярки» и «звуки не резки». Только внимательный, проникновенный взгляд заметит красоту холмов и перелесков, подернутых «тающей дымкой» залюбуется медленными реками, туманными озерами с их прозрачными водами. Все это ускользает от «беглого взора». Неброская, но тонкая красота доступна лишь тому, кто умеет всматриваться и вслушиваться в природу. - В чем же разница между словами «увидеть и всмотреться, услышать и вслушаться»? Вот теперь нужно мысленно представить определённые картины, образы, то есть зарисовать их, домыслить. Устные высказывания обучающихся Ребята говорят о том, как много можно услышать и увидеть, если внимательно относиться к окружающему. «Смотришь на простой сук и вдруг видишь, что он похож на проворную белку или хитрую лису, или ещё какую-нибудь зверушку». «Если просто слушать, как шумят деревья, то ничего не услышишь, если вслушаешься, будто деревья разговаривают». - Молодцы, а сейчас посмотрим, умеем ли мы присматриваться и прислушиваться. Сейчас я прочитаю вам отрывок из повести писателя – сибиряка, нашего земляка Владимира Чивилихина «Про Клаву Иванову» - Узнали край, описанный здесь, узнали реку? (да, это река Яя) - А теперь побеседуем. Вам поможет текст на экране (слайд 8). Будьте внимательны к моим вопросам, они вам помогут при составлении вашего плана к сочинению. 1. Найдите ту часть описания, в которой передается общее впечатление от нашей местности. 2. Как подтверждается это общее впечатление: а) при описании осеннего убранства тайги; б) при описании одного дня, дождливого, ненастного; в) при описании реки; г) при описании звуков тайги. 3. Вывод каков? (Родное место – первое в душе и самое прекрасное на земле) - Да, наша тайга прекрасна, обратимся к фотографиям (Слайды 4-5, Приложение 6). Что изображено на этих фотографиях? Какой можно сделать вывод? (Тайга прекрасна всегда: и зимой, и весной, и летом, и осенью.) - А сколько любимых уголков в нашем небольшом городке? (Слайды 6-7) - Какие здания, уголки города здесь изображены? (Приложение 7) Делаем вывод. 8 (И Октябрьская площадь, и кинотеатр «Радуга», и памятник погибшим войнам, и фонтаны, и скверы – все дорого сердцу каждого из нас). Интервью: предложить обучающимся взять интервью, например, у педагога, (инструктаж): - Любите ли вы свой город и почему? Анализ темы и работа над основной мыслью сочинения (обращаемся к записи тем на доске) - Вдумаемся в смысл названия темы и определим позицию, задачу, основную мысль. - Описать уголок родного города и высказать, почему он любим. Определение композиции сочинения в соответствии с выбранной темой - Сочинение-описание будем писать или сочинение-рассуждение? (Описание) - А нужно нам ввести элементы рассуждения и зачем? (Да, чтобы доказать основную мысль) - Приступаем к составлению плана сочинения. - Как вы думаете, с чего можно начать описание (зарисовку)? (Можно сначала передать впечатление от места (уголка). - А затем? (Затем можно описать отдельные предметы) - Правильно. Но описывать эти предметы надо так, чтобы подтвердить общее впечатление: надо говорить о самом ярком, характерном для данной местности или уголке города. План: 1. Общее впечатление от уголка природы. 2. Особенности местности: а) зеленый наряд; б) река; в) звуки природы. 3. Мне этот уголок нравится. или 1. Общее впечатление от уголка города. 2. Место, его описание. 3. Достопримечательности места: а) б) в) 4. Вывод. Советы: подумайте, в какое время года лучше всего выглядит эта местность, когда ее лучше всего наблюдать: утром, днем или вечером? Можете написать, что вы увидели сразу, а что открылось вам при более пристальном взгляде? Что слышите? Какие звуки характерны для этого места, уголка? Повторение требований к языку (Дайте определение эпитета, метафоры, сравнения, приведите примеры) Работа групп (одна группа находит эпитеты, вторая – метафоры, третья – сравнения). 9 Упражнение: найти в отрывке повести Владимира Чивилихина «Про Клаву Иванову» эпитеты, метафоры, сравнения. Какую роль они выполняют? (Слайд 8)  Дописывают, дорисовывают образы, картины.  Придают тексту яркость, выразительность. Практическая работа (2 часть занятия)  Чтение педагогом образцов сочинений. (Приложение 4) Самое сложное – это всегда начать писать материал (сочинение). Вы собрали нужную информацию, вроде бы нащупали главную идею, но никак не можете найти подходящие слова для начала своего сочинения (работы). Перед вами чистый лист бумаги (монитор компьютера с открытой страницей), но вы не знаете, как начать. Внимание: подобные «муки творчества» знакомы почти каждому корреспонденту, даже самому опытному, а вы юные. Творческий человек зависит от вдохновения. Но… знаете ли вы, что вдохновение часто приходит в процессе работы? Поэтому, несмотря на всю вашу неуверенность и недовольство собой (темой сочинения, собранным материалом и т.п.) обязательно начинайте писать! Пусть это будет план вашего сочинения (а он уже у вас есть). В помощь вам я даю варианты начала и конца сочинения. Что такое вдохновение? Это состояние, сотканное из ясности мысли, понимания материала, уверенности в себе. А еще это желание писать. Идите от обратного (сосредоточьтесь на теме, не допускайте мыслей, что у вас ничего не получится), и вы обязательно ощутите прилив новых сил. Это и будет вашим вдохновением. Как можно начать и закончить сочинение?  Варианты начала и конца сочинения. (Приложение 5) Творческое задание (сочинение). III. Контрольно – итоговый этап  Чтение и обсуждение двух-трех сочинений. IV. Информационный этап.  Домашнее задание: закончить творческое задание.  Предоставить работу на конкурс «Лучшее сочинение о родном крае». 10 Список литературы 1. Григорян, Л. Т. Язык мой – друг мой / Л. Т. Григорян. – М.: Просвещение, 1976 2. Голуб, И. Занимательная стилистика / И. Голуб, Д. Э. Розенталь. - М.: Просвещение, 1988 3. Мершина, И. Л. История улиц города Анжеро-Судженска и поселка Рудничный: сборник материалов / И. Л. Мершина; ДООСЦ «Олимп». – Анжеро-Судженск, 2003 4. Паустовский, К. Г. Обыкновенная земля: очерк / К. Г. Паустовский // Паустовский, К. Г. Ильинский омут. - М.: Советская Россия, 1984. - С. 15-16 5. Песков, В. Я русский, я еду в Россию: очерк / В. Песков // Песков, В. Отечество /В. Песков. – М.: Молодая гвардия, 1972. –С. 62-63 6. Поздняков, Г. С. История города Анжеро-Судженска / Г. С. Поздняков. – Томск: Твердыня, 2009 7. Правда, А. В. Анжеро-Судженск / А. В. Правда. – Кемерово: ИПП Кузбасс, 2007 8. Рыленков, Н. Стихотворения и поэмы / Н. Рыленков. – Л.: Советский писатель, 1981. – С. 290-291 9. Симонов, К. М. Стихотворения и поэмы / К. М. Симонов. – М.: Детская литература, 1982 10.Теория литературы: справочные материалы. – М.: Просвещение, 2005 11.Умнов, Г. Р. Свидетельствует время. Страницы истории Анжеро-Судженска / Г. Р.Умнов. – Кемерово: Книжное издательство, 1979 12.Чивилихин, В. А. Про Клаву Иванову: повесть / В. А. Чивилихин //Чивилихин, В. А. Над уровнем моря / В. А. Чивилихин. – М.: Советский писатель, 1984. – с. 8-9 11 Приложение 1. Карточки с индивидуальным заданием Карточка № 1 Вставить пропущенные буквы, знаки препинания. Прочитать текст и определить, какое это описание: деловое или художественное. Почему? Притихла тайга у шахтовых копров на них огоньки заалели. (Не)слышны напевы х…лодных ветров, увязли в сугробах м…тели. Сияет огнями Анжерка моя, и нет ее лучше на свете. Карточка № 2 Вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания. Что собою представляет этот текст: описание или рассуждение? Почему? Р…стет и хорошеет наш город. Выр..сли целые районы многоэтажных домов. Появился новый Восточный микрорайон. Совершенно обновился центр города, особенно это произошло в 2007 году к областному празднику День шахтера, который проходил в нашем городе. Появилось много замечательных фонтанов, великолепно украсивших наш город. Вокруг города анжеросудженцы пос…дили молодые лесопарки. Все это говорит о том, что наш любимый город изменяется хорошеет растет. Карточка № 3 Определить, какое здесь описание: деловое или художественное, каковы его особенности, докажите. Мой милый край! Тебя прекрасней нет! Люблю встречать сиреневый рассвет! Люблю ловить в ладони алую зарю, И росы изумрудные люблю. 12 Приложение 2. Родная природа 13 Приложение 3. Любимый город 14 Приложение 4. Образцы сочинений Мой любимый уголок природы Мой любимый уголок природы – это небольшая полянка, которая находится недалеко от нашего дома. Полянка засажена молодыми березками. Вот почему она кажется особенно красивой и уютной. Полянка красива и зимой, и осенью, и весной. Но мне она нравится в летний период, утром, когда березки в нарядных «летних сарафанах» тихо шепчут тебе о чем-то интересном, а цветы, только что проснувшиеся, радуются новому тихому утру. Прибежишь сюда, сядешь под березку и сразу забудешь все свои обиды и горечи. И на душе становится легко и свободно, как будто нет ничего на свете прекрасней этой полянки. Она, как родная мать, успокаивает тебя. Приходят сюда малыши, взрослые. Малыши играют, веселятся под ясным небом, а взрослые любуются этой необыкновенной природой. Да, хорошо, конечно, что есть такая полянка, куда можно прийти в любое время года, посидеть, полюбоваться березками, помечтать. Мне очень нравится эта полянка своей уютностью и красотой. Кристина С. Мой любимый уголок природы Мой любимый уголок леса, о котором я хочу рассказать, красив во все времена года. Но я опишу его в летнюю пору. Уголок этот находится в тайге, километрах в десяти от моего дома. Лето. Здесь, около ручья, всегда много отдыхающих. Но стоит только отойти от ручья метров 8-10, очутишься на небольшой светлой поляне, с трех сторон окруженной лесом, а с четвертой – около нее протекает звонкий ручей с холодной, хрустально-чистой водой. Там мы всегда растягиваем палатку, разводим костер и, окруженные красотой природы, отдыхаем. (Но после себя мы все убираем, заливаем костер, потому что очень любим и бережем нашу родную природу). Слева от нас стоят с пушистой кроной кедры, справа – густой березняк, и молодые березки выглядят обычно красочнее в своем зеленом одеянии. Когда я нахожусь там, у меня сразу поднимается настроение, какое бы оно грустное не было. И сразу же становится очень хорошо. Лучшего уголка я не видел во всей тайге. Павел К. Мой любимый уголок родного города Слово «уголок», пожалуй, не подходит к тому месту, которое я хочу описать. Я опишу целый микрорайон. Я живу в Центральном микрорайоне города. Это самая красивая часть родного города. Особенно преобразился центр в период подготовки к областному Дню шахтера, который проходил в нашем городе в 2007 году. Реставрированы и капитально отремонтированы ДК «Центральный», гимназия (по дизайну и функциональности лучшая в Кузбассе), спорткомплекс «Юность», кинотеатр «Радуга» и другие городские объекты. Открыт Бульвар Шахтеров. Очень хорош микрорайон летом. Залитые солнцем дома, пестреющие разноцветьем газоны, множество ровно подстриженных кустов. Я очень люблю гулять по этому микрорайону, по его широким чистым аллеям. Особенно мне нравится аллея Почетных граждан на улице имени 50-летия Октября. Вокруг светло и красиво. В беседках сидят дедушки и бабушки, молодые родители, а около них копошатся малыши. Прекрасны в микрорайоне и детские игровые площадки. В обновленном городе преобразились и люди. Оживленнее стало на улицах и скверах, многолюдным стал и городской парк. Людей радуют фонтаны, яркие клумбы и свежие газоны, мастерски выложенные дорожки, уютные светильники. В 2011 году в июле город отметил свой 80-летний юбилей. И я думаю, что наши горожане, и мы с вами, постарались приложить все усилия, чтобы наш город стал еще чище и краше. Татьяна С. 15 Приложение 5. Варианты начала сочинения Мой любимый уголок природы – это небольшая полянка, которая находится недалеко от нашего дома. Уголок леса, о котором я хочу рассказать, красив во все времена года. Но я опишу его в летнюю пору. Возвращаюсь из школы. Поворот, еще знакомая дорога. поворот… и я уже на своей родной улице. Знакомые дома, Слово «уголок», пожалуй, не подходит к тому месту, которое я хочу описать. Я опишу целый микрорайон. Варианты конца сочинения Да, хорошо, конечно, что есть такая полянка, куда можно прийти в любое время года, посидеть, полюбоваться березками, помечтать. Мне очень нравится эта полянка своей уютностью и красотой. Лучшего уголка я не видел во всей тайге. Я люблю свою улицу, всегда с удовольствием возвращаюсь домой. Особенно приятно возвращаться сюда после долгого отсутствия. Викторина 1. В каком году и кто стал частным владельцем Судженских копей? (В 1899 году Михельсон) 2. Известно ли вам происхождение названия родного города? 3. В каком году Анжеро-Судженск получил статус города? (В 1931 году) 4. Перечислите достопримечательности нашего города. 5. Когда был открыт памятник борцам за власть Советов? (7 ноября 1957 года) 6. В каком году в Парке Победы воздвигнут обелиск воинам-землякам, павшим на полях Великой Отечественной войны? (В 1975 году) 7. Назовите имена анжеросудженцев – Героев Советского Союза, защищавших страну от фашистских захватчиков? (Гумир Мустафьевич Хадимухаметов, бывший директор школы № 27, Леонид Наумович Туйгунов, выпускник школы № 17). 8. Какие профессиональные учебные заведения находятся в г. Анжеро-Судженске? 9. В каком году Анжеро-Судженск стал столицей областного празднования Дня шахтера и как обновился город? 10. Какую знаменательную дату отметил родной город в 2011 году? 16

Каждое лето я езжу в село к бабушке. В этом селе у меня есть много приятелей, с которыми мы гуляем и ходим купаться в реке. Впервые эту поляну показала мне бабушка. Она рассказала, что проходит мимо нее, когда ходит собирать грибы в лес.

Бывало, когда я приезжаю к бабушке на осенних каникулах, она берет меня с собой, и мы вместе идем за грибами. Мы специально останавливаемся передохнуть именно на этой красочной поляне. Возле самой реки здесь растет ива и несколько других деревьев, которые в жаркую летнюю погоду создают тень. В этой тени мы с друзьями прячемся от солнца и играем в мяч или другие игры. Это мой самый любимый уголок. Я люблю купаться в реке, а потом отдыхать на поляне. Сидя в этом прекрасном уголке природы, слышно как в воде прыгают лягушки.

Мне очень нравится эта покрытая зеленой травой поляна. Бывает, после дождя рано утром мы выходим с друзьями играть и можно увидеть, как красиво блестит роса на траве. Рано утром река спокойная и тихая.

2 вариант Мой любимый уголок природы сочинение

С самого детства мои родители водили меня в лес. Мне всегда нравилось гулять в лесу, придумывать сказочных героев или воображать уже существующих героев. Я читала в книге, что в лесу обитает леший и если человек ему не понравится, то он его запутает и не даст выйти из лесу. Но пока мне не удавалось с ним встретится, видать, я ему нравлюсь.

В лесу душа и тело отдыхают. Все думают, что у ребенка не могут быть стрессы, но это не так, и именно находясь в таких местах, ты можешь расслабиться. Конечно же, я бывала и в других местах, но лес – это мой самый любимый уголок природы, который я никогда ни на что не променяю. Наверное, у каждого человека есть то место, где он может расслабиться не только телом, но и душой.

3 вариант Мой любимый уголок природы 7 класс

Все люди любят отдыхать на природе. Одни едут в свой выходной день в лес, другие отправляются на дачу, а кто-то с удовольствием гуляет в ближайшем парке.

Я тоже очень люблю проводить летние каникулы в деревне у моей бабушки. Вот где настоящая природа! Лес, поле, река. Именно на этой реке у меня есть мой самый любимый уголок. На берегу растёт большое дерево. Бабушка сказала, что это плакучая ива. Она опускает свои ветви на берег и в воду. Под ними получился как бы маленький домик. Я часто забираюсь туда, сижу на тёплом песочке, смотрю на быстрый поток воды. Мне там уютно и спокойно.

4 вариант сочсинения рассуждения Мой любимый уголок природы 9 класс

Каждый человек имеет свое любимое место дома, в городе, в природе. Самое приятное - бывать на природе. Это не только полезно для здоровья, но и для души. Только здесь можно побыть в приятном уединении и тишине, подумать, помечтать. Ведь иногда так важно побыть совершенно одному и задуматься о каких-либо важных делах. Таким местом часто является какой-то заветный уголок природы. И у каждого он свой.

Когда спрашивают о любимом уголке природе, то сразу в голову приходят мысли о летнем заросшем луге. Лето, наверное, самое любимое время года у большинства людей. А летний луг это самое красивое место, где можно встретить такое разнообразие трав. В этом разноцветном море растений так приятно отдохнуть, улегшись прямо на землю. Трава послужит прекрасным мягким матрацем, а пестрые бабочки и стрекозы, летающие перед глазами, заменят самые красивые картины.

Особенно красив луг в июле. В это время трава уже совсем большая, расцвело много цветов, проснулись все насекомые. Кажется, что ты здесь совершенно один, но это не так. Какой только живности тут не встретишь. Столько красок на лугу, все бабочки слетаются на это разноцветье. Так приятно наблюдать за работой трудолюбивых муравьев и пчел. Кузнечики стрекочут где-то поодаль, а если попытаться их найти, то они резво ускачут от тебя. Разные жучки и букашки бегут по своим делам, абсолютно не замечая тебя.

А какой завораживающий и манящий аромат исходит от всевозможных трав на лугу. Каждая травинка, каждый листочек пахнет особенно. В этом неподражаемом сочетании запахов можно утонуть. Такого не встретишь больше нигде. Ни одни духи не пахнут так нежно и так по особенно родному.

Можно подолгу лежать и рассматривать медленно проплывающие мимо облака. Самое интересное – это придумывать на что похоже то или иное облако. В этот миг время замирает вокруг, происходит полное слияние с природой.

Солнышко на лугу появляется с самого раннего утра и не исчезает до позднего вечера. Поэтому сюда можно приходить и проводить целый день. При этом не забыть взять с собой что-то перекусить и попить. Также очень приятно на лугу почитать любимую книжку. Здесь никто и ничто не помешает.

Если рядом с лугом протекает небольшой ручеек, то наслаждение от природы возрастает в разы. А как красиво перекатывается вода с камешка на камешек! После отдыха на лугу так приятно немного освежить лицо и руки в прохладной журчащей воде.

6 класс, 7, класс, 8 класс.

Несколько интересных сочинений

Уголкам природы как комплексному средству экологического воспитания в детских садах уделяют большое внимание. Педагоги проявляют фантазию, творчество и высокое мастерство, обустраивая и украшая их. Существует много новых интересных идей, чтобы сделать уголок природы ещё лучше и разнообразнее.

Зачем дошкольникам уголок природы

Цель дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) - обеспечение полноценного физического, умственного и психического развития ребёнка для его своевременного перехода на следующую, более высокую ступень образования. Бесспорно, формирование гармоничной, компетентной личности невозможно без создания насыщенной и разнообразной развивающей среды. Важным компонентом этой среды является уголок природы, который должен быть в каждой групповой комнате детского сада.

Уголок природы в детском саду учит детей бережному обращению с ней

Особенно велико его значение для городских ребят, которые, к сожалению, не имеют возможности часто находиться на лоне природы, знакомиться с её дарами и удивительными тайнами, как того требует пытливая детская натура. Поэтому одной из важнейших задач природоведческой зоны в ДОУ является максимальное наполнение жизни детей в саду общением с неживой и живой природой. Кроме этой, уголок выполняет множество других, не менее важных задач:

  1. Оздоровление детей. Многие растения, присутствующие там, способствуют очищению воздуха от пыли и углекислого газа. Кроме того, созерцание картин природы, общение с птицами и зверюшками помогает снять напряжение после занятий, снижает агрессивность и раздражение у склонных к негативным эмоциям детей, благоприятно сказывается на психическом состоянии малышей.
  2. Развитие познавательных способностей. Дошкольники познают мир с участием всех органов чувств, им нужно всё увидеть, обследовать, ко всему прикоснуться. Пространство группы должно быть наполнено предметами, материалами и объектами, стимулирующими познавательную активность малышей, дающими простор их исследовательским потребностям и побуждающими к творчеству. Уголок природы создаётся как место, где ребёнок сможет экспериментировать, действовать, познавать новое (и поэтому ядовитых растений и агрессивных животных там быть не должно).

    Уголок природы в группе детского сада выполняет эстетические, образовательные и воспитательные функции

  3. Эстетическое воспитание. Все материалы и объекты, представленные в уголке, должны быть подобраны так, чтобы пробуждать в детях умение видеть красоту родной природы и ценить её. Яркие осенние листья, фотографии и картины пейзажей зимнего леса, осеннего парка и летнего луга, макеты грибов, деревьев, красочные изображения животных и птиц вызывают отклик у воспитанников и способствуют развитию интереса к природе.
  4. Нравственное воспитание. Общение с природой даёт детям первые уроки доброты, значение которых трудно переоценить. Животные и растения в уголке зависимы от человека: нуждаются в его уходе, внимании.

    Возможность заботиться о других живых существах воспитывает в детях доброту и ответственность

    Ухаживая за растениями, зверятами, птицами и рыбками, дети учатся отвечать за сохранность чужой жизни, быть заботливыми и великодушными по отношению к слабым и беззащитным. Так в детское сознание закладываются первые представления о человечности и благородстве.

  5. Воспитание экологической культуры, то есть умения вести себя в природной среде так, чтобы не наносить ей вреда. Грамотное и рациональное использование природных ресурсов также является составной частью экологической культуры. Только знающие законы природы и умеющие ценить её дары люди смогут уберечь планету от бед, вызванных невежеством человечества в области экологии.

Требования к уголкам природы в детском саду

При создании уголков природы в ДОУ учитываются как общие требования для всех групп, так и специфические, соответствующие возрастным особенностям детей.

Организация уголков природы регламентируется пунктом 6.13 санитарно-эпидемиологических требований к дошкольным учреждениям (СанПиН 2.4.1.2660 – 10, от 01.10.2010).

Список допустимых растений регламентируется документом «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов» от 01.06.2011.

Общие требования к уголкам природы

Эти требования, которые растут и расширяются год от года, отражены в образовательных программах:

  • Согласно санитарным нормам в групповых помещениях, раздевалках, спальнях запрещено размещать животных. Если в детском саду хотят, чтобы дети имели возможность наблюдать и ухаживать за ними, для содержания хомячков, попугаев, и т. д. отводят отдельное помещение. Обитателей живого уголка приносят оттуда в младшие группы, а дети других групп могут ходить в эту комнату под контролем воспитателя.
  • Расположение с учётом естественного освещения. Растения, которые там находятся, не должны быть затенены мебелью, игрушками, то есть им нужно предоставить максимум солнечного света в дневное время.

    Хорошей идеей может быть установить возле уголка с растениями заборчик, который будет напоминать детям, что в этом месте нельзя бегать и шуметь

  • Одно из ключевых требований - безопасность. Растения, материалы и инструменты не должны причинять детям вреда и не представлять потенциальную опасность.
  • Мебель должна быть хорошо закреплена, а полки находиться на уровне глаз детей. Малышам не следует тянуться вверх, чтобы всё рассмотреть.
  • Эстетичность оформления, яркость и привлекательность. В любом групповом помещении уголок природы обычно несёт и эстетические функции: он украшает группу благодаря зелёным частям растений, цветам, а также календарю природы, детским рисункам и другим поделкам.
  • Разнообразие. Выполнение этого требования достигается за счёт наполнения уголка согласно возрасту детей, необходимыми растениями, материалами и оборудованием.

Требования к подбору и содержанию растений в уголке природы детского сада

Также предъявляются общие требования к растениям, которые помещают в природоведческий уголок:

  • типичность, то есть они должны быть яркими представителями своей группы (фикус - высокорослым, с прямым крепким стеблем, фиалка - с заметным опушением листьев и т. п.);
  • внешняя привлекательность (густая листовая розетка, насыщенный цвет листьев, обильное цветение);
  • начиная со второй младшей группы, в уголке желательно иметь по два-три растения некоторых видов, имеющих отличительные черты (к примеру, белая и розовая фиалка) для сравнения характеристик живых объектов и установления выводов о неповторимости и исключительности каждого из них;
  • неприхотливость и нетрудоёмкость в уходе, чтобы дошкольники под руководством воспитателя могли заботиться о них;
  • каждое растение должно иметь табличку с названием и паспорт, где будут указаны требования по уходу за ним (частота и обильность поливов, необходимость опрыскивания и т. д.) и оптимальные условия для роста.

Большинство растений, одобренных для детского сада, всё же нельзя употреблять в пищу. Детям, особенно маленьким, нужно объяснить, что растения надо беречь, не отрывать листочки без необходимости, не баловаться в уголке природы.

Оборудование уголка природы в разных возрастных группах

Полное и систематическое использование всех возможностей уголка природы позволит сформировать у старших дошкольников обширные знания о мире живой и неживой природы, о связях в ней, роли человека в сохранении природных богатств, а также воспитать основы экологической культуры и экологически разумного поведения и природопользования. В каждой возрастной группе необходимо иметь достаточное количество природных материалов для поделок: листьев, крылаток клёна, каштанов, желудей, веточек, перьев. Дети младшего возраста изготавливают поделки вместе с воспитателем, старшие воспитанники вполне могут использовать эти материалы для самостоятельного творчества. Но педагоги обустраивают уголки в соответствии с программными требованиями и возрастом воспитанников.

Из-за необходимости множества согласований с родителями и ветеринарным контролем сейчас в детских садах и школах редко можно найти животных.

У большинства детей общение с животными вызывает интерес, но из-за санитарных требований звери в современных детских садах - редкость

Природный уголок для малышей раннего возраста

Задачи природоведческой и экологической работы в раннем возрасте ещё не очень обширны и включают в себя:

  • ознакомление с живыми объектами ближайшего природного окружения;
  • формирование представлений о наиболее характерных признаках внешнего вида и повадках животных;
  • о растении в общем, его особенностях и частях;
  • также детям дают простые и понятные знания о временах года на основе наблюдений за изменениями в природе.

Календарь природы для самых маленьких представляет четыре времени года

Что должно быть в уголке:

  • 3–4 растения с крупными листьями, хорошо различимым стеблем, ярко и долго цветущие (обыкновенная герань, фуксия, бегония вечноцветущая, примула, бальзамин, камелия, китайский розан);
  • календарь природы, в котором воспитатель отмечает время года картинкой с ясно различимыми сезонными признаками;
  • кукла в сезонной одежде и обуви;
  • макеты овощей и фруктов;
  • природный материал в контейнерах (каштаны, жёлуди, шишки, сухие листья);
  • дидактические игры природоведческого содержания, соответствующие возрасту детей («Кто это?», «Найди и назови», «Сложи картинку»);
  • предметные картинки с изображением животных, растений, явлений природы (котик, ёлочка, солнышко);
  • инструменты для ухода за растениями, лейки, губки для вытирания пыли с листьев, которыми пользуется воспитатель, по возможности привлекая к труду детей.

Следует поощрять желание детей исследовать материалы в уголке природы. Вместе с малышами стоит повторять названия растений и их частей, рассматривать и обговаривать изображения на картинках. Важно включать в природоведческие игры и наблюдения в уголке природы эмоциональные моменты, вызывающие позитивный отклик у детей: зайка (игрушка) мягкий, пушистый, давайте его погладим; цветочек (живой) расцвёл, хорошо пахнет, давайте осторожно понюхаем его, полюбуемся, какой он красивый.

Фотогалерея: растения для уголка природы в первой младшей группе

Во время цветения фуксию надо поливать умеренно На дно горшка вечноцветущей бегонии нужно положить слой гальки, чтобы задерживалась вода Цветущей примуле дважды в неделю нужна подкормка
Бальзамин болеет, если температура в помещении выше 22 °C или ниже 10–15 °C Китайский розан любит почву, богатую гумусом Камелия ненавидит сквозняки

Особенности уголка природы во второй младшей группе

Знания детей о природе в этом возрасте значительно расширяются: их более полно знакомят с объектами и явлениями неживой природы, сезонными изменениями, животным и растительным миром. Дети усваивают деление животных на домашних и диких и соответствующие различия в их образе жизни, месте обитания. Даётся более расширенная информация о птицах (перелётные и зимующие), формируется понятие о насекомых (муравьи, бабочки) и других представителях животного мира (ящерица, черепаха, лягушка).

Обогащается представление и о растительном мире: малыши усваивают понятия «трава», «дерево», «цветок» и учатся различать их по внешним признакам. Формируется первичное представление о потребностях живых организмов в пище, воде, тепле, о труде человека по уходу за животными и растениями. Дети начинают проявлять чувства к объектам природы, животным, растениям, высказывать элементарные оценочные суждения о её явлениях: «Мне нравится собачка, она сторожит дом. Я не люблю, когда дождь и холодно». Появляется интерес к экспериментированию с водой, песком.

В уголке природы для второй младшей группы должны присутствовать муляжи овощей и фруктов, фигурки диких и домашних животных

Уголок природы для этого возраста содержит:

  • Новые растения - колеус, аралия, фикус. Общее количество растений достигает 4–5. Крупные листья фикуса или аралии подходят для обучения самостоятельному уходу за растением (очищение от пыли). Детям доступен самостоятельный полив растений.
  • Календарь природы. Он приобретает более сложный вид: кроме времён года, в нём могут размещаться окошки или кармашки, куда дети после прогулок вставляют изображение явления природы, за которым наблюдали, а также свои рисунки или аппликации на экологическую тематику.
  • Расширяется диапазон дидактических игр, предметных и сюжетных картинок - в них детей знакомят с особенностями внешнего вида и образа жизни рыб, насекомых, земноводных. Для свободного рассматривания детям предлагают наборы игрушек, изображающие животных и их детёнышей, а также обитателей различных экологических систем (пруда, леса).
  • Необходимо также оборудовать зону для несложных экспериментов с песком и водой, где будет размещена песочная мельница, всевозможные формочки, штампы для печатания следов на песке, лопатки, грабельки, мелкие игрушки для закапывания и отыскивания, сосуды для переливания, плавающие игрушки (обычные резиновые и заводные движущиеся).

В результате целенаправленной и систематической работы к концу года дети четвёртого года жизни будут узнавать и называть два-три комнатных растения, уверенно находить части растений, ориентироваться в представителях животного мира своей местности, называть основные условия, необходимые им для жизни. У ребятишек появится желание наблюдать за сезонными явлениями, изменениями погоды, отмечать её состояние в календаре. Ценным в этом возрасте является осознание того, что растения и животные живые, их нужно беречь и охранять.

Фотогалерея: растения для уголка природы во второй младшей группе

Колеус легко вырастить из семян Листочки фикуса необходимо периодически протирать мягкой тряпочкой
Аралия любит полутень

Природоведческая зона в средней группе

Средняя группа - это коллектив непосед и любознаек. Многие педагоги и психологи отмечают, что именно в этом возрасте познавательные способности и умственное развитие детей делают существенный качественный скачок. У дошкольников появляется способность усваивать больше информации, причём гораздо более сложной и разнообразной по содержанию, чем в прошлом году. Этот возраст характеризуется проявлением пытливости, заинтересованности окружающим миром и событиями в нём, развитием устойчивости внимания и наблюдательности.

У детей средней группы быстро развивается речь, появляется потребность общаться, делиться своими впечатлениями.

Вследствие этих особенностей дошкольникам среднего звена становятся доступны новые знания о растениях и животных как своей местности (распределение по местам произрастания и обитания), так и других природных зон (тропических, полярных). Дети не только овладевают новыми знаниями о природных объектах, но и дают определение их существенных признаков (дикие животные находят жильё и еду сами, а домашних кормит человек), устанавливают связь между строением растения, животного и его приспосабливаемостью к окружающему миру (растению нужен корень, чтобы держаться за почву и получать из неё питательные вещества, заяц меняет на зиму цвет меха, чтобы стать незаметным на снегу).

Ценность природоведческой зоны заключается в том числе в расширении представлений детей об окружающем мире

Очень часто подмечают дети признаки неживых (вода льётся, растекается; сухой песок сыпучий, а влажный лепится) и живых объектов (питаются, растут, дышат). Многие дошкольники в этом возрасте любят составлять небольшие рассказы на основе собственных наблюдений за хорошо знакомыми природными объектами, используя слова-сравнения, обобщения. Неравнодушными оставляет их красота природы в различные времена года. Зарождаются основы экологически грамотного поведения и мышления: дети понимают и могут объяснить, почему плохо рвать цветы, обижать птиц, сорить на природе.

К окончанию средней группы дети:

  • различают 4–5 декоративных растений, знают, как ухаживать за ними, что требуется им для развития и жизни;
  • проявляют стойкий интерес к явлениям неживой и живой природы, смене сезонов, погоды, изменениями в жизни людей в разные времена года;
  • понимают отличительные свойства живых организмов;
  • имеют первичное представление об экосистемах леса, луга, реки;
  • умеют пояснить, как зависит строение животного от его способа передвижения, образа жизни (у рыбы плавники, чтобы плавать в воде, а птице нужны крылья, чтобы летать, ёжику нужны колючки, чтобы защищаться от хищников).

Чтобы удовлетворить возросшие потребности в познании мира природы, оборудование уголка природы в средней группе значительно обогащают и расширяют.

Растения в уголке природы для средней группы

В первую очередь, пополняют новыми растениями: алоэ, агавой, бегонией-рекс, аспарагусом, душистой геранью. Растения подбираются с таким расчётом, чтобы у них были различного типа листья, а детей учат, как ухаживать за каждым из них. Например, мясистые листья с зазубринами, как у агавы, обтирают влажной жёсткой кисточкой или щёткой, а опушённые, как у герани или фиалки, мягкой сухой кисточкой. Растения с мелкими листьями опрыскивают из пульверизатора.

Чтобы детям было проще запомнить, какой именно способ ухода за листьями предпочтителен для определённого растения, в горшок втыкают схематическое изображение соответствующего инструмента, расположенное на деревянной шпажке, или крепят его иным путём. Одновременно в уголке природы могут находиться до 8 различных растений, причём некоторые из них должны быть представлены в двух-трёх видах (бегонии, герань), чтобы дети могли сравнивать их внешний вид и свойства.

Кроме растений, необходимо иметь набор инструментов по уходу за ними: щёточки, губки, лейки, палочки для рыхления земли, тазик, тряпочки, а также фартучки и нарукавники для защиты одежды детей во время труда и экспериментирования с природными материалами.

Календарь природы для средней группы

Календарь природы в средней группе служит не только для обозначения времени года, но и состояния погоды в текущий день. Оформить его в виде нескольких кругов в подвижной стрелкой, на которых обозначены определённые явления как живой, так и неживой природы, и дети после наблюдений и обсуждения состояния погоды указывают стрелкой на необходимую картинку. Также наблюдения за погодой можно зафиксировать на расчерченной на пять квадратов (по количеству рабочих дней недели) полоске бумаги. Каждый день от понедельника до пятницы обозначают определённым цветом (лучше цветами спектра от красного до голубого). Число детям средней группы не озвучивают, но называют дни недели.

Важно добиться того, чтобы детям нравилось трудиться в живом уголке

Поскольку наблюдения за объектами природы проводятся в детском саду каждый день и воспитатель осуществляет перспективное планирование, он заранее заготавливает необходимое количество мелких изображений тучки, солнышка, дождевых капель, снежинок. Храниться этот материал может в специальном кармашке на календаре погоды. Проведя наблюдение за погодой и отметив её особенности, по возвращении в группу перед обедом или во вторую половину дня педагог предлагает детям вспомнить, какая сегодня погода и каким значком её обозначают. Дети находят в кармашке нужное обозначение и приклеивают его в окошко соответствующего цвета.

Календарь наблюдений за погодой и живыми объектами в средней группе может быть рассчитан на неделю

Эти действия могут сопровождать пояснениями сперва воспитатель, а потом и сами дети: «Сегодня вторник, второй день недели, погода хорошая, светит солнышко, поэтому нужно приклеить картинку с солнышком во второе окошко». Счёт окошек ведётся слева. Погоду, которая была на выходных, дети не отмечают, так как им трудно запомнить её за два дня. В конце недели педагог вместе с детьми рассматривает изображения погодных явлений, анализирует, каких дней было больше: дождливых, солнечных, пасмурных.

В календаре можно объединить наблюдение за живой и неживой природой. Для этого лист бумаги расчерчивают на две полосы по пять квадратов, в верхней отмечают, какая была погода, а в нижней - живой объект наблюдений. В таком случае воспитатель должен подготовить достаточное количество упрощённых изображений (цветок, птица, жучок, трава). Если целенаправленное наблюдение за живой природой на прогулке не планировалось, вклеить изображение можно на основе эпизодических наблюдений детей. Для этого проводят беседу: «Что интересное, красивое видели мы на прогулке?» В процессе беседы выясняют, какой им встретился объект (листочек, муравьи, трава) и после обсуждения вклеивают картинку.

Игры и наглядные пособия для уголка природы в средней группе

Дидактические игры природоведческого содержания становятся сложнее и разнообразнее, включают в себя информацию о животных разных климатических зон и экологических систем, то же относится к содержанию картин, альбомов, папок, которые будут уместны и интересны на пятом году жизни. Тематика их может быть самой разнообразной, но следует учитывать, что детям этого возраста предпочтительнее давать нарисованные изображения, а не фотографии.

Макеты и изображения овощей и фруктов дополняются новыми, причём не произрастающими в данной местности (апельсин, ананас, банан). Фигурки животных - обитателями тропических стран (жираф, слон, носорог, обезьяна) и Севера (белый медведь, морж).

Вызывают интерес у детей средней группы и коллекции: семян, перьев, камней, но оформлены они должны быть так, чтобы малыши не могли их смешать, рассыпать (хорошо прикреплены к основе, разложены в закрытые прозрачные баночки, пакеты).

Видео: лэпбук по экологии

Прекрасным средством экологического воспитания начиная со средней группы может стать лэпбук - инновационное методическое пособие, оформленное в виде папки или книжки-раскладушки с множеством кармашков, конвертов, в которых находятся разнообразные материалы по единой тематике.

Оборудование для экспериментов в средней группе

Обязательным для этого возраста является разнообразное оборудование для экспериментальной деятельности и опытов. Это:

  • растворимые и нерастворимые в воде материалы (песок, глина, соль, сахар, крупы);
  • предметы, которые плавают и тонут (камни, ракушки, бумага, жёлуди, сухие листья);
  • увеличительные стёкла, магниты.

У детей вызывает интерес не только сам процесс экспериментирования, но и причины, которые вызвали тот или иной результат (магнит притягивает к себе всё металлическое, он притянул гвоздь и скрепку, значит, они сделаны из металла).

В уголке природы для средней группы можно устроить исследовательскую мини-лабораторию

Как использовать игрушки при оформлении уголка природы

Забавным и вызывающим массу положительных эмоций дополнением уголка станет сказочный герой, игрушка в виде гнома, феи, лесовичка. Этот персонаж может появиться однажды с интересным или необычным подарком: особенно ярким осенним листочком, корзинкой сладких яблок для малышей, роскошной рябиновой гроздью, которую потом засушат на корм птицам. Сказочный герой остаётся жить в уголке природы, внося в естественную среду элемент волшебства и фантастичности, что очень нравится детям. Общение с этим персонажем может превратиться в традицию: дети гораздо охотнее поделятся впечатлениями о произошедшем на прогулке с любимым героем, чем просто перескажут увиденное по просьбе воспитателя.

В природном уголке может поселиться добрый и забавный сказочный персонаж

Герой может «принимать участие» во всех видах деятельности малышей: помогать им отмечать погоду в календаре, ухаживать за растениями, играть в дидактическую игру. Он может «радоваться», когда дети делают добрые дела, ухаживают за питомцами в экологической комнате, и «грустить», когда ребята забыли полить растения или привести в порядок оборудование для опытов.

Фотогалерея: образцы макетов климатических зон

В тропическом лесу обитают редкие экзотические животные Макет Севера знакомит детей с суровой природой Заполярья В оборудовании макета пруда использованы резиновые игрушки для ванны Макет уютного сельского дворика также заинтересует детей

Замечательным будет создание простейшего макета одной или нескольких природных зон, свойственных местности, где проживают дети, например, лесной поляны, пруда, реки.

Уголок природы для детей старшей и подготовительной групп

Дети шестого-седьмого года жизни - будущие школьники. Знания о природе и экологические представления у них сформированы наиболее полно. Они знают о многообразии представителей трёх царств: растений, животных и грибов, умеют применить эти знания на практике, определяя лекарственные и редкие охраняемые растения, ядовитые и съедобные грибы.

Детям становится доступно понимание цикличности процессов в природе, закономерность тех или иных её явлений. Ухаживая за живыми объектами, старшие дошкольники умеют регулировать своё поведение (например, самостоятельно определить, нужен ли полив и в каком объёме). Круг познавательных интересов детей максимально расширяется: им интересны не только растения и животные различных климатических зон родной планеты, но и небесные тела, природа космоса, а также подземный мир минералов и полезных ископаемых. Знания о разнообразии и богатстве живого мира позволяет детям старшего дошкольного возраста сравнивать растения, животных и человека, делать выводы, устанавливать соответствия и различия (дышит, растёт, питается всё живое, но только человек может говорить, думать, испытывать чувства).

Желание старших дошкольников заботиться о живых объектах следует поддерживать и поощрять

На основе всего вышеперечисленного формируется понятие об экосистеме планеты Земля, её уникальности и ценности. При постоянной поддержке и создании достаточной развивающей среды дети овладевают нормами культурного поведения в природе, у них появляется желание следовать им, беречь и приумножать её дары и богатства. Деятельность детей в уголке природы становится более насыщенной и разнообразной, как и само наполнение уголка материалами и пособиями.

Уголок дежурств в старшей группе

Вводятся дежурства - соответственно, необходим уголок дежурств. От его вида в немалой степени зависит желание детей дежурить, поэтому воспитателю следует продумать, как сделать его ярким и привлекательным, какими изображениями украсить. Подробнее о дежурствах смотрите ниже.

Красочный уголок дежурств заинтересует и привлечёт детей к труду

Подбор и содержание растений для уголка природы в старшей группе

Чтобы дети получили наиболее полные и разнообразные знания о них, в уголке природы размещают как прямостоячие, так и вьющиеся и стелющиеся растения, а также с корнями в виде луковиц и клубнелуковиц.

Это могут быть:

  • традесканция;
  • комнатный виноград;
  • вьющийся плющ;
  • цикламен;
  • примула;
  • кливия.

Поскольку все они имеют различные потребности в освещении и поливе, воспитатель должен сам хорошо изучить, как ухаживать за такими растениями, чтобы передать знания детям. Кроме того, необходимы растения с резко отличными потребностями, к примеру, в поливе, такие как традесканция и фиалка, чтобы дети видели существенную разницу. В старшей группе одновременно могут находиться до 10 растений, в подготовительной - до 12. Дети должны знать 6–7 из них, называть части, форму корневища (луковица, клубень), описывать наиболее яркие интересные признаки комнатных цветов (например, что камнеломку можно размножать «живыми детками», отпрысками). Поскольку мы имеем дело с дошкольниками, которые могут «заиграться» и забыть о потребностях растения, следует изготовить сигнальные карточки для напоминания.

Знания о жизни растений вместе с возможностью заботиться - обогащают и ум, и душу ребёнка

Сделать их просто: распечатать печальный и весёлый смайлики, покрыть непромокаемым прозрачным материалом (скотчем) и прикрепить к небольшой палочке. Заметив, что растение нуждается в поливе (или же в рыхлении, протирании листьев от пыли), воспитатель устанавливает карточку - печальный смайлик.

Внимание детей к нему может привлечь сам педагог или же обратиться за помощью к сказочному герою, обитающему в уголке природы, взяв игрушку на руки и сделав вид, что слушает её слова: «Ребята, наша фея говорит мне, что в уголке природы кто-то плачет. Какое растение тут может грустить и почему?» Ориентируясь на сигнальную карту, дети быстро находят, кому нужна помощь, устанавливают, что именно нужно сделать и устраняют причину «плохого настроения» зелёного друга. Позже, когда внимание ребят будет отвлечено другим видом деятельности, педагог устанавливает на это растение весёлый смайлик, хвалит и благодарит маленьких защитников растений от имени сказочного персонажа.

Календари и дневники наблюдений

Кроме общего календаря, где дети уже самостоятельно рисуют значки, изображающие состояние погоды, в старшей и подготовительной группе могут вводиться и другие формы работы по закреплению знаний о природе:

  • сезонные дневники наблюдений за природой;
  • календари наблюдений за птицами, ростом растений;
  • индивидуальные календари.

Их оформление и ведение во многом зависит от творческого потенциала и желания педагога привить детям навыки наблюдений.

Календарь природы в старшей группе включает в себя много различных пунктов: погода, число, месяц и день недели, живые объекты наблюдений

Можно начать с осеннего дневника. Для этого нужно взять обыкновенный альбом для рисования, сделать ему соответствующую обложку, объяснить детям, что природа вокруг интересна и красива, но очень разнообразна, и всё происходящее в ней запомнить невозможно. Оставить в памяти дары чудесной осени поможет этот осенний дневник наблюдений.

Если альбом имеет 40 листов, то страниц в нём будет 80, чего вполне хватит на каждый день недели, проведённый детьми в саду в осенние месяцы.

Вверху листа отделяется полоса шириной около трёх сантиметров, в ней цветом, установленным по традиции для каждого дня недели, пишется число и название месяца: «6 сентября», «12 ноября» и т. п. Поскольку многие дети старших групп уже умеют читать, писать печатными буквами и знают месяцы, эту работу можно поручить таким развитым ребятам.

Далее альбомный лист расчерчивается на 8 делений, в которые ежедневно вносятся следующие данные: солнечный или пасмурный был день (изображение солнца или тучи), осадки, ветер (его символом может стать наклонённое дерево или схематическое изображение в виде нескольких волнистых линий).

Дневники наблюдений учат детей внимательнее относиться к окружающему миру, тем самым развивая в них любознательность

Температуру рекомендуется обозначать фигуркой человечка разных цветов: красной в жару, жёлтой в тёплую погоду, зелёной в прохладную и синей в мороз. Остальные ячейки дети заполняют изображениями живых объектов, за которыми наблюдали в течение дня. Проводится такая работа вечером, в отведённое для свободной деятельности время, с детьми, выразившими желание помочь с оформлением альбома.

Календарь наблюдений за птицами ведётся зимой, в течение двух или трёх недель, а наблюдение за ростом растений (лука, гороха) зарисовывается в отдельный альбом раз в неделю.

Дети, заинтересовавшиеся таким видом работы, могут захотеть вести индивидуальные календари наблюдений, и воспитатель должен помочь им в этом: расчертить альбомный лист, как захочет ребёнок, подписать, помочь с заполнением. Индивидуальные календари наблюдений можно хранить в уголке природы в папке с файлами и выдавать детям в свободное время. Стремление дошкольников вести календарь самостоятельно свидетельствует о высокой самоорганизации и развитых познавательных способностях.

Наглядные пособия для уголка природы в старшей группе

Наглядный материал пополняется в соответствии с растущим кругозором детей. Это могут быть как приобретённые в специализированных магазинах наборы рисунков и фотографий, так и скачанные из интернета самим воспитателем изображения, красивые и захватывающие:

  • явления неживой природы (иней, морозные узоры, звёздное небо, извержение вулкана, гроза);
  • пейзажи различных климатических зон, таких как тропический лес, пустыня, льды Арктики;
  • увеличенные изображения маленьких живых существ (улитка, муравей, божья коровка);
  • фотографии экзотических животных с детёнышами (коала, львица, кенгуру);
  • картины открытого космоса.

Наглядные пособия - необходимое дополнение для уголка природы

Но в центре внимания, конечно же, должна быть природа родного края. В рамках краеведческой работы можно вместе с родителями воспитанников изготовить фотоальбомы «Природа моего города », «Мой цветущий родной посёлок». Здесь можно отобразить красоту скверов, пышных летних клумб, озеленение дворов. Дети с удовольствием будут рассматривать такой альбом, отыскивать знакомые места, увидят красоту родного населённого пункта по-новому - и ещё больше полюбят свою малую родину. Если вблизи населённого пункта есть водоём, то можно изготовить альбом «Наша река и её обитатели», «Кто живёт в пруду», скомбинировав рисунки и фотографии. Также увлекательными будут такие темы фотоподборок: «Деревья нашего парка», «Собираем урожай», «Мы - друзья природы» - конечно, если на фото будут присутствовать сами дети.

Дидактические игры в уголке природы для старшей группы

Тут воспитатель имеет возможность проявить свои таланты, педагогическое мастерство и творчество в полной мере, ведь круг тем практически безграничен, как и сам мир природы. Но особое внимание в старших группах следует уделять играм экологической и природоохранной направленности, как, например, игра «Экологическое солнышко». Изготавливается большое изображение солнца с шестью лучами, в центре которого и на кончиках лучей расположены кармашки. В них вставляются специально подобранные картинки. Дети должны пояснить, как зависит объект, изображённый в центре, от тех, что находятся на лучах: «Дождь поит яблоню водой. Земля даёт яблоне питательные вещества. Птицы спасают её от гусениц. Человек собирает с неё яблоки и т. д.»

Приветствуется, когда уголок природы оснащён также дидактическими играми и пособиями

Обрудование для экспериментирования и опытов

Его также следует подбирать с таким расчётом, чтобы дети могли выполнять простейшие природоохранные действия в своей мини-лаборатории или моделировать ситуации, отображающие защиту природы человеком (очищение загрязнённой воды при помощи марлевого фильтра). Старшие дошкольники могут пользоваться схематическими поэтапными руководствами к выполнению опытов, сравнивая свои действия и результаты с изображёнными на схеме.

Литература для уголка природы в старшей группе

Старшие дошкольники увлечённо изучают детские энциклопедии, познавательную литературу. Будет совсем не лишним разместить несколько детских энциклопедий природоведческого направления. Можно также включить художественные произведения о природе и животных, например, книги Виталия Бианки, рассказы Евгения Чарушина, сказки Сергея Козлова и другие.

Старших дошкольников привлекает познавательная литература

Оригинальное название для уголка природы

Традиционно сложилось, что природные зоны в детских садах называют просто «Уголок природы». Но название можно разнообразить, проявив немного фантазии и выдумки.

Для младших групп подойдут простые названия:

  • «Природа и малыши»;
  • «Мы и природа»;
  • «Окошко в природу».

Старшим дошкольникам придутся по вкусу более романтичные, сказочные названия:

  • «Клуб защитников (друзей) природы»;
  • «Зелёная планета»;
  • «Королевство тайн природы»;
  • «Волшебный мир природы».

Вместо названия над уголком можно разместить стихотворный девиз, к примеру: «Мы природу изучаем, любим и оберегаем», «В группе «Гномик» («Зайчик», «Рыбка») малыши природу любят от души». Это сделает природоведческую зону группы более оригинальной и непохожей на уголки других групп.

Труд и дежурство

Привлекать воспитанников к труду в уголке природы нужно с самого раннего возраста.

Воспитание трудовых навыков в младших группах детского сада

В первой младшей группе дети могут вместе с воспитателем поливать растения, обтирать под его контролем большие плотные листья влажной тряпочкой. Также малышам можно доверить посадку в грунт с готовыми бороздками или лунками луковиц и крупных семян (фасоль). Это кратковременный эпизодический труд, к которому по очереди привлекают всех детей группы. Конечно, после каждого выполненного действия малышей хвалят и сообщают ожидаемый результат труда: «Какие же вы молодцы! Посадили лук, теперь он вырастет зелёный, пышный, мы отдадим его на кухню, его добавят в суп, и суп станет ещё вкуснее!»

Прорастить лук - один из очень простых и наглядных для малышей опытов

Во второй младшей группе возможен труд подгруппами и коллективный (всей группой детей), но из-за ограниченности места в уголке обычно выбирают первый вариант. Работая подгруппой по 4–6 человек, дети ещё не согласовывают свои действия, а просто трудятся рядом, выполняя одинаковые операции. Поскольку произвольная память и внимание у малышей в этом возрасте развиты слабо, им следует объяснять порядок выполнения работы поэтапно, сопровождая показом, и после каждого действия продолжать показ и пояснения. В этом возрасте положительная оценка и поощрение также необходимы.

Дети пятого года жизни также трудятся в подгруппах, но им доступно выполнение разных операций (одна подгруппа поливает цветы, другая обтирает листья). В этом возрасте могут выполнять такие действия:

  • поливать растения уже отмеренной порцией воды;
  • Следует учить малышей аккуратно и бережно относиться к комнатным растениям

    При устройстве огорода на окне дети сеют горох, огурцы, сажают лук. Действия их более скоординированы и осмыслены. Однако оставлять малышей без контроля нельзя: они ещё недостаточно самостоятельны и могут причинить вред растениям, не желая того. Кроме ухода за растениями, детей можно привлекать к труду по обустройству уголка природы: предложить разложить камни или ракушки по ёмкостям, красиво расставить оборудование для игр с песком и водой, разложить папки с картинками и т. д. Таким образом, дети приучатся подмечать непорядок и устранять его.

    Младшие дошкольники с удовольствием помогут воспитателю полить растения

    Объясняя порядок выполнения работы детям этого возраста, воспитатель даёт сначала полную инструкцию, потом повторяет, разделив на важные завершённые этапы (сделать бороздки, пролить водой, разложить семена, засыпать землёй). Когда дети трудятся, им лишь напоминают отдельные эпизоды, а не весь процесс целиком.

    Поскольку дошкольникам средней группы свойственно более критичное отношение к собственным действиям и умение контролировать свои эмоции, оценку их действиям дают с учётом реальных результатов, а не только положительную. Но это всегда делается в доброжелательной форме совета, а не указания или порицания. На пятом году жизни у детей появляется чувство ответственности, понимание важности своего труда для сохранения жизни живого существа. В этом возрасте начинают уход и за животными, для чего детей водят в экологическую комнату или вносят животное в клетке в группу.

    Труд в уголке природы в старшем дошкольном возрасте

    Процесс труда в природе значительно усложняется. У воспитанников формируется умение самостоятельно ставить перед собой трудовую задачу, видеть способы её достижения, будущий результат, отбирать необходимые инструменты и материалы.

    Старшим детям можно доверить уже более сложные операции с растениями

    Основным приёмом новому виду труда становится объяснение, а к показу воспитатель прибегает лишь при ознакомлении с наиболее трудными операциями, например, при перевалке растений в больший горшок. Воспитанники могут самостоятельно выполнять большинство действий, доводя их до завершения (вырастить цветы в подарок маме в отдельных стаканчиках, ухаживать за любимым растением, пока оно не зацветёт).

    Детям под силу выполнение гораздо большего количества действий, причём они сложнее, требуют внимания и организованности. Кроме полива, рыхления почвы, мытья и протирания листьев дети выполняют такие виды работ по уходу за растениями:

    • перевалку и пересадку;
    • обрезку;
    • подкормку;
    • размножение растений луковицами, черенками, корневищами и отпрысками. Разумеется, эти сложные операции им помогает выполнять воспитатель.

    Для подкормки выбирают экологически чистые народные средства: настой яичной скорлупы, банановой кожуры. Если возникает необходимость пролечить растение от болезней или провести борьбу с вредителями химическими средствами, эти работы выполняет педагог в отсутствие детей.

    Для старших дошкольников характерен труд коллективный или в подгруппах с разделением обязанностей. Они могут работать совместно, договориться, кто за что отвечает, что выполняет, какими предметами пользуется.

    Старшие дошкольники могут разделить между собой обязанности

    Начиная со старшей группы вводится дежурство в уголке природы. Оно организуется в парах или подгруппами по 4 человека и может длиться день-два или даже целую неделю. Дежурство предполагает выполнение всех работ по уходу за растениями, а также поддержание общей чистоты и порядка в уголке природы.

    Дежурные по уголку природы не только ухаживают за цветами, но и поддерживают общий порядок в этой зоне

    Дежурные должны уметь договариваться между собой, дружно выполнять работу, не ссориться. Поэтому при подборе пар для дежурств педагогу следует учитывать не только уровень подготовленности ребят и развитие трудовых навыков, но и личные привязанности и отношения между детьми в группе. Воспитатель может помочь советом, напоминанием, наводящими вопросами. По окончании дежурства дежурные делятся своими впечатлениями: что им понравилось выполнять, что было трудно и т. д. Остальные дети дают оценку труду дежурных, его результатам.

    Анализ оформления и работы

    При анализе организации и оформления уголка природы учитывают такие критерии:

    • доступность для детей;
    • безопасность;
    • соответствие материалов, объектов, оборудования санитарным нормам, требованиям программы и возрасту детей;
    • разнообразие и функциональность материала (могут ли дети пользоваться им самостоятельно, применять в играх);
    • наличие календарей наблюдений, систематичность их ведения;
    • наличие материала для экспериментирования, поделок, творческих игр;
    • эстетическое оформление;
    • наличие сезонных, временных объектов (к примеру, букетов осенних листьев, зимних посадок лука, веток сирени, берёзы, вишни для выгонки листьев и цветов зимой).

    Анализ особенно важен для молодых педагогов, которые стремятся повысить своё мастерство и берут пример с более опытных коллег.

    Уголок природы является необходимой и важной частью развивающей среды детского сада. Знания, умения и навыки, которые дети в нём приобретают, обязательно пригодятся им в дальнейшем, при обучении в школе. Кроме того, он является замечательным средством экологического воспитания дошкольников. От того, как сумеет организовать это воспитатель, зависит успешное развитие малышей и становление у них чувства любви и бережного отношения к миру природы.

Человек очень любит природу и практически не может без нее жить. В этом нет ничего удивительного, если не забывать о том, что сам человек является неотъемлемой частью природы. Соответственно, только находясь на природе, она может в полной мере с ней соединиться, обменяться с ней энергией и почувствовать прилив сил. У каждого человека есть место, которое он считает своим любимым уголком природы. Конечно, исключением из этого правила я не являюсь. У меня точно так же есть определенное природное место, где я чувствую себя лучше всего, и где, по моему

Мнению, природа проявляется наилучшим образом.

Лично для меня любимым уголком природы есть небольшой сад рядом с моим домом. Я успел полюбить этот садик еще, будучи совсем ребенком. Дело в том, что уже с самого раннего возраста я начал выходить на улицу рядом со своим домом, немного гулять, знакомиться с окрестностями. Однажды, таким образом, я оказался и в этом саду. И обязательно стоит отметить, что мне там чрезвычайно понравилось. Там можно как прогуливаться, так и просто посидеть, потому что там есть лавочки. Природа там воплощена в наличии разнообразных растений и деревьев. Там можно спокойно посидеть и за ними

Понаблюдать.

Но этот природный уголок стал для меня самым любимым не только по этой причине. Еще одной весомой причиной для этого является то, что с ним связано множество чрезвычайно приятных воспоминаний. Я познакомился в нем с некоторыми из моих друзей, провел вместе с ними там большое количество интересных и захватывающих часов вместе. В связи с этим я полюбил этот удивительный природный уголок еще больше, чем когда-либо ранее. Хочется верить в то, что у меня будет оставаться возможность как можно больше бывать в этих местах в течение всей жизни. В то же время нельзя исключать того, что когда-нибудь я покину родной город. Думается, что в таком случае я смогу отыскать другой природный уголок в том месте, где мне предстоит жить. Я уже свыкся с природой, по этой причине вряд ли когда-нибудь смогу отказаться от прогулок и другого вида посещений природы.

Обязательно необходимо помнить, что каждый природный уголок, который нас окружает, является результатом чьего-то труда. К примеру, кто-то уделил время, чтобы построить сад, посадить там деревья, установить лавочки и т. д. И это – результат труда этих людей. По этой причине всем нам следует отдавать должное труду других людей, относиться ко всему этому с большим уважением и почетом. Кроме того, необходимо прилагать собственные усилия для устройства таких природных уголков.

(Пока оценок нет)



Сочинения по темам:

  1. Зима – наиболее холодное из всех времен года. Однако многие ждут ее с нетерпением. Трескучие морозы сковывают льдом реки, образуя...
  2. За волшебной тучкой спряталась ночь, и на землю спустилось розовое утро. Вот-вот должно взойти солнце. Его лучи уже загораются на...