Генеральный директор третьяковской галереи. Зельфира Трегулова, директор Третьяковской галереи: «Я не считаю Шагала белорусским художником

Биография директора Третьяковской галереи Зельфиры Трегуловой сегодня интересна многим. Ведь жизненный путь этой женщины заставляет восхищаться ею и удивляться многочисленным достижениям. Дама с необычной внешностью является кандидатом искусствоведения, авторитетным специалистом международного класса, руководителем неповторимых проектов, которые представляют отечественное искусство за границей. А с 2015 года Трегулова Зельфира Исмаиловна заняла должность генерального директора Третьяковской галереи. В новом амплуа женщина сумела доказать всем окружающим собственный профессионализм и свою преданность искусству.

Биография Зельфиры Трегуловой

Родилась Зельфира 13 июля 1955 года в латвийском городе Рига. Правда, несмотря на место рождения, обозначенное в метрике девочки, она не является латышкой по национальности. Пожалуй, ее яркая сейчас - самое убедительное тому подтверждение. В действительности по национальности Зельфира Трегулова - татарка. Ведь отец ее родом из Татарстана, а мать - из Киргизии. Родители девочки познакомились в российской столице, куда приехали, чтобы поступить в институт кинематографистов. Спустя некоторое время Трегуловы устроились работать в Рижскую киностудию и надолго остались там. Тут и родилась у них дочь, которую счастливые родители назвали Зельфирой.

Детские годы и юность

Отец девочки в те годы был военным оператором на фронте, снимавшим Потсдамскую конференцию, а мать занимала должность звукорежиссера. Так что воспитывалась девочка в довольно-таки творческой атмосфере. Может быть, именно это и подтолкнуло ее отдать предпочтение интеллигентной творческой профессии. С успехом окончив школу, Зельфира Трегулова поступила на искусствоведческий факультет в Московский государственный университет имени Ломоносова. Родители девочки полностью поддержали ее в желании стать искусствоведом и всячески помогали ей во время обучения. С ранних лет биография директора Третьяковской галереи Зельфиры Трегуловой тесно переплетается с художниками и их работами. В 1981 году девушка окончила аспирантуру МГУ.

Начало карьеры

Профессиональная деятельность Трегуловой Зельфиры Исмаиловны началась в 1984 году. В это время девушка начинает работу во Всесоюзной художественно-производственной ассоциации. Здесь Трегулова проявила свои координаторские и кураторские качества, занимаясь организацией выставок русского искусства за границей. Чуть позже Зельфире доверили пост ассистента генерального директора компании. Этой деятельности Зельфира посвятила 13 лет своей жизни.

В 1993 году Зельфира Исмаиловна отправилась на заграничную стажировку в Музей Соломона Р. Гуггенхайма, находящийся в столице США. Вернувшись на родину, в 1998 году Зельфира стала заведовать отделом международных связей в Пушкина. Чуть позже Трегулова получила предложение стать куратором музея, в котором несколько лет назад стажировалась.

Деятельность Трегуловой

Всего через несколько лет Зельфира получила новое назначение и заняла пост генерального директора Московского Кремля. На этой должности женщина занималась международными связями и выставочной работой. В Кремле Трегулова проработала целых 11 лет, после чего стала куратором Государственной музейно-выставочной ассоциации "РОСИЗО".

А вот качественно новым этапом своей жизни сама Зельфира Трегулова считает полученную возможность возглавить один из ведущих столичных музеев - Государственную Третьяковскую галерею. Новую перспективную должность искусствовед получила 10 февраля 2015 года.

Кроме основной работы в галерее, Зельфира занимается преподаванием в московской школе бизнеса, обучая галерейной деятельности и арт-менеджменту. Помимо этого, Трегулова состоит в при Министерстве культуры РФ. Вдобавок, кроме навыков искусствоведения и ведения коммерческой деятельности, женщина свободно владеет немецким, итальянским и французским языком.

Творческие достижения

В свое время Зельфира Исмаиловна проявила свое мастерство, будучи куратором самых масштабных выставок в крупнейших музеях мира. Руководила Трегулова такими известными проектами, как "Красноармейская студия", "Казимир Малевич и русский авангард", "Удиви меня", "Россия", "Амазонки авангарда", "Социалистические реализмы" и другими. В каждой своей выставке Зельфира демонстрирует зрителям собственное мировоззрение, лишенное советских оков и стереотипов. За последние годы аудитория смогла насладиться гениальными работами в выставках "Палладио в России" и "Виктор Попков", которые также прошли под руководством талантливого искусствоведа - Зельфиры Трегуловой.

За своими плечами женщина имеет не только множество знаменитых работ, но и многочисленные творческие достижения и награды. К примеру, Зельфира Исмаиловна удостоилась почетных грамот от Министерства культуры РФ, Ордена Звезды Италии за проведение Года итальянской культуры, Ордена Заслуг в виде креста с короной и стала лауреатом премии "Честь и достоинство профессии", вручаемой на Всероссийском фестивале "Интермузей".

Осенью 2016 года Трегулова была награждена золотой медалью имени Николаева. В этом же году Зельфира стала лауреатом премии "Государственный деятель".

К сожалению, женщина предпочитает скрывать свою частную жизнь от прессы и довольно-таки неохотно рассказывает истории из личной жизни. Но кое-что о ее семье все же известно.

Несмотря на то что женщина с малых лет хотела иметь большую семью и множество детишек в лучших традициях азиатских стран, ее мечте не суждено было сбыться. Ведь большую часть своей жизни Трегулова посвятила собственной карьере и любимому делу. Так что в браке Зельфиры на свет появился всего один ребенок - девочка.

Не так давно родители Зельфиры переехали из Риги и сейчас живут с дочерью, помогая растить внуков.

Дочь известного в Москве искусствоведа пошла по стопам матери и выбрала такую же профессию. Сейчас девушка состоит в браке и воспитывает двоих детишек - младшую дочь и старшего сына. Кстати, каждый член семьи наделен творческим талантом и хороший потенциал виден даже у внучки Трегуловой, которой всего лишь 2 года.

Ко вторнику министерство культуры РФ приготовило сразу две информационные бомбы. Вначале было объявлено об увольнении с поста директора Третьяковской галереи Ирины Лебедевой. А затем коллективу ГТГ была представлена в качестве нового директора Зельфира Исмаиловна Трегулова, чуть более года назад вступившая в должность гендиректора Государственного музейно-выставочного центра "РОСИЗО".

Что послужило непосредственным поводом для принятия решения Минкультом, трудно сказать. Но на взгляд не инсайдера, а стороннего наблюдателя ничто не предвещало грозы в начале февраля. Что касается отдаленных глухих раскатов в виде слухов, то кого сегодня слухами можно удивить?

Искусствовед, специалист по искусству русского авангарда Ирина Владимировна Лебедева, которая в 2009 году сменила на посту директора ГТГ Валентина Родионова, своей главной задачей считала "изменить отношение к Третьяковской галерее в публичном пространстве и внутри музея". Так, в 2013 году в интервью газете The Art Newspaper Russia она подчеркивала, что, если говорить о продолжении традиций, заложенных основателем Третьяковской галереи, то главная из них - отвечать на меняющиеся запросы современного общества на каждом историческом этапе жизни музея".

И нельзя сказать, что эта задача не решалась. Многие помнят очереди в 2012 на выставку Константина Коровина в залах ГТГ на Крымском валу. Причем это была не единственная ретроспектива, привлекшая внимание публики. Выставки последних лет высоко ценили эксперты. Достаточно сказать, что проект "Наталия Гончарова. Между востоком и западом", который впервые в России полно показал наследие "амазонки русского авангарда", был назван лучшей выставкой 2013 года и получил премию газеты "The Art Newspaper Russia".

Одним из самых значимых художественных событий прошлого года стала выставка "Георгий Костаки. Выезд из СССР разрешить…", приуроченная к 100-летию Георгия Костаки и позволившая увидеть масштаб деятельности этого уникального коллекционера. Нельзя не заметить, что именно выставочные проекты последних лет, сделанные во время руководства Ирины Лебедевой, стали фактически открытием заново наследия крупнейших отечественных художников: Николая Ге и Исаака Левитана, Михаила Нестерова и Александра Головина, Федора Федоровского и Павла Корина… Показ одной из самых легендарных серий Корина "Реквием. К истории создания "Руси уходящей" (2013) был сделан строго, сильно, эффектно.

Опять же, наряду с классикой в залах ГТГ показывали интересные проекты современного искусства. Сошлюсь на смелую и эффектную выставку Дмитрия Пригова "От Ренессанса до концептуализма и далее", которой сопутствовала богатая лекционная программа. Впрочем, культурно-образовательное "сопровождение" выставок в ГТГ сейчас не исключение, а правило. И если вспомнить, что, например, в 2012 году в ГТГ пришли полтора миллиона человек, то упреки теперь уже бывшего директора ГТГ в недостаточно хорошем менеджменте и в том, что не создана комфортная среда для посетителей, выглядят неоднозначно. Да, на Крымском валу нет буфета, и лучше бы, чтобы он был, но люди стоят в очереди не в буфет, а на выставки. И что-то незаметны очереди в кафе, которые находятся тут же, в двух шагах от входа в залы ГТГ на Крымском валу.

Понятно, что деятельность любого директора музея можно обсуждать, выбирая опцию "стакан наполовину полон" или "стакан наполовину пуст". Но, выбирая между ними, нельзя не вспомнить, что уже в 2014 году собрание ГТГ пополнилось работами нонконформистов из коллекции Леонида Талочкина: эти работы по решению вдовы коллекционера Татьяны Вендельштейн переданы из Музейного центра РГГУ в Третьяковскую галерею.

Иначе говоря, музейные дела, которые получает в "наследство" от старого директора Зельфира Исмаиловна Трегулова, человек очень опытный и известный в музейном сообществе, находятся отнюдь не в разоренном состоянии. Тем лучше для музея и нового директора. Выбор Министерством культуры именно Зельфиры Трегуловой на должность руководителя Третьяковской галереи вполне логичен. В 2013 году, объясняя назначение Зельфиры Исмаиловны на должность гендиректора "РОСИЗО", Владимир Мединский заметил, что "людей такого уровня компетенции в стране - единицы", и выразил надежду, что "под ее руководством "РОСИЗО" станет и эффективным органом, который реализует государственную выставочную политику".

Надо сказать, что его надежды оправдались. За полтора года "РОСИЗО" подготовило четыре заметных проекта. Это выставка Виктора Попкова, показанная в Венеции в залах университета Ка’Фоскари и в лондонском Сомерсет-хаусе (о московской ее версии см. "РГ"), а также проекты 2014 года "Палладио в России. От барокко до модернизма" (он был представлен в венецианском музее Коррер) и "Русская Швейцария" (показан в Женеве, о нем "РГ" писала). Кроме того, в Москве, в "Новом Манеже", показана выставка "Взгляни в глаза войны. Россия в Первой мировой войне в кинохронике, фотографиях, документах"… Но работа в "РОСИЗО" лишь часть богатого послужного списка Зельфиры Трегуловой. Среди проектов, в которых Трегулова принимала участие, - этапные выставки 1990-х "Великая утопия. Русский авангард 1915-1932", и "Москва - Берлин"/"Берлин - Москва".

О работе над этими проектами Трегулова вспоминала уже будучи директором "РОСИЗО": "Выставка "Великая утопия" стала для меня и моих коллег настоящим университетом. И еще один проект, на котором отточилось умение делать невозможное, - выставка "Москва - Берлин". "Утопия" состояла из полутора тысяч экспонатов из 56 музеев, а здесь экспонатов насчитывалось две с половиной тысячи, а количество собраний зашкаливало. Это был очень интересный проект: стык времен, поколений, стран. Такую выставку забыть невозможно, и когда смотришь на невероятный красный "кирпич"-каталог, то с трудом понимаешь, как можно было сделать два проекта - в Москве и Берлине".

Зельфира Трегулова известна также как куратор таких значимых международных проектов, как "Амазонки авангарда" (1999-2000, совместно с Джоном Боултом), "Россия!" (2005), - "Казимир Малевич и русский авангард" (2013-2014). К сожалению, выставку Малевича, показанную в амстердамском Музее Стеделик, лондонской галерее Тейт Модерн, а также в Бонне, в России не увидели. Что касается опыта работы в музеях, то у Трегуловой он тоже немаленький. В 1998-2000 годах она заведовала отделом зарубежных связей и выставок в ГМИИ им А.С.Пушкина, и одиннадцать лет, с 2002 по 2013 была заместителем генерального директора по выставочной работе и международным связям Музеев Московского Кремля. Так что, можно сказать, на капитанский мостик Третьяковской галереи пришел опытный "морской волк".

Справка "РГ"

В 1977 году окончила искусствоведческое отделение исторического факультета МГУ, в 1981-м - аспирантуру МГУ.

В 1984-1997 годах работала во Всесоюзном художественно-производственном объединении Е.В.Вучетича как координатор и куратор масштабных выставок русского искусства, организованных за рубежом, в последние годы - в качестве помощника генерального директора.

В 1993-1994 - стажировка в Музее Соломона Р.Гуггенхайма в Нью-Йорке.

В 1998-2000 - заведовала отделом зарубежных связей и выставок в ГМИИ им. А.С.Пушкина. 2002-2013 - зам. генерального директора по выставочной работе и международным связям Музеев Московского Кремля.

С 2013 по февраль 2015 - генеральный директор Государственного музейно-выставочного центра "РОСИЗО".

З ельфира Трегулова – искусствовед, куратор международных музейных проектов, назначена руководителем одного из ведущих музеев страны.

До нового назначения она возглавляла музейно-выставочный центр .

Зельфира Исмаиловна родилась 13 июня 1955 года в Риге. В 1977 году окончила искусствоведческое отделение исторического факультета МГУ, а в 1981-м – аспирантуру. В 1993–1994 годах проходила стажировку в Музее Соломона Р. Гуггенхайма в Нью-Йорке. В 1998–2000 годах была заведующей отделом зарубежных связей и выставок в . C 2002 по 2013 год была заместителем генерального директора по выставочной работе и международным связям в .

За 11 лет в Кремле состоялся ряд крупных международных проектов, познакомивших россиян с сокровищами оттоманских султанов, китайских императоров и представителей рода Медичи, а также искусством ювелира Рене Лалика и короля моды Поля Пуаре, произведениями скульптора Генри Мура.

Кроме того, Зельфира Трегулова не раз выступила куратором еще ряда международных проектов. Так, на выставке «Бубновый валет: между Сезанном и авангардом», показанной в Монте-Карло, жители Монако впервые увидели живопись русских авангардистов Петра Кончаловского, Аристарха Лентулова, Ильи Машкова, Александра Куприна, Роберта Фалька. В свою очередь, экспозиция «Виденье танца», посвященная 100-летию «Русских сезонов» Сергея Дягилева, привезенная из Монако в Россию, впервые продемонстрировала зрителю не только эскизы декораций Александра Бенуа, Льва Бакста и Пабло Пикассо к постановкам Дягилева, но и настоящие костюмы к балетам «Шехеразада» и «Золотой петушок» Н.А. Римского-Корсакова и «Весна священная» И.Ф. Стравинского, в которых блистали великие танцовщицы Анна Павлова, Тамара Карсавина, Ида Рубинштейн.

Также в ее кураторском багаже – выставки «Амазонки авангарда», показанные в Музеях Гуггенхайма в Берлине, Венеции, Нью-Йорке и Королевской Академии в Лондоне, «Казимир Малевич и русский авангард», проходившая в стенах Музея Стеделик в Амстердаме и галерее Тейт Модерн в Лондоне.

«Людей такого уровня компетенции в стране – единицы»

Владимир Мединский

Так министр культуры сказал при назначении Зельфиры Трегуловой руководителем центра «РОСИЗО» полтора года назад. И это – не преувеличение.

За это время центр реализовал 82 выставочных проекта, среди которых признанная всеми СМИ лучшей экспозиций «Взгляни в глаза войны. Россия в Первой мировой войне в кинохронике, фотографиях, документах» и несколько зарубежных: «Виктор Попков. 1932–1974», показанная в Венеции и Лондоне, «Палладио и Россия. От барокко до модернизма» (Венеция) и «Русская Швейцария» (Женева). Кроме того, в ушедшем году «РОСИЗО» совместно с Министерством культуры РФ провел фестиваль «Интермузей 2014», собравший рекордное количество посетителей – за неделю работы более 14 тысяч человек.

Увлеченный искусствовед, влюбленная в свое дело Зельфира Исмаиловна считает, что «музей – это не то, что обычно представляется: традиционное и консервативное. Сегодня музеи – живые институции, идущие в ногу со временем, обращенные к молодежи, детям, всем желающим». Специалист самого высокого уровня и обширных знаний, она любит воплощать в жизнь самые необычные проекты: «мне интересно делать не только выставки на экспорт, но и здесь, в России, причем выставки несколько иного плана, чем сейчас делаются», - говорит она.

Зельфира Трегулова хорошо представляет, что значит возглавить институцию с именем Третьякова, но трудности ее не пугают.

«Галерея всегда аккумулировала самое современное искусство, которое очень точно выражало свое время, и одновременно тщательно собирала и изучала искусство предшествующих поколений. Развивать оба эти направления сегодня очень важно, поскольку это не просто следование традиции, заложенной в основе собрания. Если точно следовать этим двум направлениям, мы можем получить новое качество и нового зрителя. Важен вопрос, как привлекать людей в музей с тем, чтобы это были не только выставочные залы, но и вся среда побуждала человека остаться подольше и воспользоваться новыми способами получения информации».

Зельфира Трегулова

Предыдущий директор , Ирина Лебедева, была уволена с формулировкой «по инициативе работодателя».

«Затянуто строительство 2-го корпуса, скандалы вокруг музея, так и не создана комфортная среда для посетителей, школьников, студентов, методистов. Главный художественный музей страны, русского искусства так и не стал методическим центром. В планах - снижение (!) посещаемости на 15 процентов», - говорит директор Департамента культурного наследия Министерства культуры Михаил Брызгалов.

«Насколько я знаю, Ирине Владимировне предлагали остаться в музее в качестве научного сотрудника. Министерство предлагало Лебедевой достаточно высокие должности и в других подведомственных учреждениях культуры, так как ее опыт как искусствоведа, безусловно, не вызывает никаких претензий. Давно возникали претензии к ней как к менеджеру, претензии организационно-правового характера, как к руководителю, отвечающему за стройки, реставрацию», - сообщил советник Президента РФ по культуре Владимир Толстой.

Руководителем назначена Татьяна Волосатова - заместитель гендиректора этого музейно-выставочного объединения по развитию и связям с общественностью.

зельфира трегулова интервью

Директор ГТГ Зельфира Трегулова, вовремя понявшая, «что снобизм в себе надо изживать» , за считанные месяцы сумела не только поменять в глазах посетителей имидж музея, но и методы, и стилистику его работы. Об этом и о многом другом - в интервью Милены Орловой...


«Вы активно участвуете в художественной жизни Москвы: только за одну неделю вы были на ток-шоу в Еврейском музее, на Artplay участвовали в дискуссии об идеальном музее с Мариной Лошак, открыли выставку «Романтический реализм» в Манеже, вас можно видеть на всех важных вернисажах. Это удивительно для директора такого большого музея. За девять месяцев вы стали медиаперсоной. Расскажите, зачем это вам и для чего это Третьяковской галерее?

Понятно, не для того, чтобы удовлетворить собственное тщеславие. В предыдущие годы я получила все, что человеку нужно, чтобы ощущать себя профессионалом. Еще в бытность свою заместителем директора Музеев Московского Кремля я часто появлялась на различных выставках. Мне интересно.

Любой директор музея сегодня­ — а в особенности это касается таких музеев, как Третьяковская галерея, Русский, Эрмитаж, Пушкинский, которые представляют гигантский временной отрезок, — должен ориентироваться в том, что происходит в художественной жизни здесь, в России, и что происходит в мире.
Учиться не поздно никогда, тем более если речь идет о выставках таких выдающихся художников, как Аниш Капур или Михаль Ровнер, или о визите Билла Виолы. Я рада была, что они к нам пришли. Разговор с такими людьми, и особенно в экспозиции Третьяковской галереи, открывает что-то совсем иное.

Это какой-то новый жанр: недавно вы провели экскурсию по музею и для знаменитого британского художника Аниша Капура.

Действительно, для Аниша Капура открыли закрытую Третьяковскую галерею. Это не фигура речи. Он возник в шестом часу вечера в понедельник, когда у музея выходной. У него было всего полчаса, и он решил посмотреть на иконы.

Он прошел мимо Айвазовского, внимательно посмотрел на его работы. На обратном пути еще раз уточнил, кто это такой. Когда я спросила: «А что вам в этом интересно?», — он мне сказал нечто, что для меня, наверное, сейчас стало одной из новых, интересных точек зрения, на нее мы будем опираться, делая ретроспективу Айвазовского, которая откроется 28 июля 2016 года.

Что именно, сейчас не скажу. Но я поняла, что снобизм в себе надо изживать. Мне кажется очень важным в ситуации абсолютной нетолерантности, партийности и приверженности какой-то косной, зашоренной точке зрения расширять фокус и смотреть на все абсолютно объективно, и, в частности, выставка в Манеже как раз немножечко и про это.

«Романтический реализм. Советская живопись 1925—1945» в Манеже — зрелище впечатляющее. Говорят, что вы эту выставку как куратор сделали за две недели. Это для вас рекорд?

Нет, за два месяца. В общем, рекорд. В своих лекциях в университете я все время говорю, что хорошие выставки делаются годами. До этого у меня пример минимального срока подготовки прекрасной выставки — это Палладио в России, которую мы сделали в РОСИЗО ровно за год сумасшедшего, каторжного труда.

А здесь два месяца. Понимаете, представилась возможность сделать первую большую серьезную музейную выставку в Манеже. Это вскрыло довольно важную историю: у Министерства культуры, у федеральных музеев нет большого выставочного пространства, где можно было бы показывать масштабнейшие проекты.

За девять месяцев, что вы руководите галереей, вы всячески промоутируете «новую Третьяковку» на Крымском Валу. Там открыли вход с набережной, сделали модный музейный магазин, новый дизайн, музыкальный фестиваль во дворике. Но ощущение такое, что сами выставки современного искусства у вас на втором плане, в отличие от других музеев, которые сейчас за них хватаются как за какую-то особую соломинку, которая их приведет к новой аудитории.

Нет, это вам так кажется. Начнем с того, что наш отдел новейших течений работает очень активно. За это время состоялись две большие выставки.

Гиперреализм готовился задолго до моего прихода. Мне это было очень интересно, потому что я сама — свидетель того, как возникало это течение. Я работала во Всесоюзном художественно-производственном объединении им. Вучетича, которое организовывало всесоюзные выставки типа Мы строим коммунизм или Молодые художники в борьбе за мир в 1987 году в Манеже, когда впервые выступал Гребенщиков, когда на сцене был Артур Миллер. Это было потрясающее время, 1987 год.

Выставка была прекрасная, и мне показалось, что и Кирилл Светляков, руководитель отдела, и все сотрудники очень интересно работают и с аудиторией, и с дизайнером Алексеем Подкидышевым, который делал этот проект.

Следующая выставка Метагеография — один из самых интересных проектов в рамках Московской биеннале современного искусства. Притом что там нет каких-то громких имен и там поднято на поверхность из запасников энное количество работ художников 1930-х годов, которых я сама никогда не видела.

Мы привлекаем молодую аудиторию именно на такие проекты, не говоря уже о самых различных программах, например о Ночи музеев, где мы делали акцент на том, что этот год — год 100-летия Черного квадрата Малевича, основополагающего произведения искусства ХХ столетия.

Для этой аудитории была подготовлена замечательная инсталляция, посвященная Малевичу, — 3D-проекция студии Sila Sveta во дворе. И невзирая на проливной дождь, было море людей. Море!

А как новшества на Крымском повлияли на посещаемость?

Из-за ремонта кровли в Третьяковской галерее до 5 октября не было ни одной большой выставки в основном выставочном зале. Серова мы открыли 6 октября.

Если сравнить посещаемость Крымского Вала за эти месяцы с посещаемостью в 2014 году, когда в большом зале шли своим чередом выставки Наталии Гончаровой и коллекции Костаки, то у нас разница всего 4 тыс. человек. То есть при закрытом большом выставочном пространстве мы сумели привлечь очень большое количество людей.

Я вам могу открыть еще секрет по поводу посещаемости: мы продлили часы работы и ввели бесплатную среду. И она была очень эффективной. Нам важно, чтобы люди приходили на Крымский Вал, когда там не так много выставок, и шли в постоянную экспозицию. Потому что вот уж она достойна всяческого внимания.

Я имела в виду, скорее, образ галереи в тех же СМИ. Меня, например, поразило интервью, которое вы дали «Эху Москвы». Вы, как заклинатель змей, повторяли: «Серов — главный русский художник, самый лучший русский художник». Что же вы будете делать с другими русскими художниками? Вы сами чем объясняете успех у публики выставки Серова? Мне показалось, что это интервью было секретным оружием… Как говорил гипнотизер Кашпировский: «Вы заряжены на Серова».

Наверное, все-таки я немножечко колдунья. Валентин Серов — один из моих любимых художников. Интеллигентные люди в советские времена любили Серова, и тогда было очень острое ощущение, что смерть его была страшно преждевременной и оборвала какое-то невероятно интересное развитие. И я уверена в этом до сих пор, и мне кажется, что мы это продемонстрировали.

Так вот, я пришла в галерею, когда над выставкой работали не меньше двух с половиной лет, и я не вмешалась в состав выставки ни на йоту. Но мне показался неправильным общий принцип решения экспозиции. Я вмешалась в это радикально, убедила переделать.

Чтобы это была выставка, зайдя на которую зритель столбенел от того, что там увидел. Вот прямо сразу, с первого зала. И чтобы при этом она была легкая, прозрачная, без узких, тесных выгородок. Чтобы разворачивались самые различные перспективы, и произведения разных периодов вступали в диалог.

Я вас слушаю с наслаждением и слушала бы и слушала, но все же: кто придумал ролик с ожившей картиной «Девочка с персиками»? Это, конечно, смешно было.

Научные сотрудники сопротивлялись, но этот тизер собрал полмиллиона просмотров! Очереди на выставку стоят еще и благодаря ему. Да, кому-то может показаться смешным, но в нем нет ничего, на мой взгляд, пошлого. И сделано просто, недорого. Денег мы туда не вбухивали, и вообще на рекламу затрачена просто смешная сумма.

Эффективность социальных сетей сейчас нельзя недооценивать.

Конечно, сарафанного радио, социальных сетей и так далее. Вы знаете, даже министр, зайдя в соцсети, увидел жалобы посетителей на очереди и звонил мне в субботу: «Почему у вас работает одна касса?» Да, не предполагали, что будет такой наплыв. Думали, ну две тысячи в день.

А тут как сразу бабахнуло тысяч пять в субботу. В среднем 4350 посетителей в день. Предыдущим рекордом Третьяковской галереи была выставка Левитана — 2100 человек в день. Холодно, а люди стоят. И мы бы принимали больше, но просто возможности зала и нормы соблюдения безопасности произведений ограничивают вход в здание.

Многие музеи за рубежом продают билеты заранее в Интернете.

Во время недавней конференции на ВДНХ, посвященной новейшим технологиям, инновациям, я была одним из спикеров. Оказалось очень полезно. (Это к вопросу о том, зачем я везде хожу.) Там мы замечательно пообщались с Лораном Гаво из Google, и вот я сейчас встречаюсь с ним в Париже, и мы уже наметили три интереснейшие программы. И еще мы будем сотрудничать с образовательным ресурсом «Арзамас».

Мы долгое время в музейном деле увлекались мультимедийными и прочими новейшими технологиями. И как всегда, оказались в ряду отстающих: весь мир уже понял, что, когда у тебя есть подлинные произведения искусства или памятники культуры, мультимедиа — средство исключительно вспомогательное, отнюдь не основное.

Всюду в мире в музеях возвращаются к высказыванию с помощью подлинника. Когда живешь в этом тяжелом, очень застрессованном мире, нужно то, с помощью чего можно держаться на плаву, это своеобразный «детокс».

Вот я пришла в воскресенье на выставку Серова, потому что пришел с семьей господин Костин, первое лицо Банка ВТБ, нашего главного спонсора. Я видела, как люди выходили из галереи, отстояв перед этим два часа на улице, и у всех лица сияли. Когда я разговаривала на выставке с журналистами, все заканчивалось тем, что у многих на глазах появлялись слезы.

В конкурсе на разработку концепции развития галереи выиграла западная компания, и вы на пресс-конференции сказали, что в России специалистов такого класса и уровня нет. А каких еще специалистов в музейном деле у нас не хватает?

В принципе, аутсорсинг — это нормальная система сегодня. Те, кто считает деньги, выводят какие-то сферы деятельности на аутсорсинг. Это более эффективно и более выгодно, чем содержать у себя в штате людей на зарплате.

Каких специалистов нет? Ну, давайте начнем с самого болезненного вопроса: как раз специалистов-искусствоведов.

Удивили!

Не хочу сказать, что мое поколение было самое талантливое и замечательное, но, когда я поступала на искусствоведческое отделение в Московский университет, к моменту сдачи всех экзаменов осталось 20 человек на место. Когда поступала моя дочь в 1998 году, конкурс был 1,8 человека на место.

Когда я оканчивала университет, венцом всех мечтаний было оказаться в музее. Пушкинский музей — для тех, кто по западному, Третьяковка — для тех, кто специализировался по русскому искусству. Сейчас не так, к сожалению.

Сейчас все самые яркие, самые интересные студенты идут в другие сферы: уходят в PR, в частные институции, в образовательные проекты.

Когда выставку делают люди, проработавшие в галерее многие десятки лет, их довольно сложно сориентировать на иной тип мышления. Проблема в том, что смены-то нет. А где взять других специалистов по Репину и передвижникам, которые, как ни крути, основа коллекции Третьяковской галереи?

Но даже тех, кто к нам идет, иногда приходится профессионально переориентировать. Они специализировались по другому искусству, по другому периоду.

По каким русским художникам вы советуете специализироваться сейчас?

Пожалуйста, молодые люди, занимайтесь передвижниками, это очень интересно! Сегодня настал момент посмотреть на них совсем по-другому. И выявить множество интереснейших, актуальных вещей, начиная с того, что это момент начала художественного рынка в России и что это было коммерческое предприятие. О чем, естественно, в советской историографии никто даже не упоминал.

Можно заниматься «Бубновым валетом», рубежом XIX—XX веков, Александром Ивановым, в конце концов. Кроме Михаила Михайловича Алленова, никто из ярких фигур этим уже не занимается. Для меня его спецкурс в университете по Александру Иванову был переворотом сознания, как, впрочем, и спецкурс по Врубелю.

Смею верить, что я была любимой ученицей. И когда я писала диплом, он в очень тяжелый для меня момент был просто как отец. Причем за меня не написал ни слова.

Может быть, выход в приглашенных кураторах?

Конечно, у нас уже есть приглашенные кураторы. Например, Аркадий Ипполитов из Эрмитажа. Он делает выставку из собраний Музеев Ватикана, которую мы принимаем осенью следующего года в обмен на выставку Библейские сюжеты в русском искусстве, которую делаем в Ватикане.

Аркадий Ипполитов как раз тот человек, который может совершенно по-новому расширить любую самую традиционную тему, и при этом он специалист по итальянскому искусству, человек невероятной эрудиции.

То есть у вас такой межмузейный обмен получается?

Мы с Эрмитажем сотрудничаем. У нас есть несколько проектов, обсуждаем вопрос о том, что, возможно, станем партнерами Эрмитажа в Казани и будем там проводить выставки из собрания Третьяковской галереи. А нам нужно обязательно делать региональные проекты, потому что из-за существующей экономической ситуации в этом году у нас не было ни одной выставки в городах России.

Все регионы заявили о том, что с экономической точки зрения этот проект потянуть не могут. Поступило предложение от мэра Казани и от президента Татарстана, поэтому сейчас будем над этим работать.

Вы меня извините за такой вопрос. Вот вы говорите про Казань…

Да-да-да, вот именно поэтому, когда ко мне с этим обратились, я сказала: вы знаете, я не готова открывать филиал в Казани, потому что все скажут, что я делаю это только потому, что я Трегулова Зельфира Исмаиловна, что я татарка по национальности.

Было бы интересно немножко узнать о вашей семье.

Когда моей маме в 1938 году выдавали паспорт, ее вместо Терегуловой записали как Трегулову. И слава богу, что вместо Саиды Хасановны не сделали Зинаидой Ивановной.

У меня были очень интеллигентные родители, 1919 и 1920 годов рождения, их давно уже нет в живых. Война, в общем, не способствует тому, чтобы люди жили долго. А отец мой прошел войну с 1941 по 1945 год как фронтовой оператор и снимал Потсдамскую конференцию.

Я выросла в очень правильной семье, совершенно идеалистической, что ли. В смысле соотнесения всего, что ты делаешь, с некоей высшей истиной и правилами, установленными не Господом Богом, а человечеством, притом что, вполне понятно, родители были атеисты. Я, скорее, агностик, да и полагаю, что мои родители были агностиками, просто не понимали, что это надо именно так называть.

И при этом, когда я однажды в первом классе пришла из школы с историей про Павлика Морозова, мама мне до четырех утра рассказывала историю нашей семьи. О репрессированном деде, которого взяли в 1929 году, несмотря на то что у него было восемь детей. Про то, как бабушка моя вывезла детей в Среднюю Азию, как она ночью сидела и выламывала себе золотые зубы, чтобы их продать и как-то прокормить детей.

Моя мама была младшей в семье, и именно благодаря этому она могла получить образование, поскольку в 1936 году была принята та самая сталинская Конституция, которая гарантировала образование даже детям врагов народа… Да, три ее брата погибли на фронте, старший брат был все-таки арестован, ну и далее везде.

А у моих детей прадедушка с другой стороны был расстрелян в 24 часа на Лубянке как немецкий шпион. Вот. Поэтому я страшно благодарна своим родителям, что они старались меня воспитывать, давая все, что можно было дать, возя регулярно в Ленинград (первый раз я была в Эрмитаже в семь лет).

Вы редкий пример музейного специалиста интернационального уровня, а сейчас опять важны пресловутые корни, скрепы, идентичность…

Если вы хотите спросить, кем я себя ощущаю, — я ощущаю себя абсолютно русским человеком, но с бытовыми привычками татарской девушки. Обувь, когда прихожу в дом, снимаю немедленно у порога.

Для татарской семьи если ты приходишь в дом и проходишь в сапогах или в туфлях — это оскорбление. Я знаю три слова по-татарски. Зато я свободно владею латышским языком, я выросла в Латвии, ну и, соответственно, английским, французским, немецким и итальянским (английским — свободно, а остальными — по мере надобности).

У вас была специализация по русскому искусству конца XIX века. А как вы попали в Музей Гуггенхайма?

Всесоюзное художественно-производственное объединение им. Вучетича сделало несколько легендарных выставок в 1980—1990-х начиная с Москвы — Парижа. В 1990 году я начала работать над выставкой Великая утопия. На той выставке было 1,5 тыс. экспонатов. Это великая выставка. Для меня это был университет и возможность работать с невероятными кураторами и с великой Захой Хадид, архитектором выставки.

У вас такой опыт, которым не обладают многие из ваших коллег, — опыт прямого контакта с западными музеями, самыми блестящими. Не могли бы вы сформулировать несколько вещей, которым вас научило это сотрудничество?

Научило многому. Я несколько раз была на длительных стажировках в зарубежных музеях: семь месяцев в Музее Гуггенхайма в Нью-Йорке и три недели в 2010 году в Метрополитен-музее. А до этого в Гуггенхайме две краткосрочные стажировки, связанные с Великой утопией. А до этого работа над выставкой Москва — сокровища и традиции, которую мы делали со Смитсоновским институтом.

Я только потом поняла, что это был мой первый кураторский проект, но хочу сказать, что эта выставка собрала 920 тыс. человек в США — в Сиэтле в рамках Игр доброй воли и в Смитсоновском институте в Вашингтоне. Меня тогда бросили, как котенка в воду, и сказали, что я должна сделать такую выставку: написать концепцию, отобрать экспонаты, договориться и так далее.

Это отличалось от советской практики?

Я очень многому научилась у моих зарубежных коллег: умению вести переговоры, общаться, договариваться, отстаивать свою позицию. Они невероятно корректные, вежливые — это форма уважения к человеку. Еще мне объяснили, что никогда нельзя быть неблагодарным и пользоваться бесплатным трудом. Если нет возможности человеку заплатить, надо ему сказать слова самой глубокой и искренней благодарности. Я всю жизнь следую этому принципу.

Видимо, вас научили и секретам общения с прессой, что у вас журналисты плачут?

Конечно, очень важная история — это отношения с прессой и спонсорами. В Музее Гуггенхайма я была посажена в кабинет заместителя директора (не нашлось другого местечка), и я видела, как они общались с прессой: прерывалось любое совещание, если приходил ведущий журналист из New York Times.

У меня был опыт общения и со спонсорами проектов, которые делал Музей Гуггенхайма, в частности выставки Амазонки авангарда.

У нас, пожалуй, осталось это тяжелое наследие советской эпохи — снобизм по отношению к людям, которые дают деньги.

Мы все делаем выставки только на спонсорские деньги. Музеи Кремля делали их только на спонсорские деньги все время, пока я там работала. Пушкинский музей был последним, кто получал государственные дотации на большие выставки благодаря невероятным усилиям Ирины Александровны, конечно, и ее авторитету.

Выставку Серова полностью финансировал Банк ВТБ. Они наши самые главные партнеры и дают деньги на самые значимые проекты. Деньги большие.

Сколько нам стоил привоз картин из Копенгагена и Парижа! Передо мной тут стояли люди и говорили: давайте откажемся, давайте откажемся. Трудно шли переговоры с датскими коллегами, пришлось даже Алексея Тизенгаузена, главу русского отдела Christie’s, привлечь.

Он помог с определением страховой оценки, потому что то, что владельцы предлагали изначально, не соответствовало стоимости работ Серова. А потом он убедил их, что нам можно доверять.

Вообще похоже, что поиск денег на большие проекты — одна из главных опций музеев сейчас.

Я поняла из опыта зарубежных музеев, что в отделах по фандрайзингу работают профессионалы, но что фандрайзинг не может быть отдан на откуп только этим людям, что спонсоры, у которых просят крупную сумму, должны понимать, на что они дают деньги, что это будет за проект. Должны быть люди — кураторы, искусствоведы, которые профессионально ответят на любой вопрос и могут преподнести проект так, что меценаты раскроют кошелек. Это очень важно». -

В Государственной Третьяковской галерее произошла смена руководства. Ирина Лебедева уволена с поста директора с формулировкой «по инициативе работодателя». Вместо нее назначена Зельфира Трегулова, ранее занимавшая должность руководителя музейно-выставочного объединения РОСИЗО.

«Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, приносящего многим пользу, всем удовольствие».

(Из завещания Павла Михайловича Третьякова)

Годом основания Третьяковской галереи принято считать 1856 год, когда Павел Третьяков приобрел две картины русских художников: «Искушение» Н. Г. Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» В. Г. Худякова. А уже в 1867 году для широкой публики в Замоскворечье была открыта «Московская городская галерея Павла и Сергея Третьяковых». Её коллекция насчитывала 1276 картин, 471 рисунок и 10 скульптур русских художников, а также 84 картины иностранных мастеров. Шли годы. И сегодня Государственная Третьяковская галерея имеет одну из самых крупных в мире коллекций русского изобразительного искусства, пережив войны, революции, смены политических режимов, а также, естественно, смену руководства.

Быть директором одного из трех ведущих музеев российской столицы - дело ответственное. Люди, которым выпадала честь возглавить Третьяковку, обычно задерживались здесь надолго. Например, бывший председатель Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР Поликарп Иванович Лебедев был директором государственной галереи целых 25 лет: с 1954-го по 1979-й год. Затем Поликарп Иванович стал «персональным пенсионером союзного значения», а ему на смену пришел народный художник СССР Юрий Константинович Королёв, который руководил Третьяковкой до самой смерти (1980—1992).

В декабре 1993 года правительственным распоряжением Родионов Валентин Алексеевич был назначен генеральным директором Всероссийского музейного объединения «Государственная Третьяковская галерея» сроком на два года. Но в итоге задержался на посту директора на целых пятнадцать. До 2009-го года. Его первоочередной задачей стало завершение ремонтно-реставрационных работ в Лаврушинском переулке. Ведь музей ему достался в жутком состоянии; на первые годы его руководства пришлись отключения электричества и забастовка охраны, хроническое безденежье и прочие прелести переходного периода. Но пережив вместе с галереей «тяжелые 90-е», проблемы с финансированием, Родионов решил хозяйственные вопросы, а Третьяковка обзавелась новыми помещениями, стала устраивать большие проекты, включая международные выставки и празднование собственного пышного 150-летия.

Но помимо спасения Третьяковки от разрухи с именем Родионова также связано несколько громких скандалов. Так, в 2005 году недовольство дирекции галереи вызвал спецпроект «Сообщники», который курировал известный искусствовед Андрей Ерофеев. Родионов счел содержащую изображения обнажённых частей тел экспозицию несоответствующей статусу Третьяковки и намеревался её закрыть.

В октябре того же года в ответ на коллективное письмо прихожан московского храма святого Николая в Заяцком, в котором православные верующие охарактеризовали работу художника Александра Косолапова «Икона-икра» как возбуждающую социальную и религиозную ненависть и вражду, Родионов распорядился снять с выставки «Русский поп-арт» данный фотоколлаж.

Также в 2007 году министр культуры России Александр Соколов в резкой форме раскритиковал подготовленную Третьяковкой к отправке в Париж выставку «Соц-Арт. Политическое искусство в России». В представленных на ней произведениях чиновник увидел черты позорящей страну порнографии. Руководство Третьяковской галереи подвергло список экспонатов цензуре и изъяло из него 17 работ. Затем Родионов подал в суд иск против Соколова о защите чести, достоинства и деловой репутации. Поводом к этому послужили опубликованные в газете «Московский комсомолец» выдержки из выступления министра на пресс-конференции, посвящённой ситуации вокруг парижской выставки, в котором сам музей в завуалированной форме был назван организацией, погрязшей в коррупции. Все закончилось мировым соглашением.

А уже через год последовало странное двухэтапное увольнение Валентина Алексеевича. Новым директором галереи стала его заместительница Ирина Владимировна Лебедева, которая в своем интервью акцентировала внимание на том, что «Многое будет определяться именно тем, что я по образованию искусствовед, а Валентин Алексеевич не искусствовед. На общеизвестные вещи мы с ним смотрим по-разному».


До того, как возглавить музей, она четыре года была заместителем по науке прежнего директора Валентина Родионова, считалась крупнейшим специалистом в области авангарда, проработала в Третьяковской галерее с середины 1980-х, начав карьеру с должности простого научного сотрудника. За время работы Лебедевой в качестве директора, в частности, был создан попечительский совет, реформирован лекторий и организовано несколько десятков выставок в России и за рубежом. Самые крупные среди них — «Святая Русь», которая после Москвы была показана в Лувре, «Видение танца. К столетию Дягилевских сезонов», Александр Дейнека. Работать, строить и не ныть!» и многие другие.

Но не смотря на то, что еще в 2011-м году первую женщину-директора Третьяковки поддержал сам министр культуры Авдеев и коллектив галереи, отвергнув все обвинения в адрес Лебедевой в присвоении служебных квартир, незаконном начислении премий и распродаже фондов музея в частные коллекции, зимой 2015 года Ирина Лебедева была уволена с поста директора с формулировкой «по инициативе работодателя».

«В Третьяковской галерее так и не создана комфортная среда для посетителей — нет кафе, магазинов, нет Wi-Fi. В планах руководства галереи — снижение посещаемости на 15%. Главный художественный музей страны, русского искусства так и не стал методическим центром»,- так объяснили в департаменте культурного наследия Минкультуры РФ причины увольнения Лебедевой.

О том, что в галерее не хватает эффективного управленца, говорили и подчиненные Ирины Лебедевой. Они даже написали открытое письмо. По слухам Лебедева незаконно заняла служебную квартиру по адресу Лаврушинский переулок дом 10 квартира 9, принадлежащую Галерее на праве оперативного управления. При этом оплата коммунальных услуг осуществляется за счет Галереи.

Тем временем вместо Ирины Владимировны, которая проработала в Третьяковской галерее 30 лет и возглавляла ее в течение последних 5 лет, на пост директора была назначена Зельфира Трегулова, перешедшая на эту должность с поста главы музейно-выставочного объединения РОСИЗО.


По ее словам на предложение возглавить Третьяковскую галерею она согласилась не сразу: «…я взяла пару дней на размышление. Я уже говорила о том, что мне надо было понять для себя самой, есть ли мне что предложить Третьяковской галерее и смогу ли я поднять эту меру ответственности. И потом, нужно было подумать о том, смогут ли мои коллеги в «РОСИЗО» развивать те проекты, которые были уже придуманы и запущены».

«Надо понять, что еще можно сделать, говорит она. — Чтобы, как это происходит в лучших европейских мировых музеях, Третьяковка стала важнейшим средоточием ценностей культуры. И это не только традиционные выставки, но и самые разные формы привлечения посетителей, в том числе, основанные на современных технологиях».

Зельфира Исмаиловна закончила искусствоведческое отделение Исторического факультета МГУ, проходила стажировку в Музее Соломона Р. Гуггенхайма в Нью-Йорке, была заведующей отделом зарубежных связей и выставок в ГМИИ им А. С. Пушкина, на протяжении 11 лет работала заместителем генерального директора по выставочной работе и международным связям в Музеях Московского Кремля.

С 14 августа 2013 года Зельфира Трегулова — генеральный директор Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО».

Следующим этапом в карьере музееведа с колоссальным опытом стал пост генерального директора ФГБУК «Всероссийское музейное объединение — Государственная Третьяковская галерея».

Хочется верить, что человек с подобным опытом действительно сможет многое «предложить Третьяковской галерее». Ведь перед Зельфирой Исмаиловной стоит множество задач: строительство нового корпуса, ремонт и перепланировка существующих помещений и выставки, выставки, выставки. О самых интересных из которых - непременно расскажет наш сайт.