Лучшие танки в мире — экспресс сравнение. Какой самый крутой танк в World of Tanks

В игре World of Tanks самое главное - танки. Здесь представлены реально существовавшие боевые машины, каждая из которых имеет свою уникальную историю. Отчасти поэтому эта игра является столь популярной в мире. Каждый игрок для себя находит хороший танк в World of Tanks и называет его идеальным. Но в этом обзоре мы рассмотрим самые привлекательные машины, на которых приятно играть и сражаться за победу своей команды.

Довольно сложно отобрать 10 лучших танков World of Tanks. Ведь каждая машина хороша по-своему. Какой-то танк будет очень быстрым, какой-то - мощным, а некоторые совмещают в себе и высокую скорость, и мощность. И по каким критериям определять эффективность агрегата? Впрочем, на каждом уровне есть свои наиболее успешные боевые машины, которые мы и попытаемся выделить.

Сразу отметим, что обзор хороших танков в World of Tanks мы начнем сразу с пятого уровня, так как ниже этого уровня используются несерьезные боевые машины. Их сложно назвать эффективными и интересными. В игре WOT серьезные сражения начинаются с пятого уровня и выше.

Уровень 5

Если обобщить, то лучших танков в World of Tanks уровня 5 всего 3. Первым из них является советский агрегат КВ-1. Это достаточно известная советская машина, которая имела большой успех на полях сражения против фашистской Германии. Этот танк имеет солидную историческую составляющую, мощную круговую броню и разноплановое вооружение. Все это сделало танку серьезную репутацию в игре. Практически каждый геймер старшего поколения считает своим долгом купить этот танк и прокачать его по максимуму.

Вторым лучшим танком в World of Tanks 2017 является тоже советская машина Т-34. У нее также богатая история. Считается, что боевые машины Т-34 изменили ход войны. В игре этот танк ценится за высокую маневренность, а также за орудие ЗиС-4 калибра 57 мм, которое легко пробивает броню, но наносит небольшой урон. В игре WOT есть две популярные ветки развития за средних и тяжелых танков. На пятом уровне геймеры имеют возможность приобрести подобные боевые машины.

Есть также и классный но получить его достаточно тяжело. Его в игре пользователи называют "имбой", то есть машиной, которая не соответствует балансу. Обладает круговым бронированием. Его едва ли пробивает пушка 5-го уровня. Даже "шестерки" часто не могут повредить броню танка КВ-220.

Бонус 5-го уровня

Бонусом на пятом уровне является боевая машина Т67 - это американская противотанковая САУ с высокой скоростью передвижения, незаметностью, низким силуэтом, а главное - высоким пробитием брони. Агрегат без проблем уничтожает танки своего уровня с одного выстрела.

Уровень 6

На шестом уровне лучшие танки в World of Tanks представлены одной советской и двумя британскими боевыми машинами. Начать стоит с легендарного T-34-85, памятники которому есть во многих российских городах.

T-34-85 - это средний танк СССР, который обладает маневренностью и хорошим орудием, способным пробивать прочную броню. Высокая точность, скорострельность, маневренность делают агрегат популярным. Также его востребованность объясняется богатой боевой историей, но это не играет роли в его боевых качествах, которые на высоте. При грамотно выбранной тактике, позиции и снарядов многие опытные игроки на этой машине 6-го уровня одерживали победу против более мощных танков 8-го уровня.

Второй хороший танк в World of Tanks 6-го уровня - это английский Cromwell. Машина хороша для статистов. В отличие от советского Т-34-85, британский "Кромвель" вообще не имеет брони, из-за чего машина получила огромную скорость движения и скоростное орудие. Все это дает весомое преимущество игроку, который без особых проблем "светит" для своей команды танки противников.

Третий танк уровня - это Sherman Firefly. Эта боевая машина обладает классной пушкой OQF 17-pdr Gun Mk. VII, позволяющей эффективно вести бой даже против более старших танков 8-го уровня.

Бонус 6-го уровня

Бонусом на этом уровне является советский танк КВ-2 с очень мощной броней и пушкой М-10 калибра 152 мм. Эта машина способна воевать даже с агрегатами 10-го уровня, не говоря уже про боевые машины своего уровня. Впрочем, получить этот танк достаточно сложно. Поэтому он встречается в игре крайне редко, чего не скажешь про Т-34-85. Эта одна из самых популярных моделей, которая есть в арсенале практически каждого игрока.

Уровень 7

По мнению многих геймеров, седьмой уровень игры является самым сбалансированным. Следовательно, здесь сложно выделить технику, которая бы обладала существенными преимуществами перед другими боевыми машинами.

Первый хороший танк в World of Tanks седьмого уровня - это ИС или ИС-2. Обе машины практически идентичны друг другу. Поэтому внесем их в этот список. ИС - один из самых популярных танков в игре, является довольно известным из-за своей мощной пушки, мобильности и бронированной башни. Если такой танк седьмого уровня попадает на сражение с равными машинами и танками более низкого уровня, то союзной команде приходится легко - ИС всегда идет в бой напролом. Причем часто это заканчивается хорошо. Если же ИС попадает в бой с танками более высокого уровня, то стрельба из укрытия - хорошая тактика, которая также приносит результат.

Второй агрегат - это Tiger I. Этот немецкий тяжелый танк принимал участие во Второй мировой войне. У него также богатая история, а в иге его реализация просто потрясает. Машина имеет 1500 очков прочности, оснащается орудием Kw.K. 43 L/71. Играть на таком танке приятно и весело. Но если машина попадает в бой с танками более высокого уровня, то тактику нужно строить, как для противотанковой артиллерии.

Третьей лучшей машиной является тяжелый танк Т29 с мощной броней, которую порой не может пробить даже техника 9-го уровня. Конечно, имеет свои плюсы, но слабые стороны также присутствуют. Хороший баланс между броней, мобильностью и наносимым уроном делают эту машину практически универсальной и удобной для применения на поле боя, чем и объясняется популярность танка.

Премиум-танк 7-го уровня

На 7-м уровне лучшим премиум-танком в World of Tanks является так называемый "пулемет Гатлинга", или "блоха", - это немецкая противотанковая САУ Е-25. Это очень маленькая машина, в которую тяжело попасть. Она доставляет много проблем неповоротливым и "слепым" машинам типа советских танков ТТ. Урон Е-25 наносит небольшой. Однако скорострельность и точность выводят из себя противников, которые попадают под прицел этой "блохи". К сожалению, эта машина стала настолько популярной, что ее уже нет даже в продаже. Однако на поле боя их меньше не стало, ведь те игроки, которые успели ее купить или выиграть за выполнение заданий, активно ее применяют для "фарма" денег.

Седьмой уровень настолько богат классными танками, что отдельно стоит выделить и следующие машины:

  1. Т-34-1.
  2. Spähpanzer SP I C.
  3. ЛТТБ.
  4. M41 Walker Bulldog.

Все эти модели также должны присутствовать в этом списке.

Уровень 8

На этом уровне представлены уже достаточно серьезные танки, которые принимают участие в ротных боях, глобальных картах, укреп-районах.

В World of Tanks лучший танк 8 уровня - это ИС-3. Такая машина идеально подходит под все перечисленные выше режимы сражений благодаря своей лобовой броне башни и корпуса, качественному орудию, низкому силуэту и мобильности. Все это делает такой танк успешным на поле боя.

На втором месте идет FCM 50t - очень сложная для игры машина, на которой новички будут постоянно проигрывать. Это медленный и большой танк без брони, который легко уничтожить. Однако опытные игроки ставят рекорды на этом танке снова и снова. В качестве аналога можно предложить AMX Chasseur de chars. В этой машине броня еще слабее. Однако коэффициент маскировки этого танка высок, из-за чего его сложно обнаружить. Также у модели очень высокая скорость движения, которую гарантирует двигатель Maybach HL 295 F мощностью 1200 лошадиных сил. Среди лучших средних танков в World of Tanks AMX Chasseur de chars заслуживает внимания в первую очередь. Вот только играть на нем нужно уметь, и новичку нельзя рекомендовать такую машину для боя.

AMX 50100 - это следующий лучший танк 8-го уровня, который часто встречается в ротных боях и на укреп-районах. Подобная боевая машина за 1-2 выстрела способна уничтожить любой танк своего класса и быстро "убежать" с места преступления. Именно так и пытается использовать машину большинство игроков. Самый большой недостаток танка - это длительная перезарядка, длящаяся 50 секунд. В течение этого времени танк является "мясом" для врага. Второе слабое место - отсутствие брони. Однако это свойственно многим французским машинам.

Бонус 8-го уровня

Бонусные танки восьмого уровня - это ПТ-САУ английского производства Charioteer и японский средний танк STA 1. Это скрытые боевые машины, которые отлично маскируются. Следовательно, их уместно использовать в качестве поддержки для союзных танков, которые ведут сражения на основном поле боя.

9-й уровень

Улучшенный танк VK 45.02 (P) Ausf - это имба (то есть несбалансированная машина), которая с новой прочной броней представляет один из лучших танков на поздних уровнях. Техника отлично сдерживает натиск противника и может быть на острие атаки. Однако важно для нее не "светиться". Ведь борта танка очень слабые, и попадание снаряда сбоку будет чревато плохими последствиями. Но мобильность отчасти решает эту проблему.

Вторая модель - это средний немецкий танк Е 50. Это универсальная машина, которая может внезапно открыться на неожиданном участке карты, зайдя с тыла противника. Она также может использоваться как тяжелый танк для лобовой атаки. Благодаря высокой мобильности и мощной точной пушке игра на "еписе" (так данную модель называют игроки) доставляет массу удовольствия. Эта машина дает игроку множество вариантов ведения боя, и он сам решает, какую тактику выбрать. Для опытного геймера это открывает большие возможности, но и новичку будет довольно приятно ездить на этом танке. Впрочем, если игрок дошел до 9-го уровня, то вряд ли его можно назвать новичком.

М103 - третий лучший тяжелый танк 9-го уровня. Этот американский экземпляр обладает высокой броней спереди, которая выдерживает попадания больших калибров. Поэтому уместно в бою его применять как основную пробивную силу. А если позволяет карта, то из-за неплохой мобильности танк позволяет играть в "кошки-мышки" с врагами.

Бонус 9-го уровня

Бонусной машиной на 9-м уровне является советский средний танк Т-54. Эту машину разработчики несколько раз ухудшали, снижая толщину брони корпуса. Однако такой танк все равно является очень популярным и достойным претендентом на звание лучшего. Высокая скорость, низкий силуэт и мобильность - вот достоинства машины.

10-й уровень

На последнем, 10-м, уровне находятся лучшие танки, которые являются в некоторой степени итогом технического развития каждой нации. Все машины этого уровня имеют свои "фишки" и обладают хорошими характеристиками. Естественно, имеются даже имбы типа АРТ-САУ, ПТ 10 и Waffenträger auf которую должны заменить.

А вообще, лучший танк World of Tanks 10 уровня выделить практически невозможно. Ведь речь всегда идет о крайностях. Тут есть огромные "чугунные стены", которые сложно пробить, есть мощные барабанные тяжелые машины, а также и разноплановые средние танки. Следовательно, игроку предстоит сделать выбор и самому определить, какой танк лучше в World of Tanks. Ведь отличная балансировка игры не позволяет выделить лучшую машину, которая бы превосходила другие по всем (или хотя бы по половине) параметрам. Поэтому среди "десяток" выделить какой-либо один танк нельзя.

Заключение

Каждый игрок определяет лучшую боевую машину для себя в меру своих возможностей и игрового стиля. Кому-то нравится бодаться на тяжелых танках, а кто-то предпочитает быстрое перемещение по карте с целью поиска мишеней для своей команды. Разработчики очень тщательно проработали характеристики всех боевых машин в игре и исключили ситуации, когда большинство игроков выбирают один и тот же агрегат, забывая про остальные.

Всего несколько стран мира производят собственные танки. В их числе - Россия, США, Германия, Израиль, Франция, Великобритания, Япония, Южная Корея и Китай. Оборонная промышленность некоторых государств пытается улучшить конструкцию собственной бронетехники на базе закупленных за рубежом образцов, не внося при этом существенных изменений.

Вооружение изготовляется не только для оборонных нужд, но и на экспорт, при этом, по всем законам рынка, идет конкурентная борьба. Лучшие танки мира соревнуются на показательных прогонах и стрельбах во время международных выставок, их достоинства и недостатки оценивают специалисты. Наиболее полный возможен и во время военных конфликтов, но такая оценка носит субъективный характер, так как успешность боевых действий существенно зависит от выучки экипажей, тактических преимуществ местности и многих других факторов, нивелирующих качественные показатели бронетехники.

Все лучшие танки мира обладают рядом общих черт, определяющих генеральную линию современных конструкторских решений. Важнейшими параметрами служат характеристики вооружения, степень живучести, скорость, маневренность и эргономика.

Главным вооружением в настоящий момент является башенное орудие, его калибр в последние два десятилетия вырос от 120 до 140 мм. Кроме этого, лучшие танки мира могут использовать свои стволы для стрельбы не только снарядами, но и управляемыми ракетами.

Живучесть, то есть способность противостоять современным средствам поражения, определяется свойствами брони. Для создания современной защиты недостаточно просто увеличить ее толщину, важна ее структура, а также наличие реактивных слоев, способных рассеивать кумулятивные воздействия. К важным показателям относятся и созданные условия, позволяющие экипажу быстро покинуть машину в случае ее поражения.

Скорость и маневренность определяются ходовыми качествами и мощностью силовой установки. Лучшие танки мира оснащены в настоящее время дизелями. Перспективное направление развития двигателей - газовые турбины.

Рационализация всех движений экипажа и максимальная автоматизация создают боевой единице преимущества во времени, что может стать решающим фактором победы. Вопросам эргономичности военной техники уделяется огромное внимание.

На основании всех критериев большинство зарубежных специалистов считают, что немецкий «Леопард-2А5» - самый лучший танк мира 2013 года. Главное его достоинство состоит в возможности модифицировать ранее произведенные машины до уровня последней модели, установив новые приборы наведения и двигатель.

Американский оснащен турбиной, которая, несмотря на очевидные достоинства, показала свою уязвимость в условиях песчано-пылевых бурь. Двигатели слишком часто приходится отправлять из зоны конфликта в США для ремонта. Во всех остальных отношениях танк не уступает «Леопарду».

Третье, четвертое и пятое место, по мнению зарубежных военных обозревателей, достались японскому «Типу-90», французскому «Леклерку» и английскому «Челленджеру-2». Все три машины мало отличаются и друг от друга, и от «Леопарда», они построены в «мейнстриме» конструкторской мысли 1990-х годов, обильно оснащены электроникой и электроприводами.

Очень осторожный подход проявлен в оценке боевых качеств российского «Черного орла». Данные о нем публикуются скупо, но на всякий случай ему отвели шестое место в мировом танковом рейтинге. Его предшественника (Т-80) часто критиковали, однако изменения внесены существенные, и по всей видимости, они касались как раз выявленных недостатков.

Те же соображения продиктовали присвоение седьмого места российскому Т-90. Динамореактивная система брони «Контакт-5», электронная защита «Штора-1», пушка, способная стрелять снарядами с лазерным наведением, - все могло бы наводить на мысль о том, что это лучший современный танк в мире, но подвел недостаточный по западным меркам уровень комфорта. Те же претензии и к украинскому Т-84.

Южнокорейский «Тип-88» похож на японский «Тип-90». Почему он на восьмом месте, непонятно. Видимо, сказывается малый опыт танкостроителей «Страны утренней свежести».

Российский Т-72 на почетном девятом месте. Его экспортные модификации охотно покупают многие страны, он хорош, надежен, недорог. Возможно, по некоторым характеристикам он уступает «Леопардам» и «Абрамсам», но для выполнения обычных задач, ставящихся перед танками, вполне пригоден.

Израильский танк «Меркава III» вообще не следовало включать в этот рейтинг. Эта машина очень специфична, она создавалась для условий Ближнего Востока. Танк имеет мощное вооружение, надежную защиту, приспособлен для эвакуации раненых с поля боя, но он тихоходен. Все верно, Израиль - страна небольшая, и дальних наступлений не предвидится, главное - свое отстоять.

Китайские машины в десятку лучших не вошли.

Россиянам и украинцам призовых мест не досталось. О наших танках знают мало, но все равно нас уважают и считают одними из лучших.

Многие задаются вопросом, какой же самый лучший танк в мире. Попытаемся сейчас это выяснить.

М1А2 Абрамс стоит на вооружении у многих стран, таких как США, Ирак, Австралия, Израиль, Великобритания. Родиной его являются Соединенные Штаты, где в 1980 году он был запущен в серийное производство. Урановая броня дает этой модели несомненные преимущества перед другими танками, так как М1А2 Абрамс в состоянии противостоять любым противотанковым орудиям.

2 место

Леопард 2А7 . Данная модель разработана немецкими инженерами, но пока не производится серийно. Но уже появилось много стран, которые желают приобрести это чудо военной техники для своего вооружения. Леопард 2А7 обладает высокой точностью прицеливания, может применяться для военных операций, как за чертой города, так и непосредственно внутри населенного пункта.

3 место

K2 Черная пантера на данный момент является не только одним из самых дорогих танков в мире, но и одним из самых эффективных. Разработана данная модель в Северной Корее и оснащена она мощной 120 мм пушкой. Черная пантера способна развивать очень высокую скорость и автоматически поражать объекты исходя из заданных параметров.

Английский танк Челленджер 2 признан как самая защищенная модель в мире. Уникальная нарезка орудия позволяет совершать высокоточные попадания более чем на 5 км. Челленджер может долгое время обходиться без техподдержки и эффективно противостоит оружию прямого наведения.

5 место

Меркава Mk.4 – творение израильских инженеров, которое отличается высокой убойной силой. Благодаря необычной архитектуре, экипаж танка имеет больше шансов выжить при прямом попадании, в случае если Меркава Mk.4 перевернется. Эта модель не поставляется в другие страны и используется только в израильской армии.

6 место

Японский танк TK-X собрал в себе все самые новейшие разработки в области современного танкостроения. Эта боевая единица отличается высокой маневренностью и позволяет эффективно вести огонь по небольшим и двигающимся целям. TK-X оснащен самыми современными наведения, управления и связи. В соответствии с законодательством Японии TK-X не может быть экспортирован в другие страны.

7 место

Французская модель танка под названием Леклерк считается одной из самых сложных и технологических в мире. Леклерк оснащен большим количеством самой современной электроники, что существенно снижает нагрузку на экипаж и повышает его эффективность. Эта модель может использоваться как для поражения стационарных, так и движущихся объектов.

8 место

Т-90 – модель танка, разработанная в России, которая является одной из самых продаваемых на рынке военных технологий. Одна из причин такой популярности – относительно низкая цена по сравнению с другими моделями. Но это не единственное преимущество Т-90. Этот танк очень эффективен в борьбе с противотанковыми ракетами, отличается довольно высокой мобильностью, но не приспособлен для поражения объектов, находящихся на большом расстоянии.

9 место

Оплот-М – модель, разработанная украинскими конструкторами, которым удалось совместить небольшие размеры и легкость с внушительной боевой мощностью и хорошей защитой. Благодаря новой защитной системе «Нож-2» Оплот-М эффективно противостоит противотанковым ракетным установкам. За счет новой панорамной системы значительно улучшилась возможность наблюдения за местностью, особенно в ночное время.

10 место

Тип-99 – китайская модель танка, которая представляет собой так называемый симбиоз российских и западных моделей. Единственной индивидуальной особенностью является новейшая система лазерной защиты, которая может вывести из строя оптические приборы вражеских танков и даже вертолетов.

Россия делает ставку на создание совершенно новых бронированных машин, а ее оппоненты до последнего модернизируют модели тридцатилетней давности


Представленный широкой публике на Параде Победы в Москве новый российский танк Т-14 на гусеничной платформе «Армата» произвел фурор среди танкистов всего мира. Российская новинка заставила всех вновь и вновь сравнивать боевые возможности бронированных машин, стоящих сегодня на вооружении по всему свету. Хотя, по сути, сравнивать приходится не так уж и много танков. Законодателями мод в танкостроении и основными экспортерами были и остаются всего четыре страны: Россия, Великобритания, Германия и США. Кроме них, собственные танки выпускают или ставят на конвейер Израиль, Индия, Иран, Италия, Китай, обе Кореи, Пакистан, Польша, Франция и Япония. Подавляющее же большинство стран довольствуется тем, что приобретает более или менее новые разработки у крупных танкостроительных держав или заказывает модернизацию уже имеющихся бронированных машин.

Всерьез сравнивать между собой танки, никогда не встречавшиеся друг с другом в реальном бою, невозможно и бессмысленно. Да и если бы в действительности, скажем, израильская «Меркава» Mk.4 встретилась в единоборстве с, например, китайским Тип 99, то в немалой степени исход схватки зависел бы и от особенностей театра военных действий, и от выучки и опыта экипажа, и от множества других факторов, учесть которые не всегда могут заранее даже танкисты-ветераны. Простое же сопоставление тактико-технических характеристик не дает возможности всерьез говорить о преимуществах одного танка перед другими и наоборот.

Наш нынешний рейтинг учитывает единственный объективный показатель: год принятия того или иного танка на вооружение. И, конечно, учтено простое требование: танки, вошедшие в этот топ-10, должны быть оригинальными разработками. С учетом всех этих показателей мы и выбрали десять самых современных и мощных танков в мире.

Неудивительно, что первое место в этом списке получил отечественный Т-14 «Армата». С одной стороны, в мире просто нет на сегодняшний день более современного танка, уже представленного публике и вышедшего на войсковые испытания. С другой стороны, по многим формальным показателям «Армата» опережает или как минимум поднимается на один уровень с большинством других современных танков, а в совокупности с полным основанием претендует на звание самой современной и мощной бронированной машины.

Т-14 «Армата» (Россия)

Год принятия на вооружение: 2016 (планы)

Боевая масса, т: до 55

Экипаж, чел.: 3

Калибр пушки, мм: 125 (возможна установка 152-миллиметровой пушки)

Тип пушки: гладкоствольная +пусковая установка ПТУР

Боекомплект, выстрелов: 40

Скорострельность, выстр./мин.: 10–12

Калибр пулемета, мм: 12,7

Динамическая защита: есть

Мощность двигателя, л.с.: до 1500

Максимальная скорость, км/ч: до 75

Запас хода по шоссе, км: до 600


Танк Т-14 «Армата». Фото: Сергей Фадеичев / ТАСС


Самое кардинальное отличие «Арматы» от всех других современных танков - так называемая капсульная схема: все три бойца экипажа Т-14 располагаются в специальной бронированной капсуле внутри корпуса, то есть фактически за двумя разнесенными слоями брони. При этом башня, что тоже является уникальным для современных танков, остается необитаемой - все управление огнем ведется с помощью боевой информационно-управляющей системы. Кроме того, серийные Т-14 получат возможность оснащения 152-миллиметровой гладкоствольной пушкой - пусковой установкой ракет, что сделает огневое преимущество «Арматы» бесспорным: ни один современный танк не обладает орудием такого калибра, мощности и дальности действия.

K2 «Черная пантера» (Южная Корея)

Год принятия на вооружение: 2015 (планы)

Боевая масса, т: 55

Экипаж, чел.: 3

Калибр пушки, мм: 120

Тип пушки: гладкоствольная

Боекомплект, выстрелов: 40

Скорострельность, выстр./мин.: до 10

Динамическая защита: есть

Удельная мощность, л.с./т: 27,3

Запас хода по шоссе, км: 450


Танк K2 «Черная пантера». Фото: wikipedia.org


Танк К2 «Черная пантера» эксперты называют первым самостоятельно разработанным южнокорейским танком. Его предшественник - К1 - представлял собой фактически адаптированный к условиям Корейского полуострова американский танк «Абрамс». Корейская новинка, судя по формальным тактико-техническим характеристикам и демонстрационным стрельбам, претендует на звание одного из самых современных танков. «Черная пантера», как и большинство нынешних танков стран - членов НАТО и их союзников, вооружена хорошо зарекомендовавшей себя, но уже устаревающей 120-миллиметровой гладкоствольной пушкой типа Rheinmetall Rh-120. Правда, она дополнена современным и быстрым автоматом заряжания, обеспечивающим высокий темп стрельбы. Однако этому же танку принадлежит и весьма сомнительный рекорд самой высокой стоимости боевой машины: 8,5 млн долларов за штуку. Неудивительно, что при такой цене армия Южной Кореи отказалась от полной замены парка К1 на К2 и заказала всего 297 новых машин.

Тип 10 (Япония)

Год принятия на вооружение: 2012

Боевая масса, т: 44

Экипаж, чел.: 3

Калибр пушки, мм: 120

Тип пушки: гладкоствольная

Боекомплект, выстрелов: 28

Калибр пулемета, мм: 1 х 7,62, 1 х 12,7

Динамическая защита: нет

Удельная мощность, л.с./т: 27,3

Максимальная скорость, км/ч: 70

Запас хода по шоссе, км: 450


Танк Тип 10 . Фото: Shizuo Kambayashi / АР


Замыкающий тройку лидеров нашего обзора новый японский танк Тип 10 - третий и последний из современных танков, обладающих самой высокой удельной мощностью двигателя. Как у «Арматы» и «Черной пантеры», она достигает показателя 27,3 лошадиные силы на тонну веса бронированной машины. Правда, такую тяговооруженность японский танк получил не за счет мощности двигателя, а за счет меньшей массы: 44 тонны против 55 у российского и южнокорейского соперников. «Армате» Тип 10 уступает и за счет своего основного - все той же 120-миллиметровой немецкой пушки, серийное производство которой началось аж в 1979 году.

«Арджун» Mk.I (Индия)

Боевая масса, т: 58,5

Экипаж, чел.: 4

Калибр пушки, мм: 120

Тип пушки: нарезная + пусковая установка ПТУР

Боекомплект, выстрелов: 39

Скорострельность, выстр./мин.: 6–8

Калибр пулемета, мм: 1 х 7,62, 1 х 12,7

Динамическая защита: нет

Мощность двигателя, л.с.: 1400

Удельная мощность, л.с./т: 23,9

Максимальная скорость, км/ч: 70

Запас хода по шоссе, км: 450


Танк «Арджун» Mk.I . Фото: M. Lakshman / АР


Подобно южнокорейскому К2, индийский «Арджун» можно считать первым самостоятельно разработанным танком Индии. Правда, на то, чтобы создать новинку, у индийских инженеров и технологов ушло ни много ни мало 37 лет! За это время многие решения, заложенные в индийском танке, устарели или вплотную приблизились к рубежу морального устаревания, а необходимость постоянно менять архитектуру и номенклатуру бортового оборудования привела к проблемам с унификацией. В итоге Индия приняла на вооружение всего 124 танка этой модификации.

Тип 99А2 (Китай)

Год принятия на вооружение: 2011

Боевая масса, т: 58

Экипаж, чел.: 3

Калибр пушки, мм: 125

Тип пушки: гладкоствольная

Боекомплект, выстрелов: 41

Скорострельность, выстр./мин.: 7

Калибр пулемета, мм: 1 х 7,62, 1 х 12,7

Динамическая защита: да

Мощность двигателя, л.с.: 1500

Максимальная скорость, км/ч: 70

Запас хода по шоссе, км: 450


Танк Тип 99А2. Фото: сайт


Китайский Тип 99А2 (самая современная модификация танка Тип 99, принятого на вооружение в 2001 году) - один из двух танков в этом обзоре, который полностью самостоятельной национальной разработкой назвать можно с некоторой натяжкой. В основе этой машины лежит хорошо зарекомендовавший себя во всем мире советский средний танк Т-72, правда, получивший совершенно новую сварную башню, усиленную защиту - как броневую, так и активную, а также гораздо более современную начинку. В частности, на Тип 99А2 устанавливается автомат заряжания, благодаря чему экипаж уменьшился до трех человек, а скорострельность возросла до семи выстрелов в минуту. Кроме того, уникальным для танков - участников этого рейтинга оборудованием является установленный на китайской машине лазерный комплекс активного противодействия, способный буквально ослеплять технику и солдат противника.

БМ «Оплот» (Украина)

Боевая масса, т: 51

Экипаж, чел.: 3

Калибр пушки, мм: 125

Боекомплект, выстрелов: 40

Скорострельность, выстр./мин.: 8

Калибр пулемета, мм: 1 х 7,62, 1 х 12,7

Динамическая защита: да

Мощность двигателя, л.с.: 1200

Максимальная скорость, км/ч: 70

Запас хода по шоссе, км: 500


Танк БМ «Оплот». Фото: сайт


Украинская боевая машина (именно так расшифровывается аббревиатура «БМ») «Оплот» - второй «условно самостоятельный» участник нынешнего рейтинга. Условность его самостоятельности придает то обстоятельство, что по сути БМ «Оплот» - четвертая производная от модификации советского танка Т-80У, точнее, его дизельного варианта, выпускавшегося на Харьковском заводе имени Малышева. Неудивительно, что этот вариант был спроектирован и воплощен в металле всего за три месяца и уже через полгода принят на вооружение армии Украины. Правда, до настоящего времени украинская армия так и не получила все заказанные 50 БМ «Оплот». Зато гораздо успешнее идет выполнение контракта с Таиландом, который должен получить 49 «Оплотов», 10 из которых уже доставлены в эту страну. Таким образом, на сегодняшний день вооруженные силы Королевства Таиланд являются единственной в мире армией, где БМ «Оплот» реально стоит на вооружении.

«Меркава» Mk.4М (Израиль)

Год принятия на вооружение: 2009

Боевая масса, т: 65

Экипаж, чел.: 4

Калибр пушки, мм: 120

Тип пушки: гладкоствольная + пусковая установка ПТУР

Боекомплект, выстрелов: 48

Скорострельность, выстр./мин.: 8–10

Калибр пулемета, мм: 2 х 7,62, 1 х 12,7, возможна установка 60-миллиметрового миномета

Динамическая защита: да

Мощность двигателя, л.с.: 1500

Удельная мощность, л.с./т: 23,5

Максимальная скорость, км/ч: 70

Запас хода по шоссе, км: 500


Танк «Меркава» Mk.4М Фото: Tsafrir Abayov / АР


По совокупности боевых возможностей и опыта боевого применения, которым могут похвастаться лишь три из десяти участников нынешнего рейтинга, израильский танк «Меркава» не раз признавался одним из лучших, а то и лучшим танком в мире за последние два-три десятка лет. Действительно, по соотношению боевой мощи, защищенности экипажа и самой машины, а также вооружению «Меркава» четвертого поколения имеет одни из лучших показателей, но только для израильского театра военных действий. «Меркава» никогда не поставлялась на экспорт, и, как считают многие военные эксперты, не только потому, что Армия обороны Израиля наложила запрет на продажу этих машин за рубеж, а еще и потому, что разработанный специально для израильских условий танк существенно потеряет в эффективности вне ближневосточного театра. В частности, он имеет слишком большую массу, чтобы свободно передвигаться в лесистой или болотистой местности, и совершенно не предназначен для преодоления водных преград.

«Челленджер 2» (Великобритания)

Год принятия на вооружение: 2008 (начало масштабной модернизации стоящих на вооружении машин)

Боевая масса, т: 62,5

Экипаж, чел.: 4

Калибр пушки, мм: 120

Тип пушки: нарезная

Боекомплект, выстрелов: 52

Скорострельность, выстр./мин.: 6–8

Калибр пулемета, мм: 2 х 7,62

Динамическая защита: да

Мощность двигателя, л.с.: 1200

Удельная мощность, л.с./т: 19,2

Максимальная скорость, км/ч: 56

Запас хода по шоссе, км: 400


Танк «Челленджер 2». Фото: Joerg Sarbach / AP


Британский танк «Челленджер 2» - вторая бронированная машина в этом рейтинге, имеющая реальный боевой опыт. Правда, весьма специфический: английские машины участвовали в так называемой миротворческой операции в Косово и воевали на стороне антииракской коалиции во время вторжения сил НАТО в Ирак в 2003 году. По утверждению экспертов, британские танки неплохо показали себя в боях; правда, мало кто из этих экспертов уточняет, что сражаться «Челленджерам 2» пришлось с морально и физически устаревшими иракскими Т-55 - танками, созданными в середине 50-х! Неудивительно, что в этом противостоянии британцы вышли победителями. Правда, иракский опыт все равно показал, что первоначально принятый на вооружение в 1991 году «Челленджер 2» нуждается в серьезной модернизации, которую и провели в 2008-м в отношении трех четвертей стоящих на вооружении танков: они получили новые пушки, новые двигатели и трансмиссию (немецкие вместо британских), а также новую систему управления огнем. Но и с этими новшествами британские танки все равно существенно уступают созданным в последнее десятилетие иностранным конкурентам.

«Леопард» 2A6М (Германия)

Год принятия на вооружение: 2004

Боевая масса, т: 59,9

Экипаж, чел.: 4

Калибр пушки, мм: 120

Тип пушки: гладкоствольная

Боекомплект, выстрелов: 44

Скорострельность, выстр./мин.: 6–8

Калибр пулемета, мм: 2 х 7,62

Динамическая защита: да

Мощность двигателя, л.с.: 1500

Удельная мощность, л.с./т: 25

Максимальная скорость, км/ч: 72

Запас хода по шоссе, км: 550


Танк «Леопард» 2A6М. Фото: сайт


Первые танки модели «Леопард» поступили на вооружение бундесвера в августе 1963 года. Попавший в нынешний рейтинг танк «Леопард» 2А6М - шестая модификация второго поколения легендарной бронированной машины. Легендарной потому, что на сегодняшний день она стоит на вооружении почти двух десятков стран, а многие ее узлы, прежде всего 120-миллиметровую гладкоствольную пушку, в более или менее переработанных вариантах можно встретить на многих зарубежных современных танках. При всем том, поскольку платформа танка не изменялась на протяжении нескольких десятилетий, каждая следующая модификация все ближе подходит к пределу модернизационных возможностей машины. А некоторые неизменные особенности «Леопарда» - как, например, отсутствие автомата заряжания, существенно снижают его боевые возможности.

«Абрамс» M1A2 SEP (США)

Год принятия на вооружение: 2000

Боевая масса, т: 63

Экипаж, чел.: 4

Калибр пушки, мм: 120

Тип пушки: гладкоствольная

Боекомплект, выстрелов: 42

Скорострельность, выстр./мин.: 6–8

Калибр пулемета, мм: 2 х 7,62, 1 х 12,7

Динамическая защита: да

Мощность двигателя, л.с.: 1500

Удельная мощность, л.с./т: 23,8

Максимальная скорость, км/ч: 67

Запас хода по шоссе, км: 425



Наряду с немецким «Леопардом», британским «Челленджером» и израильской «Меркавой» американский «Абрамс» можно смело назвать одним из самых знаменитых танков в мире. Что и неудивительно: первая модификация этой модели регулярно модернизировалась, получая все новые и новые бортовые системы, системы вооружения и управления огнем, а также активной и пассивной защиты. Поводом для каждой новой модернизации становилось участие этих танков в тех или иных боевых действиях, но всегда - за пределами самих Соединенных Штатов. Модель, которая вошла в нынешний рейтинг, получила прежде всего новую броню в лобовой части башни с урановым наполнителем, а также новые цифровые системы управления огнем и… кондиционер. В настоящее время в США ведутся работы над очередной реинкарнацией «Абрамса» - М1А3, который должен стать легче и быстрее своих предшественников. Вес новой модели составит 55 тонн, орудие станет высокоточным и дальнобойным - американские танкостроители явно встают в кильватер своим российским коллегам.

Нет нужды говорить о значении танков в защите государственного суверенитета, гарантии безопасности тех или иных стран. Развитое танкостроение, кроме того, служит хорошим источником экспортных доходов, его технические достижения повышают престиж государства. И невольно у многих людей возникает вопрос: "Какой самый мощный танк в мире?". Очень часто в различных зарубежных и отечественных изданиях, на страницах интернета, в популярных телепередачах делаются попытки обобщённого сравнения основных танков различных государств. То и дело встречаются статьи под названием "Топ самых мощных танков мира", широко известен фильм телеканала "Дискавери" на эту тему. Но практика показала неэффективность подобного подхода. Каждая модель танка создаётся в рамках конкретной доктрины, под решение специфических задач в соответствующих природно-климатических условиях. Характерный пример - израильский танк "Меркава". Имея отличную комплексную защиту и могущественное орудие, эта современная колесница (так переводится название модели "Меркава") является одним из главнейших претендентов на звание "самый мощный танк мира". Но только Израиль и Сингапур поставили его на вооружение, больше никто не выбрал его для своей армии. Будучи очень хорош для ограниченных пространств отдельных географических регионов, этот танк оказался слишком тяжёл и малоподвижен, непригоден для манёвренной войны. Кроме того, рейтинги типа "10 самых мощных танков мира" носят откровенный рекламно-пропагандистский характер. Так, по высказываниям китайских специалистов, лучший в мире танк, естественно, китайский тип 99. По американской версии, модели "Абрамс" и "Леопард 2" достойны звания "самый мощный танк в мире". Российские и многие зарубежные специалисты высоко ставят показатели модели Т-90 (модификации "Тагил" и "Владимир"). Украина же заявляет, что Т-84 "Оплот" в бою превзойдёт любой серийный танк мира. Как же разобраться в этом, если простые сравнения технических характеристик, компьютерные моделирования боёв и реальные боевые действия не позволяют однозначно выбрать бесспорного фаворита? Далее в статье делается попытка очередного краткого обзора большинства современных танков мира. Следует учесть, что приводимые здесь технические характеристики являются усреднёнными, так как могут меняться в зависимости от появления очередной модификации танка.

Россия и Украина

Отечественная школа танкостроения является одной из самых заслуженных в мире. Российский танк Т-90, безусловно, является лидером по критерию «стоимость-эффективность». Ранее советские, а ныне российские танки ценят многие страны за простоту в обслуживании, отличное вооружение и хорошую защиту, манёвренность и подвижность. Эти танки хорошо осваивались массовыми крестьянскими армиями с невысоким уровнем образования. Кроме того, российские, как и ранее советские, танки прошли проверку в условиях сибирских морозов, афганских и кавказских гор, пустынях Средней Азии и Ближнего Востока, влажных джунглях Венесуэлы и Вьетнама. Итак, Т-90. Танк имеет комбинированную броню, мощное 125-мм орудие, в боекомплекте которого есть и управляемые боеприпасы, что является несомненным плюсом отечественных танков. Размеры танка невелики, что, впрочем, в современных условиях уже не имеет решающего значения. Небольшой заброневой объём, благодаря уменьшению численности экипажа вследствие применения автомата заряжания пушки, встроенная динамическая защита в дополнение к комбинированной броне, пассивные ("Штора") и активные ("Арена" и "Дрозд") системы защиты тоже относятся к достижениям отечественного танкопрома. Как результат - вес танка Т-90 относительно невелик, намного меньше зарубежных моделей. Так что же, вот он, самый мощный танк в мире? Фото показывает его красивый стремительный силуэт, танк имеет высокий экспортный потенциал - Индия, Алжир, Венесуэла выбрали его для своих армий.

Но нет, Т-90 всё-таки имеет и серьёзные минусы. Его пушка до недавнего времени уже не могла с большой дистанции поражать в лоб современные танки, хотя сейчас здесь наблюдаются положительные изменения. Малый заброневой объём, кроме преимуществ, имеет и свой недостаток - экипаж размещён среди боеприпасов, что отрицательно сказывается на его безопасности в бою. Были нарекания и к двигателю, приборам наблюдения, системе управления огнём. Эти проблемы решены или решаются в последних модификациях (Т-90А, АМ, МС, АМ). Но, опять-таки, это пресловутое «но» - танки линейки Т-90 не закупаются российской армией, в ожидании перспективной модели идёт модернизация стареньких Т-72.

Украине по наследству достался один из самых заслуженных центров бывшего советского танкопрома - Харьковский завод транспортного машиностроения имени Малышева. Достаточно сказать, что самый знаковый танк Второй мировой войны, Т-34, родился именно здесь. За годы независимости украинские танкостроители добились больших успехов, модернизируя модели Т-64 и Т-84 УД (дизельные вариант Т-80). Созданы и постоянно модернизируются "Оплот-М" и Т-84 "Оплот" (это разные танки!). Во многом эти модели не уступают, а кое в чём и превосходят западные аналоги, имеют некоторые экспортные успехи (поставлялись в Пакистан, Таиланд). Больших успехов достигла Украина и в разработке собственных управляемых боеприпасов для танковых пушек. Но, всё же, это не прорывные проекты, по сути, это линия развития старых моделей и решающих преимуществ они не имеют.

На фото - Т-90:

США

Умелая реклама привела к тому, что американский танк "Абрамс М1" целым рядом специалистов был поставлен на первое-второе места многих танковых рейтингов. Он является несомненным успехом американских разработчиков, имеет мощную, очевидно, одну из лучших систем бронезащиты среди серийных танков мира. Мощный газотурбинный двигатель позволяет получить высокую удельную мощность. И всё же, у этого танка тоже немало минусов, часть из них обусловлена именно наличием газовой турбины. Повышенный расход топлива и воздуха для двигателя приводят к уменьшению запаса хода и необходимости очень часто менять фильтры воздуховодов, особенно, в запылённой атмосфере. Неожиданно выяснилась высокая уязвимость "Абрамсов" против российских и бывших советских противотанковых средств в Афганистане и Ираке. Даже старичок РПГ-7, отметивший своё шестидесятилетие, с новыми боеприпасами стал грозой "Абрамсов". Да и незначительный объём экспорта, несмотря на усиленную рекламу, говорит сам за себя. Кроме того, американцам, несмотря на усилия, не удаётся создать приемлемые образцы танковых управляемых снарядов и комплексов активной защиты (КАЗ). Нет, М1А2 один из сильнейших бойцов, но не самый мощный танк в мире.

На фото - танк M1A2 "Абрамс":

Германия

Если Т-90 является наследником традиций советского танкостроения, то "Леопард 2" - несомненное достижение другой сильной школы конструкторов бронетанковой техники, немецкой. Если кто скажет, что это - самый сильный танк в мире, то, пожалуй, и возразить будет нечего. Разве что сослаться на толпу конкурентов из стран - новичков в танкостроении, неожиданно создавших большое количество прекрасных образцов танков. Да и что можно поставить в упрёк "Леопарду" с его могучей 120 мм пушкой, недавно прошедшей модернизацию и получившей удлинённый с 44-х до 55-ти калибров ствол? На его значительно усилившийся уровень бронезащиты по сравнению с предыдущими модификациями? Разве что, большие размеры и массу, это отрицательно сказывается на возможностях переброски танков транспортными средствами, ограничения по грузоподъёмности мостов. Нет у "Леопарда" и управляемых снарядов, и комплексов активной защиты. Зато есть отличный, если не лучший, дизельный двигатель и прекрасная СУО (система управления оружием).

На фото - "Леопард 2":

Англия и Франция

А что же можно сказать о достижениях держав, где когда-то зародилось танкостроение? Английский "Челленджер 2", имея очень мощный уровень защиты, сильную пушку, отличную систему управления огнём (во время операции "Буря в пустыне" один из британских "Челленджеров" с первого выстрела уничтожил иракский Т-55 на дистанции в 5000 метров!), тем не менее, вызывал нарекание у английских специалистов, планировалось перевооружение британской армии на "Абрамсы". Главная претензия - невысокая скорость хода. Но иракская кампания поставила всё по своим местам - "Челленджер" оказался превосходным бойцом. Британский танкопром был спасён правительственными заказами. Вообще, после не очень удачных танков Второй мировой войны англичане сделали правильные выводы и их послевоенные танки были неплохи, хотя и тихоходны. Но танкисты любили их за надёжность, мощные пушки и отличную бронезащиту. Благодаря этому, их экипажи шли в бой, думая о выполнении боевой задачи, а не занимались поиском ближайшего укрытия. Кстати, "Челленджер 2" считается самым защищённым от кумулятивных снарядов танком в мире (в плане пассивной брони, активной защиты у него, увы, нет).

Французский АМХ-30, как и советский Т-55, и немецкий "Леопард-1", - детище концепции танка, которому не нужна сверхмощная защита, броня должна больше беречь от огня стрелкового оружия уцелевших после атомного удара опорных пунктов противника, ослаблять радиационное излучение. Такие танки должны были на высокой скорости пересекать очаги поражения атомными зарядами, выдерживать ударную волну и световое излучение от ядерных взрывов. Время шло, и концепция применения танков менялась. Так, во Франции на смену АМХ-30 пришла модель АМХ-56. После устранения ряда проблем танк вышел по большинству позиций на передовые (но не первые!) рубежи мирового танкостроения. Несмотря на это, никто, кроме Франции и ОАЭ, финансировавшей его разработку, не польстился на него. В настоящее время он серийно не производится, французы мечтают о новых танках, но реальных действий в этом направлении пока не отмечено.

Резюме: несмотря на успехи, ни английские образцы, ни тем более, французские не могут претендовать на титул "самый мощный танк в мире".

На снимке - "Челленджер 2" из Великобритании:

Израиль

Израильская концепция танков напоминает английскую - мощная пушка должна сломить сопротивление врага, пока мощная броня будет выдерживать обстрел со стороны вражеских орудий. И относительно невысокая скорость - на поле боя надо метко стрелять, а не лихо выписывать зигзаги и восьмёрки. Когда Великобритания наложила эмбарго на поставку "Чифтенов" в Израиль, эта страна была вынуждена создать свой танк. И он получился оригинальным! Переднее расположение двигателя позволило увеличить степень защиты экипажа - людские ресурсы в Израиле не безграничны, обученные специалисты ценятся вдвойне. Рациональная форма корпуса и башни увеличили стойкость к обстрелу. Сзади в корпусе появился свободный объём и сделан люк с дверцей. В образовавшемся отсеке можно поместить дополнительный боезапас или вывезти раненых с поля боя. Можно ли там возить десант - вопрос спорный. Применённая на первой модификации 105 мм пушка позже была заменена на 120 мм орудие.

Явные успехи израильтян наметились и в применении систем КАЗ и управляемых танковых боеприпасах. Тут, пожалуй, они не только наступают на пятки российским разработчикам, но и кое-где начинают их обходить. Впрочем, эта гонка далеко не закончена, и в рукавах конструкторов разных стран припрятано немало козырных тузов.

А где ложка дёгтя? Она - в огромной массе "Меркавы", это не критично для ливанских гор, городских застроек Сектора Газы, лагерей палестинских боевиков, но во многих случаях от танковых войск ждут стремительного манёвра. А, значит, будучи несколько специфическим танком, "Меркава" не может претендовать на титул наимощнейшего оружия. Хотя он и один из самых серьёзных аргументов на современном поле боя.

Япония

Основной танк этой страны носит название "Тип 90". Высокая защищённость, большая огневая мощь и хорошая подвижность омрачаются большой массой и высокой ценой, танк намного дороже американского "Абрамса". Применение его за пределами острова Хоккайдо проблематично. Но японцы создали и сейчас развёртывают более дешёвый и лёгкий вариант, получивший название "Тип 10". По массе он близок российским образцам, по боевым и техническим характеристикам напоминает западные танки. Будучи хорошими моделями, эти танки, несомненно, входят в топ самых мощных танков в мире, но не имеют распространения за пределами Японии. И не проверены в боевых действиях.

На фото - японский танк "Тип 10"

Китай

Китай разработал множество образцов бронетанковой техники. Последние модели - "Тип 96" , "Тип 98" и "Тип 99" вполне отвечают современным требованиям. Китайцы даже объявили о превосходстве "Типа 99" над любым танком мира, но это чистейшей воды пиар. Все модели являются развитием ещё советских моделей из линейки, ведущей своё начало от легендарного Т-34. И всё же, на поле боя это сильные оппоненты многим армиям мира.

На фото - гордость китайского танкопрома, "Тип 99"

Другие страны

Немало государств мира стали претендовать на членство в клубе танкостроителей. Здесь пока не видно экстраординарных образцов, хотя многие модели очень удачны и имеют много новшеств. Итак, краткий обзор. Бразилия разработала "Тамойо", оказавшийся неудачным, и "Озорио". Последний активно продвигался на экспорт, но успеха не имел. В настоящее время "Озорио" - точно не самый мощный танк в мире, хотя и имеет неплохие характеристики. Италия разработала в своё время модель "Ариэте" со 120 мм пушкой. Произведено около 200 машин, характеристики на уровне требований, но не самые выдающиеся. Не имея в боекомплекте управляемых боеприпасов, этот танк вскоре может получить оригинальный гаджет - выстреливаемый из ствола пушки беспилотный мини-самолёт, способный провести разведку в интересах танкового подразделения и подсветить цели лазером. В Южной Корее разворачивается производство танка K2 "Чёрная пантера", попавшего в книгу рекордов Гиннеса благодаря своей цене. Особенности танка: наличие управляемых боеприпасов (они не имеют ракетного двигателя, но поражают цели по навесной траектории сверху, в незащищённую зону). Танк может сбивать низколетящие самолёты. Имеется автомат заряжания, благодаря чему этот танк имеет рекордную скорострельность пушки среди всех современных танков - порядка 15 выстрелов в минуту. Индия долгое время пыталась реализовать проект "Арджун", по характеристикам он должен был соответствовать некоторым модификациям машины "Леопард 2". Да он и внешне похож на него, не говоря о том, что обе модели оснащены одним и тем же двигателем. Но пока у индийских разработчиков дела идут не очень хорошо, и Индия производит по лицензии российские Т-90. Поговаривают об "Арджун 2". И, наконец, самая неожиданная разработка - турецкий "Алтай". Создаётся при технической поддержке Кореи на базе танка "Чёрная пантера", главное отличие от прототипа - отсутствие автомата заряжания. Так что, собрать в коллекцию 10 самых мощных танков в мире несложно, только вариантов такой коллекции будет много, уж очень тесной и ровной толпой бегут по дистанции многочисленные участники забега на звание создателей самаого лучшего танка.

На фото - индийский "Арджун":

А что же в перспективе?

Разговоры о появлении в 2020 году танков с лазерными пушками, видимо, преждевременные, хотя давно ведутся работы над орудиями на новых принципах работы - с применением жидких метательных зарядов, рельсотронов (электромагнитных пушек). Но это, видимо, достаточно отдалённая перспектива, хотя прогнозы в этом деле - вещь неблагодарная. Появились образцы 140 мм пушек, в том числе, "Багира" на Украине. В России давно готова к серийному производству 152-мм гладкоствольная пушка, в принципе превосходящее всё, что можно ей противопоставить. Видимо, вскоре, по мере необходимости, всё это найдёт применение, когда нынешние пушки исчерпают свой потенциал.

А что же с танками новых образцов в ведущих странах мира? Пока немцы экспериментировали то ли с "Леопардом 2 А8", то ли с "Леопардом 3", американцы разрабатывали свою платформу будущей линейки бронетехники, французы мечтали о том, что они будут производить на своих заводах дальше, Россия эффектным показом перспективного танка Т-14 на празднике 70-летия победы взволновала весь мир. Украина заявила, что это её украденные Россией разработки, Германия сообщила, что "Армата" имеет немецкий след и т.д. Весь мир и до показа знал об этом танке, но когда его увидели своими глазами, то стало понятно - прорыв танкостроении возможен. Новый принцип защищённости экипажа, помещённого в бронированную капсулу, дистанционно управляемое оружие в необитаемой башне, новое орудие с повышенной эффективностью, геометрия корпуса, обеспечивающая новый уровень защиты. Можно многое перечислять, но ведь необитаемые башни и вынесенное вооружение - не новинка в теории, только до сих пор она не могла пробиться на реальные машины. И в Германии, и в Англии, и в СССР (в том числе и в Харькове) велись разработки с новыми компоновками. В России к 2011 году был подготовлен к серии более мощный, чем "Армата", танк Т95. Но по ряду объективных причин руководством было решено упростить и удешевить его, обновить устаревшие за долгие годы разработки решения. Так появился танк на платформе "Армата". Кажется, вот он, самый мощный современный танк в мире. Но что-то удерживает от излишнего оптимизма. Танк дорогой, проходит войсковые испытания, имеются проблемы с надёжностью, и ещё не факт, что он пойдёт в большую серию. И даже если планы в отношении этого танка будут реализованы, сохранит ли он нынешнюю конфигурацию или от некоторых наворотов придётся отказаться? Самое главное - оправдает ли себя система наблюдения и управления оружием в рамках концепции необитаемой башни?

На фотографии - "Армата" Т14:

Заключение

Представьте себе такую картину: на противоположных краях гипотетического поля боя стоят два танка-соперника в рейтингах боевых машин. Экипажи обучены абсолютно одинаково, оба видят друг друга, машины исправны, заправлены, боеприпасы загружены. По сигналу невидимого судьи люки машин захлопываются, двигатели запускаются. Оба танка, словно закованные в броню рыцари, устремляются навстречу друг другу и каждый с оптимальной для него дистанции открывает огонь по противнику. Так можно выявить чистое превосходство одного танка над другим. - "Абсурд! - скажете вы - так не бывает!". А разве не абсурд абстрактные танковые рейтинги? Боевые машины сильны взаимодействием между собой, обученностью экипажей и грамотностью командиров, тесным взаимодействием с другими родами войск и даже видами вооружённых сил, мощным боевым, тыловым и техническим обеспечением, слаженной работой штабов. Разведка, маскировка, инженерное оборудование местности и переправ, радиоэлектронное обеспечение - вот далеко не полный перечень условий, в которых воюют, побеждают или погибают танки. Конечно, и их техническое совершенство тоже играет роль, но как видно из приведенного обзора, лучшие современные танки находятся примерно на одном уровне, намечающиеся лидеры рискуют через некоторое время обзавестись равными себе конкурентами.

Таким образом, разработка и модернизация танков является постоянным процессом, интенсивность появления новинок то возрастает, то падает, но никогда не замирает на нулевой точке. В настоящее время намечается технический прорыв, и вывод соревнования танкостроителей на новый виток бесконечной спирали. И вот уже германский разработчик поглощает французскую государственную компанию, создавая базу для разработки будущей европейской "Арматы". Много ли им понадобиться времени, чтобы догнать Россию? Решение о разработке принято, технические находки уже известны, потенциал Европы не исчерпан. В то же время, нынешние танки ещё не изжили себя и долго будут модернизироваться, стоять на вооружении армий мира и на складах мобилизационного резерва. И вопрос том, какой танк самый мощный в мире, видимо, никогда не получит окончательного ответа.